Урок биологии и химии





Скачать 201.02 Kb.
НазваниеУрок биологии и химии
Дата публикации30.06.2013
Размер201.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема «Витамины»

Интегрированный урок биологии и химии

«Мы едим для того, чтобы жить,

а не живем для того, чтобы есть»

 

Задачи:1.Сформировать знания о витаминах как об органических соединениях, основные группы витаминов и их значение. Понятия авитаминоз и гипервитаминоз. Формирование навыков компьютерной грамотности, работа по технологии веб-квест.

2.Развивать представления о химических и физико-химических методах анализа веществ; прививать умения проектирования и исследования, закрепить навыки экспериментирования.

3.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Предварительная подготовка: 
- Поиск определений слова «витамины» в различных источниках (ресурсы интернета) – работает весь класс. 
- Подготовка сообщения по теме: «История витаминов», используя материалы сети Интернет – 1 группа. 
- Подготовка сообщения по теме: «Кладовая здоровья» - 2 группа. 
- Подготовка сообщения по теме: «Сохранность витаминов» - 3 группа.

Оформление компьютерных презентаций в Power Point программе.

- Учащиеся 4 и 5 группы участвуют в практической части урока.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, пробирки, штатив, держатель, спиртовка, раствор йода, крахмальный клейстер, лимонный сок, капустный рассол, компот, яблочный сок, подсолнечное масло, хлорид 1% раствор FeCl3, рыбий жир, куриный желток, раствор брома.

Тип урока: урок-исследование.

Метод: проекты на межпредметной основе с практикумом.


Ход урока

I. Организационный момент (урок проводит учитель биологии и учитель химии в роли консультанта, класс делится на группы исследователей и экспертов)




Теоретическая часть урока:

Учитель биологии: Тема нашего урока «Витамины».

Приглашаем 1-ую группу исследователей с проектом «История витаминов» ( сообщение учащегося с презентацией). Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то

время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным. Однако наука XIX столетия находилась в противоречии многовековой практикой. Жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней (например, цинги, рахита, бери-бери, пеллагры) и характером питания. Что же привело к открытию витаминов-этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели. В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери - так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита» - жизнь и «амин» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, кальциферол, - соответственно А, В, С, D. Привычные нам буквенные обозначения - это дань традиции.

Учитель биологии: Мы познакомились с историей открытия витаминов (в тетрадях записываем даты и фамилии ученых).

В природе существуют более 20 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: А, РР, С, группы В, D, К и т.д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, так как практически не образуется в организме). Запишем в тетради:

Витамины - это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

Витамины: 1) водорастворимые - С, Р, РР, Н, группы В;

2) жирорастворимые — А, D, Е, К.

Авитаминоз - недостаток витаминов в организме.

Гипервитаминоз - излишек витаминов в организме

Приглашаем выступить 2-ую группу исследователей с проектом «Кладовая здоровья» ( сообщение учащихся с презентацией и таблицами)

Учитель биологии: Мы познакомились с сообщением о видах витаминов, узнали о содержании этих витаминов в продуктах питания.

Проблемная ситуация: Как сохранить витамины в пище?

Сохранность витаминов в пище (работа по слайдам). Существует научно обоснованная суточная потребность организма в витаминах. В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения. Наименее устойчивы витамины А, В1, В,. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в два раза меньше, чем в сырой моркови. Разрушение его происходит и при её сушке. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения - около 1/5 витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

Практическая часть урока:

Учитель биологии: А теперь проведем исследования по определению наличия витаминов А, С, D в некоторых продуктах (экспертным группам выдаются инструктивные карточки, работы групп консультирует учитель химии - перед проведением урока ученики ознакомились с правилами техники безопасности выполнения химических опытов).

Инструктивная карточка: Определение витамина С в овощах и фруктах. Спиртовой раствор йода разведите с дистиллированной водой до цвета крепкого чая. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. Возьмите 1 мл лимонного сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало. Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

Инструктивная карточка: Определение витамина А в подсолнечном масле. В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeCl3 При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Инструктивная карточка: Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.

Реклама

Вас беспокоит маленький рост. Вы часто болеете и плохо видите в сумерках.

РЕТИНОЛ - вот решение ваших проблем. Всего 0,9 мг в сутки и Вы абсолютно здоровый человек.

Аналитическая часть урока: (закрепление урока)

Учитель биологии: Рассмотрим таблицу сохранности витаминов в продуктах в процессе хранения. Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Ученики: Вывод - количество витаминов уменьшается.

Проблемная ситуация: Что мешает усвоению витаминов?

Алкоголь - разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний...

Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен...

Кофеин - убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка...

Аспирин - уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия...

Антибиотики - разрушают витамины группы В, железо, кальций, магний...

Снотворные средства - затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В, сильно снижают уровень кальция.

Учитель биологии: На интерактивной доске вам предлагаю решить следующую задачу (устно): Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 грамм, содержание витамина С (аскорбиновой кислоты) в лимоне составляет 0,5 %, суточная потребность взрослого человека в витамине С - 100 мг. (учитель химии консультирует условие задачи).

Подведение итогов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии и химии iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок биологии и химии iconВнеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Урок биологии и химии iconРазработка урока подготовлена учителем химии- биологии Р. А. Мухсиновой...
Разработка урока подготовлена учителем химии- биологии Р. А. Мухсиновой учителем английского языка Р. Г. Тимергалиевой Интегрированный...
Урок биологии и химии iconАнализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год
Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве
Урок биологии и химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии»
Урок биологии и химии iconАнализ работы мо учителей биологии и химии за 2012-2013 учебный год
Мо учителей химии и биологии работало над темой «Повышение качества образования»
Урок биологии и химии iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Урок биологии и химии iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Урок биологии и химии iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 05, Сд. Ф. 5, Сд. Дс....
Автор программы: Прохорова С. А., доцент кафедры биологии и химии; В. А. Крыштоп, ст преподаватель кафедры биологии и химии
Урок биологии и химии iconУрок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек»
Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение...
Урок биологии и химии iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок биологии и химии iconЭкзаменационные билеты по биологии, географии, химии представленные...
По результатам экзаменационных материалов по биологии, химии, и географии за курс основной и средней школы учреждения образования...
Урок биологии и химии iconУрок по пищеварительной системе Интегрированный урок химии и биологии по теме
Цель: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать...
Урок биологии и химии iconПрограмма межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии
«Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной...
Урок биологии и химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный конкурс разработок внеклассных мероприятий «Педагогический фейерверк» среди учителей химии, биологии и экологии проводится...
Урок биологии и химии iconОтчет о проведении предметной недели по химии и биологии в мбоу «сош №1 Верхне-Нойберского с/п»
Началась предметная неделя с объявления на общешкольной линейке. Организатор школы Мусостова А. М. объявила учащимся и их классным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск