Скачать 62.79 Kb.
|
Филиал МБОУ Сосновская СОШ № 1 в с. Отъяссы Основы цитологии (план –конспект урока биологии в 10 классе) Учитель биологии В. И. Лунькова Обобщающий урок по теме «Основы цитологии» Цель оценить комплексно знания, умения и навыки учащихся по теме «Основы цитологии» Задачи: систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, у представителей разных царств живой природы; проверить уровень сформированности цитологических знаний, умение применять знания для объяснения процессов, происходящих в клетке; формировать интерес к истории биологической науки, методом научного познания Форма проведения: урок – панорама Оборудование: сырой картофель, вареный картофель, химические реактивы и принадлежности: 3% раствор перекиси водорода, проектор, компьютер, презентация «Умники и умницы» Ход урока
Карточка № 1 Докажите опытным путем, что в клетках клубня картофеля имеются ферменты. Карточка № 2 Решить задачу. Фрагмент блокирующей цепи ДНК имеет следующий состав: - А- А- Т- Ц –Г- Т- Г- Ц- Ц. Какую последовательность будет иметь фрагмент иРНК, синтезированный на указанном фрагменте ДНК? Решение: Дано: фрагмент блокирующей цепи ДНК: -А-А –Т –Ц –Г –Т – Г –Ц –Ц- Найти: иРНК Рассуждение. иРНК синтезируется с кодирующей цепи ДНК, которая нам не дана, а дана ее замыкающая – блокирующая часть. По принципу комплементарности в молекуле ДНК А =Т, а Г=Ц. В молекуле РНК не Т, а есть аналог У. Решение и ответ: ДНК: -А –А –Т –Ц –Г -Т –Г – Ц – Ц -, ДНК: -Т – Т- А – Г -Ц- А- Ц – Г - Г-, иРНК: - А –А- У –Ц –Г –У –Г –Ц –Ц-. Карточка №3 Решить задачу. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А – Т. 1.Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК 2. Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК? Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК. Решение Рассуждение.1. Вторую цепь ДНК строим по принципу комплементарности А=Т, Г =Ц. А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А –Т Т – Т - Ц – А - Г - А – Т – Г – Ц – А – Т – А 2. Молекула ДНК всегда двухцепочечная, поэтому ее длина равна длине одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0,34 нм, следовательно 12 нуклеотидов в цепи равно 12 х 0,34 нм = 4,08нм. Ответ: длина цепи ДНК 4,08нм Карточка №4 Решить задачу. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) Сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) какова длина ДНК. Решение: На основе принципа комплементарности (А+ Т) + (Г + Ц) = 100%. 1. Определяем количество второго (цетидилового) нуклеотида: 2. На долю других видов нуклеотидов (Т+ А) приходится 100% х (22% + 22%) =56% 3.Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию: 56% х 880 22% х =2240 2240 : 2 вида нуклеотида =1120 А, столько же Т. Всего 880+880+1120 =4000 нуклеотидов. Для определения длины ДНК узнаем, сколько нуклеотидов содержится в одной цепи 4000 : 2 =2000; 4. Вычисляем длину одной цепи 2000 х 0,34 нм =680. Такова длина всей молекулы ДНК. Ответ . В молекуле ДНК содержится Г =Ц =880; А=Т =1120; б) длина цепи ДНК 680 нм. Карточка № 4 Решить задачу. В лаборатории изучен химический состав фрагмента молекулы ДНК, который состоит из 474 нуклеотидов и содержит 13 % тиминовых нуклеотидов. Определите количество адениновых и цитизиновых нуклеотидов и количество аминокислот в белке, который может быть синтезирован из этого фрагмента ДНК. Дано: общее количество нуклеотидов равно 474, из них Т =13%. Найти: долю нуклеотидов А и Ц, количество аминокислот белка. Рассуждение. По принципу комплементарности в молекуле ДНК А=Т, а Г=Ц. Следовательно, (А+ Т) + (Г +Ц) =100%. Генетический код триплетен, т.е. каждая аминокислота в белке зашифрована тремя нуклеотидами, следовательно, количество нуклеотидов делим на 3 =количество аминокислот (п). Решение Т = 13%, значит, А=13%. (Г+ Ц) =100% - (А + Т) =74%. Ц =74 % : 2 =37%. 474 нуклеотида : 3 =158 аминокислот. Ответ: А=13 %, Ц =37%, количество аминокислот белка =158. Презентация. Игра «Умники и умницы» Правила игры. Каждый из учащихся выбирает себе вопрос из любого блока. За правильный ответ получает 1 балл. Ответив неправильно, любой из учащихся может ответить на этот вопрос, тем самым заработав себе балл. Блок «Вещества» 1.Какое вещество Леонардо да Винчи назвал «соком жизни» Ответ (вода) 2.Благодаря каким свойствам белка кератина археологи находят остатки рогов и копыт? Ответ (кератин не растворяется в воде, не сворачивается, очень долго не разрушается в земле) 3.Французские фармацевты Пельтье и Каванту залили зеленые листья спиртом, а потом выделили из полученного раствора зеленое вещество. Как они назвали его? Ответ (хлорофилл.) 4.В 1844 г. Бруссенго определил относительную ценность различной пищи в зависимости от содержания белка. Чем она определяется? Ответ (наличием незаменимых аминокислот) 5.На Востоке рассказывают легенду. Арабский купец перед путешествием через пустыню наполнил молоком бурдюки из свежих овечьих желудков. в конце пути он имел не питье, а еду (сыр). Откуда взялся сыр? Ответ (в бурдюке из желудка овцы содержался фермент химозин, или ренин, он и превратил молоко в сыр. 6.В романе Жюля Верна описывается забавный случай. Путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось, что мясо несъедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» - спросил один из путешественников. «Нет, оно слишком долго бежало», - ответил ученый Паганель. Действительно мясо гуанако съедобно, если животное поймано во время отдыха. Ответ (во время продолжительного бега в мышцах накапливается молочная кислота) 7.Юлий Цезарь оставлял в войсках только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. Объясните его выбор. Ответ (при выбросе адреналина, гормона агрессии, человек краснеет, а при выбросе норадреналина, гормона страха, человек бледнеет.) 8. Какое вещество можно назвать энергетической валютой клетки? Ответ (АТФ) Блок «Строение» 9. Что можно назвать «библиотекой» клетки, а что «сборочным цехом»? Ответ (ядро, рибосомы) 10.Сам Петр Великий приехал из России, чтобы убедиться в чудесах, открытых благодаря обыкновенным линзам. О каком открытии идет речь? К кому приезжал русский царь? Ответ (открытие микромира с помощью сконструированного микроскопа; ученый Антоний ван Левенгук) 11.В 1831 г. ботаник Р. Браун предположил, что эта клеточная структура характерна для всех клеток растений и животных. Как она называется? Ответ (ядро) 12 Субмикроскопические мембранные пузырьки, которые по праву считаются «орудиями самоубийства клетки» Ответ (лизосомы) Блок «Процессы» 13.В 1625г. Гельмонт заложил опыт. Он взвесил горшок с землей и иву, которую посадил в этот горшок. В течение 5 лет ученый поливал иву. По окончании опыта вес дерева увеличился на 74 кг, а вес земли уменьшился на 57г. Гельмонт думал, что растение получило пищу из воды, которой он его поливал. Какой процесс изучал ученый, какую ошибку он допустил в рассуждениях? Ответ (фотосинтез; он не знал, что растения поглощают углекислый газ) 14.Кто должен употреблять больше белков учитель или ученик? Ответ ( ученик, у него интенсивный идет пластический обмен) 3. Подведение итогов урока. Мотивация оценок. |