Скачать 129.2 Kb.
|
ОБОЩАЮЩИЙ УРОК В 8 КЛАССЕ ПО СИСТЕМАМ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ, ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ, КОЖА. Тугуз М.С., учитель биологии МОУ СОШ № 32 Г.Краснодара Цель урока: контроль и подведение итогов знаний по разделам кровообращения, пищеварения, дыхания, опоры и движения, ЦНС, обмена веществ, витамины, кожа; выявление аналитической способности у учащихся на основе полученных знаний. Оборудование и материалы: скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты. Ход урока: 1. Организационные вопросы. 2. Проведение конкурсов. I – конкурс «Знаем ли мы свой организм». II – конкурс «Реши кроссворд». III – конкурс «Угадай орган». IV – конкурс «Конкурс на развитие памяти». V – конкурс «Домашнее задание». VI – конкурс «А знаешь ли ты…». VII – конкурс «Найди связь …». VIII – конкурс «Вопрос – ответ». 3. Подведение итогов конкурсов. Награждение, выставление оценок. 4. Домашнее задание. 5. Слово жюри. I – конкурс «Знаем ли мы свой организм». В начале урока класс делится на две команды. С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану: 1. К какой системе относится. 2. Место расположения в организме человека. 3. Строение. 4. Функции. Оценка выставляется по 5-бальной шкале, плюс по одному баллу за каждый дополнительный ответ команды. II – конкурс «Реши кроссворд». а) Вызывается ученик, заранее называется тема кроссворда «Дыхательная система». И пока идет следующий конкурс несколько человек пытаются выполнить данное задание, которое затем рассматривается вместе со всеми и оценивается. По вертикали: 1. Соединение кислорода с гемоглобином.
III – конкурс «Угадай орган ». 1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции. (15б) б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно. (10б) в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. (5б) (Желудок) 2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б) б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи. (10б) в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. (5б) (Трахея) 3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением. (15б) б) Основные функции этого органа: 1. активация действия всех пищеварительных ферментов; 2. усиление сокоотделения поджелудочной железы; 3. выполняет барьерную функцию. (10б) в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина. (5б) (Желчный пузырь) 4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции. (15б) б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей». (10б) в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (5б) (Продолговатый мозг) 5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма. (15б) б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму. (10б) в) Основная его функция – перенос кислорода. (5б) (Эритроцит) 6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека. (15б) б) Основная их функция – регуляция обмена веществ. (10б) в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (5б) (Витамины) IV – конкурс «Конкурс на развитие памяти». На столе должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга». С класса вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящие из цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос. P.S. Пока они работают, идет следующий конкурс. V – конкурс «Домашнее задание». Два ученика выходят и разыгрывают жетоны с номерами. Кому выпадает желтый (головной мозг), кому – красный (сердце). Ученики с закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце и головной мозг по следующей системе:
Конкурс оценивается по 5-бальной шкале. VI – конкурс «А знаешь ли ты…» Конкурс оценивается по 5-бальной шкале. 1.Учитель. А знаете ли ты, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным. Вопрос. Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть? Ответ. а) через кожу удаляются продукты распада; б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм. 2. Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит. Вопрос. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя. Ответ. В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению. 3. Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного. Вопрос. Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ноч Ответ. Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы. 4 Учитель. А знаете ли вы, что полная адаптация глаза в темноте занимает 60-80 секунд. Вопрос. Почему, когда человек попадает в темноту, ничего не видит? Ответ. В рецепторах глаза содержится красный пигмент родопсин и йодопсин. Под действием фотохимических реакций на свету он расщепляется, во мраке с участием витамина А он восстанавливается. пока идет эта реакция человек ничего не видит. 5. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах. Вопрос. Почему? Ответ. Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты. 6. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах. Вопрос. А с чем связано видение цветовой гаммы человеком? Ответ. С присутствием в клетчатке 3 типов колбочек, которые воспринимают красный, зеленый и сине – фиолетовые цвета. Распознавание всех остальных цветов зависит от комбинации этих трех цветов. Одинаковое раздражение всех типов рецепторов дает белый цвет. 7. Учитель. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом. Вопрос. О чем идет речь? Ответ. Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости. 8Учитель. А знаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо (хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов, пауков кровь синяя из- за содержания в крови меди (хлюацианин). Вопрос. Наличием какого химического элемента в крови обусловлен красный цвет. Где он содержится? Ответ. Окисное железо оксигемоглобин -непрочное соединение содержится в гемоглобине эритроцитов. 9.Учитель. А знаете ли вы, что,у людей, любящих мягкую подушку быстрее портится кожа лица , она становится морщинистой. Вопрос. Почему? Ответ. При мягкой подушке большая часть поверхности лица соприкасается с ней и при этом сдавливаются кровяные сосуды кожи, это мешает поступлению к клеткам лица кислорода и питательных веществ. 10. Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол. Вопрос. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль? Ответ. Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха. VII – конкурс «Найди связь». Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.
VIII – конкурс «Вопрос- ответ».
Примечание. После подведения итогов конкурса выставляются оценки. Проводится награждение. Задается домашнее задание повторить все системы органов. |