Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 237.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер237.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  И.Н. Пономаревой,  рассчитанной на 68 часов (2 часа в неделю)  в соответствии с учебником, допущенным     Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева,, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология:   растения, бактерии, грибы, лишайники"  /М.: "Вентана-Граф", 2009 г./

    

   Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

·       освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

·       овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

·       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

·       воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

·       использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

               

         Задачи раздела «Растения» (6 класс )

 

Обучения:

1.     привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы,  экскурсии,

2.     создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования   

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности  через систему лабораторных работ  и экскурсии

-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях.

 Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,

 положительного отношения к учёбе, умения ставить цели  через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

 Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать)   через учебный материал каждого урока, лабораторные    работы.

 

   1. Введение. Общее знакомство с растениями (7 ч)
Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Oбщие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений, основные органы растений. Растение — живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.

Демонстрации:

Классификация организмов.

Многообразие видов растений.

Приспособление растений к среде обитания.

Лабораторная работа:

1. Знакомство с внешним строением цветкового растения (на примере плодов пастушьей сумки).

1. Знакомство с внешним строением спорового растения (папоротника с сорусами и спорами).
Экскурсии:

1. Мир растений вокруг нас.

2. Осенние явления в жизни растений.
2. Клеточное строение растений (5)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Строение растительной клетки.

Лабораторные работы:

3. Приготовление микропрепаратов растительных клеток

4. Изучение клеток кожицы лука

Контрольно-обобщающий урок:

Контрольная работа №1.


3. Органы цветковых растений (18ч)
Семя (3 ч)

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых pacтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Демонстрации:

Строение семени однодольного и двудольного растения.

Лабораторные работы:

5. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли).
Корень (3 ч)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.

Демонстрации:

Типы корневых систем.

Анатомическое строение корня.

Видоизменения корней.

Лабораторные работы:

6. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса).
Побег (7 ч)

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега и почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.

Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Демонстрации:

Строение вегетативных и генеративных почек.

Внешнее строение листа.

Типы листьев.

Анатомическое строение листа.

Видоизменения листьев.

Строение побега.

Типы побегов.

Анатомическое строение стебля древесного растения.

Видоизменения побегов.

Лабораторные работы:

7. Строение вегетативных и генеративных почек.

8. Внешнее строение листа.

9. Внешнее и внутреннее строение стебля.

10. Внешнее строение корневища и клубня.

Экскурсии:

3. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод (5 ч)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система — биосистема.

Демонстрации:

Строение цветка.

Типы плодов.

Приспособления растений к распространению плодов и семян.

Лабораторные работы:

11. Типы соцветий.

12. Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Контрольно-обобщающий урок:

Контрольная работа №2.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений..

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды в жизни растений.

Лабораторные работы:

13. Растения разных экологических по отношению к воде

Практические работы:

14. Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы.

Контрольно-обобщающий урок:

Контрольная работа №3.
5. Основные отделы царства растений (10 ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Ярославской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые).

Демонстрации:

Строение одноклеточной водоросли.

Многообразие водорослей.

Строение и размножение кукушкина льна.

Строение и размножение папоротниковидных.

Строение хвойных растений.

Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.

Многообразие голосеменных растений.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Растения разных отделов, семейств, видов (таблицы, гербарии).
Лабораторные работы:

15. Изучение внешнего строения моховидных растений

16. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений.

17. Изучение внешнего вида хвойных растений.

18. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

Контрольно-обобщающий урок:

Контрольная работа №4.
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (4 ч)

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Демонстрации:

Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.
7. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Демонстрации:

Строение и многообразие бактерий.
8. Царство Грибы. Лишайники (3 ч)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Демонстрации:

Строение шляпочного гриба.

Многообразие грибов.

Грибы-паразиты.

Строение и многообразие лишайников.
19. Изучение строения плесневых грибов.

9. Природные сообщества (6 ч)

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Контрольно-обобщающий урок:

Контрольная работа №5.

Резервное время 2 ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование

по биологии 6 класс.




урока



урока по теме

Содержание

Дата

Практическая часть

Дом.
задание







1. Введение ( 1ч )














Инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Наука о растениях – ботаника.







с. 4-8







I. Общее знакомство с растениями (6ч)














Мир растений.
Экскурсия №1. «Мир растений вокруг нас».




Э. № 1.

§1





Строение растений.
Л.р. № 1. «Знакомство с цветковыми растениями».




Л.р. № 1.

§2





Семенные и споровые растения.
Л.р. № 2. «Споры папоротника».




Л.р. № 2.

§2





Растение – живой организм.







§3





Условия жизни растения.
Экскурсия № 2. «Осенние явления в жизни растений».




Э. № 2.

§4





Среды жизни растений.







§5







II. Клеточное строение растений ( 5ч )














Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата.
Л.р. № 3. «Приготовление микропрепарата».




Л.р. № 3.

§6





Строение растительной клетки.
Л.р. № 4. «Изучение клеток кожицы лука».




Л.р. № 4.

§7





Процессы жизнедеятельности клетки.







§8





Ткани растений и их виды.







§9





Подведение итогов. Контрольная работа №1







с. 37-38







III. Органы цветковых растений ( 18 ч )
















3.1. Семя ( 3 ч )














Семя и его строение.
Л.р. № 5. «Изучение строения семени фасоли».




Л.р. № 5.

§10





Условия прорастания семян.







§11





Значение семян.







§12







3.2. Корень ( 3 ч )














Корень и его внешнее строение.
Л.р. № 6. «Строение корня у проростка тыквы».




Л.р. № 6.

§13





Внутреннее строение корня.







§14





Значение корней и их разнообразие.







§15







3.3. Побег ( 7 ч )














Побег. Строение и значение для растения.







§16





Почка – зачаточный побег растения.
Л.р. № 7. «Строение вегетативных и генеративных почек».




Л.р. № 7.

§17





Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение.
Л.р. № 8. «Внешнее строение листа».




Л.р. № 8.

§18





Значение листа в жизни растения.
Экскурсия № 3. «Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии».




Э. № 3.

§19





Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение.
Л.р. № 9. «Внешнее и внутреннее строение стебля».




Л.р. № 9.

§20





Многообразие стеблей.







§21





Видоизменение подземных побегов.
Л.р. № 10. «Внешнее строение корневища и клубня».




Л.р. № 10.

§22







3.4. Цветок ( 5 ч )














Цветок, его строение и значение.
Л.р. № 11. «Типы соцветий».




Л.р. № 11.

§23





Цветение и опыление растений.
Л.р. № 12. «Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».




Л.р. № 12.

§24





Плод. Его значение и многообразие форм.







§25





Растительный организм как живая система (биосистема).







§26





Подведение итогов. Контрольная работа №2


















IV. Основные процессы жизнедеятельности.

( 10 ч)














Корневое питание растений.







§27





Воздушное питание растений и фотосинтез.







§28





Космическая роль зелёных растений.







§29





Дыхание растений и обмен веществ.







§30





Значение воды в жизни растений.
Л.р. № 13. «Растения разных экологических групп по отношению к воде».




Л.р. № 13.

§31





Размножение растений. Оплодотворение.







§32





Вегетативное размножение растений.







§33





Использование вегетативного размножения человеком.
Л.р. № 14. «Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня и луковицы».




Л.р. № 14.

§34





Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.







§35-36





Подведение итогов. Контрольная работа №3
















V. Основные отделы царства Растений ( 10 ч )














Классификация растений.







§37





Водоросли. Общая характеристика.







§38





Многообразие водорослей, их значение.









§39





Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Л.р. № 15. «Изучение внешнего строения моховидных растений».




Л.р. № 15.

§40





Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение.
Л.р. № 16. «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений».




Л.р. № 16.

§41





Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
Л.р. № 17. «Изучение внешнего вида хвойных растений».




Л.р. № 17.

§42





Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Л.р. № 18. «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».




Л.р. № 18.

§43





Семейства класса Двудольные растения.







§44





Семейства класса Однодольные растения.







§45





Подведение итогов. Контрольная работа №4









с. 171-172







VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле ( 4 ч )














Понятие об эволюции растительного мира.







§46





Эволюция высших растений.







§47





Многообразие и происхождение культурных растений.







§48





Дары Старого и Нового Света.







§49
с. 186-189







VII. Царство Бактерии ( 3 ч )














Бактерии. Общая характеристика, строение.







§50





Многообразие бактерий.









§51





Значение бактерий в природе и в жизни человека.







§52
с. 196-197







VIII. Царство Грибы. Лишайники. ( 3 ч )














Царство Грибы. Общая характеристика.
Л.р. № 19. «Изучение строения плесневых грибов».




Л.р. № 19.

§53





Многообразие и значение грибов







§54





Лишайники. Общая характеристика и строение.







§55
с. 208-209







IX. Природные сообщества ( 6 ч )














Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.







§56





Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.







§57





Смена природных сообществ.







§58





Многообразие природных сообществ.







§59





Жизнь организмов в природе.







§60





Подведение итогов. Контрольная работа №5









с. 225-226







X. Задания на лето.














Летние наблюдения







с. 227-228





Итоговый урок по курсу ботаники.











РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, B.C.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии, Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009.
2. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, B.C.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии, Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф 2011.
3. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
4. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.
5. А. А. Калинина. Универсальные поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М. : ВАКО, 2007
6. С. Н. Лебедев. Уроки биологии с применением информационных технологий . 6 класс – М.: «Глобус», 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск