Скачать 53.84 Kb.
|
МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова» Открытый урок по теме: «Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка»» Литературное чтение, 3-Б класс Подготовила: Гончарова В. Ф., учитель начальных классов. Верхопенье – 2008 г Урок литературного чтения в 3-Б классе Тема. Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка». Цели.
Оборудование. Слайды к уроку, сообщения учащихся, карточки. Ход урока 1. Организационный момент. Что ни в сказке сказать, ни пером описать … Так говорят о той ситуации, которую нельзя описать. Например,
Что ещё не подаётся описанию? 2. Проверка домашнего задания. Мастер художественного слова - Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей. Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки. Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится. Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?
3. Продолжение знакомства с творчеством Л. Н. Толстого. - Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. - Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором, то ты читаешь произведение мастера художественного слова! - Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (работа со схемой)
Какие ещё произведения писал Л. Н. Толстой? 4. Самостоятельное чтение рассказа «Лебеди». 1. Прочти рассказ «Лебеди»: с. 111 учебника 2. Ответь на вопросы:
3. Прочитай выразительно: Полёт стаи лебедей над морем. Уставший молодой лебедь опустился в море. Отдохнувший лебедь продолжает свой путь. 5. Самостоятельное чтение рассказа «Зайцы». 1. Прочти произведение «Зайцы»: с. 112 учебника Найди в тексте сведения о зайцах. 2. Ответь на вопросы:
3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья: с. 112 учебника Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). Что передает автор в научно-познавательном рассказе? (информацию) - Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах. В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию. 6. Чтение были «Лев и собачка» хорошо читающими учениками. 1. Быль «Лев и собачка»: с. 113 - 115 учебника 2. Ответь на вопросы:
3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки. Выявление главной мысли произведения (преданность животных). - Что хотел сказать автор этим произведением? - К какому жанру творчества Л. Н. Толстого относится это произведение? 7. Работа в группах. Басни, сказки, стихотворения КАРТОЧКА 1.
КАРТОЧКА 2.
КАРТОЧКА 3.
8. Итог урока. - С какими произведениями Л. Н Толстого мы с вами познакомились? (работа по схеме) - Какое из произведений вам показалось самым интересным? - Чем важны научно-познавательные рассказы? (получаем информацию) 9. Игра «Перевёртыши». В этой игре необходимо каждое слово поменять на противоположное ему по значению (например, «Старый карлик» - «Молодой великан»), и у вас получатся названия сказок русских и зарубежных писателей. Вопросы: 1. «Пес босиком». 2. «Железный замочек». 3. «Большой паж». 4. «Академик под Землей». 5. «Песочная служанка». 6. «Белый петух». 7. «Стоянка «Розового лука». 8. «Быль о железной курочке». 9. «Первое примирение». 10. «Уход слуги». 11. «Обычное лето». 12. «Великан Рот». 13. «Зверь, который мог смеяться». 14. «Дочь сухопутного слуги». 15. «Девочка-планета». 10. Творческое задание. Пробуем перо сами! - В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем. - Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественного слова? - Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью. - Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке! - Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе! 11. Задание на дом. Прочитать рассказы, с. 111-115. Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка». 1-я группа: Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка». 2-я группа: Выразительное чтение рассказа «Лебеди». Наизусть один из абзацев выразительного чтения. 3-я группа: Пересказ по желанию. 12. Рефлексия. |