Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 262.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации02.05.2014
Размер262.97 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ложковская средняя общеобразовательная школа
141595, Московская область Солнечногорский район, д.Ложки 63-76-97
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы_______Апсалямова Л.Р.

Приказ №_____

«____»______________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для изучения предмета биологии

на профильном уровне

105 часов

10 КЛАСС

Составитель : учитель биологии

первой категории Лахина А.И.

г.Солнечногорск.

2013г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа составлена учителем биологии Лахиной А.И. на основе программы курса «Биология»для 10-11 классов авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой ,О.А. Корниловой, Л.В.Симоновой рассчитанной на 105 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебниками, допущенными Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина «Биология. 10 класс Профильный уровень». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2010 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования . В авторскую программу не внесены изменения и дополнения

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии (профильный уровень).

Цель данной программы подготовить высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развить индивидуальных способности учащихся; формировать представление о современной картине мира в их мировоззрении; обеспечение общекультурного и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы..
Для этого программой предусмотрено:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа по биологии 10–11 классов построена с учётом таких

ведущих ориентиров, как:

 системный, интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;

 принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;
 концепция компетентностного подхода в обучении;

 концепция единства биологического и экологического образования в

общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и

полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;

 тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического

разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как

науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности

человечества;

 ориентация образовательного процесса на воспитание экологической

культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний,

формирование природосообразных способов деятельности и привитие

ценностных отношений к живому и к природе в целом.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих

перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление

фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.

Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей

культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.

Программа направлена на решение следующих задач:

 системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;

овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

 формирование научного миропонимания как компонента научного и

природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

 развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.

В 10 классе изложение учебного содержания приводится на примере

биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней

организации жизни.

Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены 12 обобщающих уроков . Программа включает также 9 лабораторных работ. Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой тестовой контрольной работы в формате ЕГЭ.

Изучение курса «Биология» в 10 классе основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.

Программа предусматривает отражение современных задач , стоящих перед биологической наукой ,решение которых направлено на сохранение окружающей среды , живой природы и здоровья человека. Особое влияние уделено развитию экологической культуры молодежи. А также формированию компетентностных качеств личности учащихся.

Для достижения целей и задач в обучении параллельно применяются методы связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.


Содержание программы

Раздел I. Введение в курс биологии 10-11 классов (15ч)

1. Биология как наука и ее прикладное значение. Введение:

Биология — наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками

1.Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии.

Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль

биологических знаний в формировании современной естественнонаучной

картины мира.

2. Общие биологические явления и методы их исследования.

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем.

Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь».

Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой

материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный,

клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический,

биосферный.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент,

описание, измерение и определение видов — биологические методы

изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов

растений и животных.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой»

Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями

растений и животных»

Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (26 ч)

Особенности биосферного уровня живой материи.

3. Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура

биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях.

Функции живого вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения

живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы

происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая

эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле.

Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы.

Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в

Требования к уровню подготовки выпускников.
5. Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная

неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на

Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический

круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная

миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

6. Условия жизни в биосфере. Среды жизни на Земле.

Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и

антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на

организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на

организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.

Фотопериодизм.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере,

вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития

биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Живой мир и культура.

Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере»

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации

жизни (26 ч)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные

компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема».

Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза

(экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура

биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в

биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и

зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит-

хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные

формы организмов в биогеоценозе.

Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила

экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в

биогеоценозе.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.

Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития

биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.

8. Многообразие биогеоценозов и их значение. Водные экосистемы

и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы —

агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика

естественных экосистем и агроэкосистем.

Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека

на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества.

Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и

народном творчестве.

Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к

совместной жизни в биогеоценозе».

Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем»

Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния

Территории, прилегающей к школе»

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации

жизни (38 ч)

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

9. Вид и видообразование. Вид, его характеристика и структура.

Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его

существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы

популяций.

Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о

генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о

микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции.

Движущие силы эволюции. Естественный отбор – главный движущий фактор

эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил

эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.

10. Происхождение и этапы эволюции человека. Место человека в

системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники

человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы

эволюции человека. История изучения антропогенеза.

Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой

природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение

человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения

рас. Находки палеолитического человека на территории России.

11. Учение об эволюции и его значение. Развитие эволюционных

идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и

в эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль

эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной

картины мира.

Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности

эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде

обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и

макроэволюция.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон.

Закон зародышевого сходства.

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация,

дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического

прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции

растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение

многообразия видов - основа устойчивости биосферы.

12. Сохранение биоразнообразия — насущная задача

человечества. Проблема сохранения биологического разнообразия.

Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия

сохранения природных видов.

Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида»

Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора»

Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и

идиоадаптаций у организмов».


Календарно – тематическое планирование по биологии 10 класс на 2013-2014 учебный год

105 часов 3 часа в неделю

№п\п

Тема

Кол-во часов

Дата по программе

Дата по факту




Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов .

15 часов










Введение. Биология как наука и прикладное значение.

5 часов







1

Биология и ее связи с науками.1










2

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии.2










3

Осознание ценности изучения биологических видов.3










4

Практическая биология и ее значение.4










5

Обобщение по теме : «Биология как наука и ее прикладное значение»













Общие биологические явления и методы их исследования.

10 часов







6

Основные свойства жизни. 5










7

Определение понятия «жизнь».6










8

Общие свойства живых – биосистем.7










9

Структурные уровни организации жизни.8










10

Методы биологических исследований.9










11

Методы биологических исследований.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение за живой клеткой»










12

Определение видов растений и животных .10










13

Лабораторная работа №2 «Методика работы с определителями растений и животных»










14

Обобщение по теме : «Общие биологическое явления и методы их исследования».










15

Обобщение по разделу «Введение в курс биологии»













Биосферный уровень организации жизни

26часов










Учение о биосфере

5часов







16

Функциональная структура биосферы.11










17

Учение В.И.Вернадского о биосфере.12










18

Структура биосферы.12










19

Функции живого вещества в биосфере.13










20

Обобщение по теме : «Учение о биосфере»













Происхождение живого вещества

8часов







21

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле.14










22

Современные гипотезы возникновения жизни.15










23

Предыстория происхождения живого на Земле.16










24

Физико-химическая эволюция планеты Земля.17










25

Этапы возникновения жизни на Земле.18










26

Биологическая эволюция в развитии биосферы.19










27

Хронология развития жизни на Земле.20










28

Обобщение по теме : Происхождение живого вещества













Биосфера как глобальная биосистема.

5часов







29

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.21










30

Круговорот веществ в биосфере.22










31

Примеры круговорота веществ в биосфере.23










32

Механизмы устойчивости биосферы.24










33

Обобщение по теме : Биосфера как глобальная биосистема.













Условия жизни в биосфере.

8часов







34

Условия жизни на Земле.25










35

Экологические факторы и их значение.26










36

Человек как житель биосферы.27










37

Особенности биосферного уровня живой материи.28










38

Особенности биосферного уровня живой материи.

Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере.»










39

Взаимоотношения человека и природы.29










40

Обобщение по теме : Условия жизни в биосфере










41

Обобщение по теме : Биосферный уровень организации жизни













Биогеоценотический уровень организации жизни.

26 часов










Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.

17часов







42

Биогеоценоз как биосистема и экосистема.30










43

Концепция экосистемы.31










44

Природное сообщество в концепции биогеоценоза.32










45

Другие характеристики биогеоценоза.33










46

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).34










47

Экологические пирамиды.35










48

Строение биогеоценоза.36










49

Экологические ниши в биогеоценозе.37










50

Совместная жизнь видов в биогеоценозах.38










51

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.39










52

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

Лабораторная работа № 4 «Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах»










53

Условия устойчивости биогеоценозов.40










54

Условия устойчивости биогеоценозов.

Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем».










55

Зарождение и смена биогеоценозов.41










56

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.42










57

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.43










58

Обобщение по теме :Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.













Многообразие биогеоценозов и их значение.

9 часов







59

Многообразие биогеоценозов.44










60

Многообразие биогеоценозов суши.45










61

Искусственные биогеоценозы – агроценозы.46










62

Искусственные биогеоценозы – агроценозы.

Лабораторная работа №6 «Оценка экологического состояния территории прилегающей к школе.»










63

Сохранение разнообразия биогеоценозов.47










64

Природопользование в истории человечества.48










65

Экологические законы природопользования.49










66

Обобщение по теме :Многообразие биогеоценозов и их значение.










67

Обобщение по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни.»













Популяционно – видовой уровень жизни.

38 часов










Вид и видообразование

13 часов







68

Вид и его критерии.50










69

Вид и его критерии.

Лабораторная работа №7 «Характеристика вида.»










70

Популяция как форма существования вида.51










71

Популяция структурная единица вида.52










72

Популяция как структурный компонент вида.53










73

Популяция как основная единица эволюции.54










74

Микроэволюция и факторы эволюции.55










75

Движущий и направляющий фактор эволюции.56










76

Формы естественного отбора.57










77

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.58










78

Искусственный отбор.

Лабораторная работа №8 «Значение искусственного отбора»










79

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.59










80

Обобщение по теме: Вид и видообразование













Происхождение и этапы эволюции человека.

7 часов







81

Происхождение человека 60.










82

История становления вида 61










83

Особенности эволюции человека.62










84

Человек как уникальный вид живой природы.63










85

Расы и гипотезы их происхождения.64










86

Палеонтологические находки на территории России.65










87

Обобщение по теме: Происхождение и этапы эволюции человека.













Учение об эволюции и его значение

11часов







88

История развития эволюционных идей.66










89

Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение.67










90

Современное учение об эволюции.68










91

Доказательство эволюции живой природы.69










92

Основные направления эволюции.70










93

Основные направления эволюции.

Лабораторная работа №9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов».










94

Основные закономерности и результаты эволюции.71










95

Система живых организмов как результат процесса эволюции жизни на Земле.72










96

Новая система органического мира.73










97

Особенности популяционно-видового уровня жизни.74










98

Обобщение по теме: Учение об эволюции и его значение













Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.

7 часов







99

Значение изучения популяций и видов.75










100

Генофонд и охрана видов.76










101

Проблема утраты биологического разнообразия.77










102

Всемирная стратегия охраны природных видов.78










103

Обобщение по теме: Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества










104

Обобщение по теме: Популяционно – видовой уровень жизни.










105

Тест по курсу биологии 10 класс.
























  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск