№
| Тема урока Домашнее задание Тип урока
| Количество часов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающегося
| Виды контроля измерители
| Информационно-методическое обеспечение
| Дата проведения
| план
| факт
| ГЛАВА 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)
|
|
| 1.
| Краткая история развития биологии. Методы биологии. Вводный урок, урок повторения и обобщения знаний. Д.з стр.4 -5 (методы биологии). Приготовить сообщения об использовании биологических знаний в практической деятельности людей.
|
| Ключевые понятия
Система биологических наук Факты Объект изучения биологии — живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира.
| Называть:
естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления; методы исследований живой природы.
Объяснять:
роль биологии в формировании научного мировоззрения; .-роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.
| Задания со свободным выбором ответа
| Текст учебника . Введение. Фотографии, ксерокопии обложек научно-популярных книг, портреты ученых.
|
4/9
|
| 2.
| Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.
Урок повторения и обобщения знаний.
|
| Ключевые понятия
Жизнь Факты
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой природы. Явления Свойства живого.
| Давать определение понятию жизнь.
Перечислять:
уровни организации живой материи; основные свойства живого
| Задания со свободным выбором ответа
|
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие свойства жизни и уровни организации жизни.
|
11
|
|
| Д.з по тетради (до методов познания живой природы).
|
| Дискретность и целостность. Наследственность и изменчивость. Открытость. Ритмичность. Адаптация. Процессы Метаболизм. Саморегуляция. Размножение. Раздражимость и движение.
| Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации.
| .
|
|
|
| Выделять основные признаки понятия «биологическая система». Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь».
|
|
|
| 3,
| Зачет №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания».
|
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Задания: закончить (дополнить) предложение.
| 18
|
| Урок контроля и оценки знаний (вводный контроль).
| Д.з: повторить по учебнику 9 класса материал об истории изучения клетки.
|
|
| Раздел 2. КЛЕТКА (10 часов + 1 час на зачет)
|
|
|
|
|
| Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)
|
25
|
| 4.
| История изучения клетки. Клеточная теория.
|
| Ключевые понятия
Теория Цитология Объекты Клетки эукариот и прокариот. Вирусы. Факты Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
| Давать определение ключевым понятиям.
Называть и описывать
этапы создания клеточной теории.
| Задания со свободным ответом.
Вопросы № 1,2 на стр. 31 учебника.
| Текст учебника § 7. Рис.10 учебника.
Клеточная теория строения организмов.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Д.з .§ 7. подготовить ответы на вопросы стр. 31
|
| Этапы создания клеточной теории: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Явления Паразитизм на генетическом уровне. Закономерности, теории Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Дополнение Р. Вирхова. Основные положения современной клеточной теории.
| Называть:
положения современной клеточной теории; > вклад ученых в создание клеточной теории.
Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Приводить доказательства к положениям клеточной теории.
| Вопросы №2, 3 на стр. 31 учебника.
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 2.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (4 часа)
|
|
|
| 5.
| Химический состав клетки. Неорганические вещества. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. .§1. 10 стр. подготовить ответы на вопросы
|
| Ключевые понятия
Гидрофильные соединения Гидрофобные соединения Органогены Микроэлементы Макроэлементы Ультрамикроэлементы Факты Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Роль неорганических
| Давать определение ключевым понятиям.
Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Приводить примеры биохимических эндемий.
Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство жи-
| Задания со свободным ответом.
Вопросы № 2,3 на стр. 10 учебника.
Вопрос № 1 на стр. 10 учебника.
Задания со
| Текст учебника § 1.
Неорганические вещества. Рис.1 учебника.
|
2/10
|
|
|
|
| и организма человека. Закономерности,
теории
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы.
| вой и неживой природы.
| свободным ответом.
|
|
|
| Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека.
|
| Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды.
| 6.
| Органические вещества. Ли-пиды и углеводы.
|
| Ключевые понятия
Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные вещества
Объекты
Липиды, липоиды, углеводы. Факты Химический состав клетки. Жиры. Классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жиропо-добные вещества. Углеводы. Классифика-
ция углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль липидов, липоидов в клетке: источник энергии, источник метаболи-
ческой воды, защитная функция. Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных веществ и
| Давать определение ключевым понятиям.
| Задания со свободным ответом.
| Текст учебника § 2..
| 9
|
| Комбинированный урок.
| Описывать элементарный состав углеводов и липидов.
| Вопросы № 1,2 на стр. 14 и вопрос №1 на стр. 14 учебника.
| Рис. 2 учебника; углеводы, ли-пиды.
| Д.з. §2.
14 стр. подготовить ответы на вопросы
| Приводить примеры углеводов и липидов различных групп.
| Вопрос № 2 на стр. 14 и.
| углеводы, ли-пиды.
|
| Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.
| Вопросы № 3, на стр. 14.
|
| Находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее.
| Задания со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Научно-популярные издания, ресурсы Интернета.
|
|
|
| энергии, структурная и защитная функции.
| Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов.
|
|
|
|
| 7.
| Органические вещества. Белки.
|
| Ключевые понятия
Биополимеры Полипептиды Объекты Белки. Пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Факты Химический состав клетки. Белки. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации. Процессы Денатурация и ренату-рация. Причины денатурации.
| Давать определение ключевым понятиям.
| Задания со свободным ответом.
| Текст учебника § 3. § 4
|
16
|
| Комбинированный урок. Д.з. §3, 4
20, 22 стр. подготовить ответы на вопросы
| Называть:
элементарный состав и мономеры белков; функции белков.
| Вопросы № 1, 2, 3 на стр. 20
учебника.
| Рис. 5, 6 учебника; Органические вещества - белки.
| Описывать проявление функций белков.
| Описание рисунка 4 на стр.15 учебника.
| Текст учебника §3.4.
| Перечислять причины денатурации белков. Объяснять механизм образования белков.
| Описание рисунка 5, 6 на стр.18, 19 учебника
|
| Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.
Находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать ее.
| Вопросы для обсуждения №1. 2. 3 на стр. 22.
|
| Задания со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Научно-популярные издания, ресурсы Интернета.
| Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей.
|
| 8.
| Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
Д.з § 5. стр подготовить ответы на вопросы
Комбинированный урок.
|
| Ключевые понятия
Биополимеры Объекты
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Факты Химический состав клет
| Давать определение ключевым понятиям.
| Задания со свободным ответом.
| Текст учебника § 5.
|
23
|
| Называть:типы нуклеиновых кислот;
| Вопросы № 1,2, 4,5 на стр. 25
| Текст учебника § 5.
|
|
|
| ки. Открытие Иоганном Фридрихом Мишером нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель наследственной информации (хранение наследственной информации, передача информации следующему поколению; передача генетической информации из ядра в цитоплазму). Виды РНК; транспортная, рибосома льная, информационная (матричная). Процесс Удвоение молекулы ДНК.
Закономерности, теории Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа.
| функции нуклеиновых кислот.
| учебника.
|
|
|
| Выделять различия в
строении и функциях ДНК и РНК.
| Вопрос № 3, 6 на стр. 25
учебника
| Рис. 7, 8 учебника; Органические вещества - нуклеиновые кислоты.
| Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать ее.
| Задания со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Научно-популярные издания, ресурсы Интернета.
| Прогнозировать послед ствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.
|
|
| ТЕМА
| 3. СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОИ КЛЕТКИ (3 часа)
| 9.
| Эукариотиче-ская клетка Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.
|
| Ключевые понятия
Эукариоты Экзоцитоз Эндоцитоз
| Давать определение ключевым понятиям.
| Задания со свободным ответом.
| Текст учебника §8.
|
30
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Объекты
Органоиды клетки эука-риот: ЭПС (шероховатая или гранулярная; гладкая или агранулярная), клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизо-сомы; митохондрии, пла-
| Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки. * Сравнивать строение растительной и животной
| Вопросы № 1, 2, 3, 4 на стр. 37 учебника. Выполнение лабораторных работ №1, 2 и практической работы №1
| Рис.11 учебника; Цитоплазма, ее органоиды.
| стиды лейкопласты
|
|
| Д.з. §8,9
37 стр. 39 стр. подготовить ответы на вопросы
|
| хлоропласты, хромопласты), рибосомы. Факты Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Процесс Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности. Закономерности, теории Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны.
| клеток.
| «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений, животных. Наблюдение, описание и сравнение клеток растений и животных» и выводы к ним.
|
|
|
|
|
| Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.
| Вопрос № 1 на стр. 39
Учебника.
|
|
|
|
|
|
| Раскрывать взаимосвязь
строения и функций мембраны клетки. Различать механизм пи-ноцитоза и фагоцитоза.
| Вопросы № 2,3,4 на стр. 39
Учебника.
| Рис. 11 учебника; Клеточная мембрана.
|
|
|
|
|
| Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки. прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ее органоидов.
|
|
|
| 10.
| Клеточное ядро. Хромосомы.
Комбинированный урок.
Д.з. § 10
44 стр. подготовить ответы на вопросы
|
| Ключевые понятия
Гаплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы. Диплоидный набор хромосом. Кариотип. Объекты Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы. Факты
| Давать определение ключевым понятиям.
| Вопросы № 1, 2, 3 на стр. 44
учебника.
| Текст учебника §10
| 13/11
|
|
|
| Описывать строение ядра эукариотической клетки.
| Рис.: Клеточное ядро.
|
|
|
| Перечислять функции структурных компонентов ядра.
| Текст учебника §10; Клеточное ядро.
|
|
|
|
| Характеризовать строение и состав хроматина.
| Текст учебника §10.
|
|
|
|
| Строение клетки. Четко сформированное ядро -обязательный компонент клеток эукариот. Строение и функции
хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
| Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать ее.
прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки утраты ядра.
| Задания со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Научно-популярные издания, ресурсы Интернета.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Прокариотиче-ская клетка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Д.з. §10.выучить таблицу в стр. 43.
|
| Ключевые понятия
Прокариоты Эукариоты Объекты
| Давать определение ключевым понятиям.
| Задания со свободным ответом.
| Текст учебника §10.
| 20
|
|
|
| Органоиды прокариоти-ческой клетки: клеточная стенка, мембрана, нук-леоид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома. Факты Доядерные клетки (прокариоты). Разнообразие прокариот.
| Называть:
части и органоиды прока-риотической клетки; экологическую роль бактерий.
| Вопрос № 3 на стр. 44
учебника.
таблица на стр. 43 учебника.
| Рис. 18 учебника; : Прокариотиче-ская клетка.
|
|
|
|
| Форма клеток бактерий: палочковидные, сферические, спиралевидные, в форме запятой.
Распространение и значение бактерий в природе. Процесс Спорообразование.
| Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.
Выделять различия в
строении клеток эукариот и прокариот.
| Прокариотическая клетка.
|
|
|
|
|
| Таблица на стр.
43 учебника.
|
|
|
|
|
|
| Раскрывать сущность
процесса спорообразования у бактерий.
| Текст учебника §10 Прокариоти-ческая клетка.
|
|
|
|
|
|
| Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для
профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
| Сообщения учащихся.
|
|
|
|
ТЕМА 2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1 час)
|
|
| 12.
| Реализация наследственной информации в клетке.
|
| Ключевые понятия
Ген Генетическая информация Матричный синтез Транскрипция Трансляция Триплет Объекты Молекулы ДНК. Факты ДНК - носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Свойства генетического кода: однозначность, избыточность, полярность, универсальность, неперекрываемость. Процесс Биосинтез белка. Закономерности, теории Принцип комплементарное™.
| Давать определение ключевым понятиям.
| Задания со свободным ответом.
| Текст учебника §14.
| 27
|
|
| Комбинированный урок.
|
| Называть основные свойства генетического кода.
| Вопрос № 1-54 на стр. 61
учебника.
| Текст учебника §15.
|
|
|
| Д.з.§14- 17.
64 стр. 67 стр. подготовить ответы на вопросы
|
| Описывать процесс биосинтеза белка.
| Вопрос № 1-3 на стр. 65
учебника. Описание рисунков 23, 24
учебника или таблицы.
| Рис. 23, 24 учебника. Таблицы, иллюстрирующие биосинтез белка, или модель-аппликация «Биосинтез белка».
|
|
|
|
|
| Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации.
| Вопрос № 1-4 на стр. 67
учебника.
| Текст учебника §16-17.
|
|
| ТЕМА 2.5. ВИРУСЫ (1 час)
|
|
| 13.
| Неклеточные формы жизни. Вирусы.
|
| Ключевые понятия
Вирус Генетическая информация Объекты Вирусы, бактериофаг. Факты Строение вируса: генетический материал, кап-сид и размножение. Значение в природе и жизни
| Давать определение ключевым понятиям.
| Вопрос № 1 на стр. 71 учебника. Задания со свободным ответом.
| Текст учебника §.18. Таблицы, иллюстрирующие строение вируса.
| 4/12
|
|
| Комбинированный урок.
|
| Описывать процесс проникновения вируса в клетку.
| Вопросы №1, 2 на стр. 71
учебника.
| Рис. 26, учебника; Вирусы - неклеточная форма жизни.
|
|
| |