План
воспитательной работы в начальных классах
МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа – детский сад»
на 2012 -2013 учебный год
Человек – это просто я,
Это ты и моя семья,
Это все, кто умеет дружить,
Размышлять, сочинять и любить.
Иногда он бывает опасным и злым,
Но он все же прекрасен, как синий дельфин.
Это сложное существо,
Очень странным бывает оно.
Весь учебный год подразделяется на пять тем, наиболее важных для человека, можно сказать, его составляющих.
1. Я и моя Семья.
2. Я и мои Друзья.
3. Я и мое Отечество.
4. Я и мои Права.
5. Я и мое Здоровье.
Пятая тема «Я и мое здоровье» является завершением программы «По тропам здоровья», которая действует на протяжении всего учебного года.
Существует ряд определений здоровья. Общепринятое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Элементы здоровья можно изобразить в виде лепестков, а здоровьем будет – цветок. Вот каковы «лепестки» – элементы, из которых складывается «цветок здоровья» (впервые этот символ введен в практику исследований в 1984 году российским врачом М.Л.Лазоревым):
1. Физическое здоровье: здоровье нашего тела; то, что люди чаще всего понимают под словом «здоровье». Физическое здоровье – обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы.
2. Психическое здоровье: имеется в виду здоровье разума. Позитивное отношение к жизни улучшает здоровье тела, негативное ведет к болезням. Развитие положительной самооценки – важный аспект здоровья человека.
3. Социальное здоровье: здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Факторы поддерживающей социальной среды:
поддерживающие самооценку;
способствующие самореализации;
поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма;
психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких друзей, родственников, конкретная помощь в делах и пр.).
4. Психологическое здоровье: под этим термином понимается здоровье эмоций. Стрессы и перенапряжение в нашей жизни приводят к различным заболеваниям.
5. Интеллектуальное здоровье: под этим мы понимаем то, как человек получает и обрабатывает информацию. Однако знаний о хорошем здоровье недостаточно: нам нужно научиться принимать весомые решения и осваивать новые пути передачи наших знаний другим людям.
6. Духовное здоровье: под этим понимается система наших ценностей и убеждений, нравственных принципов и правил, понимание и переживание смысла жизни, освоение личностью духовной культуры человечества. В освоении социального пространства, процессе самореализации человек непременно опирается на те или иные духовные ценности, ценности события – совместного бытия в обществе.
В начале учебного года каждый класс отправляется по тропе Здоровья, пройдя которую дети познакомятся с различными «секретами» здоровья. А пройти тропу Здоровья детям помогут Уроки и Праздники Здоровья, а также различные воспитательные мероприятия, которые будут проходить каждую четверть. Задача каждого класса, пройдя тропу, к концу учебного года собрать цветные лепестки «цветка здоровья».
Каждый урок Здоровья или мероприятие, целью которого является получение цветного «лепестка здоровья», должен проходить в форме путешествия (одной из тропинок на пути к здоровью), следы которого приводят к желаемому результату.
II четверть
Тема: «Я и мои друзья»
Задача:
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему окружающему как проявлению жизни.
Направления:
Ты и я – мы теперь с тобой друзья! (взаимоотношения друзей)
Если будем мы дружить – безопасней будем жить! (Правила дорожного движения)
Друзья Лесовичка (Природа, животный мир)
Книги
Мероприятия:
№п/п
| Название мероприятия
| Примечание
| Классы
| Ответственные
| Дата проведения
| 1
| Рассуждение на тему:
«Если бы ты был другим человеком, хотел бы ты быть своим другом?»
«Единственный друг найти друга – быть им».
|
| 1-4
| Классные руководители 1-4 классов
| В течение сентября
| 2
| Игровая программа + Конкурс чтецов «Вместе весело шагать…»
| Комплекс игр на взаимодействие + первый этап конкурса чтецов. Второй этап – общешкольный.
| 1-4
| Классные руководители 1-4 классов
| октябрь
| 3
| выставка «Вместе весело шагать…»
|
| 2-4
| Классные руководители 2-4 классов
| октябрь
| 4
| Спортивный праздник «Ты + Я – мы теперь с тобой друзья!»
| В конце праздника классы получают «лепесток здоровья - «Мой организм».
| 1-4
| Классные руководители 1-4 классов
| ноябрь
| 5
| Акция «SOS».
| Дети находят людей или места на местности, которым необходима какая-либо помощь, и наносят их на схематическую карту (красные флажки) либо просто составляют список. Затем формируются группы «санитаров», которые будут оказывать нужную помощь людям, деревьям, птицам, книгам, (направления помощи могут быть разными).
| 3-4
| Классные руководители 3-4 классов
| В течение сентября -октября
| 6
| Лесной лабиринт «В гостях у Лесовичка»
|
| 1-2
| Классные руководители 1-2 классов
| октябрь
| 7
| Программа «Мы с мамой лучшие друзья»
| Программа посвящена Дню Матери.
| 1-4
| Классные руководители 1-4 классов
| ноябрь
| 8
| Урок «Если будем мы дружить – безопасней будем жить!»
| Уроки по правилам дорожного движения.
|
|
| сентябрь
| 9
| Конкурс рисунков «Молчаливые друзья»
| Рисунки дорожных знаков, которых нет, но они очень нужны людям. Обоснование.
|
|
| октябрь
| 10
| Уроки библиотекаря:
Чудо, имя которому книга!
Книги, которые знают всё
|
|
1-2
3-4
| Классные руководители 1-4 классов
| октябрь
декабрь
| 11
| Урок Здоровья (по выбору):
«Мир вокруг меня»
«Свежий воздух и вода – это наши доктора»
| Влияние окружающего мира на здоровье каждого человека. В конце урока дети получают «лепесток здоровья - «Окружающий мир».
|
|
| октябрь
ноябрь
декабрь
| 12
| Заключительные праздники по II четверти «ДРУЗЬЯ У НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ».
| Новогодние праздники
| 1-4
|
| Конец декабря
|
III четверть
1 тема: «Я и мое Отечество»
Задача:
Воспитание патриотических чувств (гордость за родной город, страну, сопереживание успехам Отечества).
Мероприятия:
№п/п
| Название мероприятия
| Примечание
| Классы
| Дата проведения
| 1
| Беседы:
Моя малая Родина (класс, школа, семья, дом, двор, город, страна)
«Люблю свой город».
|
История происхождения д.Нижняя Баланда
памятные места
| 1-4
|
| 2
| Игровая программа «Просит праздника душа!»
| Рассматриваются и проигрываются элементы праздников России.
| 1-4
|
|
| Конкурс кроссвордов на тему «Мое Отечество»
|
| 4
|
| 4
| Игра «Малая Зарничка»
|
| 1-3
|
| 5
| Игра «Зарничка»
|
| 4
|
| 6
| Выставка «Мой папа – солдат!»
|
|
|
| 7
| Проведение праздников, посвященных Дню Защитника Отечества.
| Проводятся для мальчиков, а также пап и дедушек учащихся.
| 1-4
|
| 8
| Посещение музеев.
| По желанию
| 1-4
|
| 9
| КВНы по различным предметам «Ими гордится наш класс».
| В конце мероприятий дети получают «лепесток здоровья - «Мои знания».
| 2-4
|
| 10
| Конкурс рисунков (фотографий) «Чудеса района»
| К рисунку или фотографии должна прилагаться информация, рассказывающая нам о том, почему именно это место (сооружение, здание) мы должны считать чудом нашего района.
| 1-4
|
| 11
| Конкурс чтецов «О Родине».
| Конкурс проходит в классе, а лучшие чтецы выходят на общешкольный уровень.
| 1-4
|
| 12
| Урок здорового питания «Вкуснятинка»
| Поговорить о полезной и вредной еде, о витаминах (загадки, работа карточками). Результаты неправильного питания.
| 1-4
|
| 13
| Заключительный праздник «МОЯ РОССИЯ, или ЦЕЛОГО МИРА МАЛО»
| Можно провести в форме кругосветки. Каждый класс с группой детей готовит один этап (сказки, пословицы, стихи, загадки, праздники, частушки, традиции, обряды и другое). Остальные дети посещают все этапы.
| 1-4
|
|
2 тема: «Я и мои права»
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Дети шли знакомиться справами.
Рядом взрослые их крепко за руку держали,
В путь-дорогу всех сопровождали.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Задача:
В простой и доступной форме рассказать детям о вполне реальных правах каждого ребенка.
Мероприятия:
№п/п
| Название мероприятия
| Примечание
| Классы
| Дата проведения
| 1
| Беседы (в обязательном порядке):
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Какие права у меня есть?
Прав ли я?
«Детство – добрая страна»
«Семья – защита от обид»
«Если дети наши плачут, их не защитили, значит».
|
Об основных правах ребенка, изложенных в Конвенции ООН.
Право на достойную и счастливую жизнь.
Право на дом и семью.
Право на помощь и на защиту от обид и оскорблений.
| 1-4
|
| 2
| Игровая программа «Что в имени тебе моем?»
| Право на имя, фамилию, гражданство.
| 1-4
|
| 3
| Конкурс рисунков «Моя самая любимая игрушка»
| Право на собственность (игрушки, книжки, одежду)
| 1-3
|
| 4
| Урок здоровья«Для красоты твоей здоровье – наиважнейшее условие».
Урок хорошего настроения
Физминутки, дыхательные гимнастики и для глаз
| Право на охрану здоровья, на отдых и досуг, что положительно влияет на эмоциональное состояние человека, его настроение. В конце урока дети получают «лепесток здоровья – «Мои эмоции»
| 1-4
|
| 5
| Занятие (возможно сочинение) «Права, о которых мечтаю я».
| Обсуждаются права, о которых мечтают дети.
| 3-4
|
| 6
| Конкурсная игра «Путешествие по страницам сказок»
| В процессе игры рассматриваются нарушение прав ребенка на примере любимых детских сказок.
| 1-2
|
| 7
| Конкурс чтецов на тему «Мои права»
| Первый этап – в классе. Второй – общешкольный.
|
|
| ???
8
| Программа «Мульти-пульти»
| Каждый класс представляет команду в количестве 6 человек. Программа состоит вопросов и ответов. Вопрос – просмотр фрагмента мультфильма, в котором нарушаются права их героев. А команды отвечают на вопросы. Все ответы оцениваются жюри.
| 3-4
|
| 9
| Заключительное коллективное дело «Конкурс РИСОВАННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ»
| Каждый класс выбирает сказку или мультик, в котором нарушаются права их героев. Каждый ребенок рисует один эпизод (картинку) из мультика (распределяется учитель). Затем, все рисунки соединяются в общую киноленту. Выставка. Награждение лучших рисованных мультфильмов.
| 1-4
|
| 10
| Линейка закрытия.
| Награждение.
| 1-4
|
|
IV четверть
«Я и мое здоровье»
Задача:
Осознание потребности каждым ребенком в здоровом образе жизни.
Мероприятия:
№п/п
| Название мероприятия
| Примечание
| Классы
| Дата проведения
| 1
| Изготовление коллажа на тему здоровья
| Сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий
| 3-4
|
| 2
| Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров!»
|
| 1-4
|
| 3
| Обсуждение пословицы «Здоровый нищий счастливее больного короля»
|
| 1-4
|
| 4
| Конкурс чтецов на тему «Здоровье»
| Первый этап – в классе. Второй – общешкольный.
| 1-4
|
| 5
| Спортивный праздник «Мы теперь одна большая 7Я»
|
| 1-4
|
| 6
| Участие в весенней неделе добра
|
| 1-4
|
| 7
| Беседы-рассуждения:
Мои вредные привычки
Мои полезные привычки
Культура и я
Лесная аптечка
|
| 1-4
| В течение всей четверти
| 8
| Практическое занятие «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
| Рассмотреть разные методы закаливания: ходьба босиком, воздушные ванны, обтирание, растирание, бег и другие.
| 1-4
|
| 9
| Заключительный «Урок здоровья «В гостях у Неболита»
| дети получают последний «лепесток здоровья – «Ценности»
| 1-4
|
| 10
| Конкурс полезных советов «Если хочешь быть здоров!».
| Дети пишут полезные советы по уходу за своим здоровьем и оформляют их в любой форме.
| 2-4
|
| 11
| Заключительный праздник «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
|
| 1-4
|
|
Традиционные мероприятия в начальной школе
№ п/п
| Мероприятие
| Дата проведения
| 1
| День Знаний
| 1 сентября
| 2
| Посвящение в первоклассники
| октябрь
| 3
| Вот и стали мы на год взрослей
| октябрь
| 4
| День Матери
| ноябрь
| 5
| Праздник Новогодней Ёлки
| декабрь
| 6
| Малая Зарничка и Зарничка
| февраль
| 7
| Прощание с Букварем
| март
| 8
| Спортивный праздник
| сентябрь, апрель
| 9
| Праздник Здоровья
| сентябрь, ноябрь, март, апрель
| 10
| Прощание с Начальной школой
| май
| 11
| Праздник «До свидания первый класс!»
| май
| 12
| Праздник «Звездный дождь»
| май
|
|