Особое царство природы





Скачать 194.14 Kb.
НазваниеОсобое царство природы
Дата публикации01.07.2013
Размер194.14 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат


МУ «Сернурский отдел образования и по делам молодежи

Администрации МО «Сернурский муниципальный район»

МОУ «Калеевская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Особое царство природы

реферат по биологии


Выполнил: обучающийся 6 класса

Артюшкин Денис

Руководитель: учитель химии, биологии

Мухачева Светлана Викторовна


Калеево 2011

Оглавление

Введение………………………………………………………...….стр 3

Глава 1 «Основоположник почвоведения»……………………...….......стр 5

Глава 2 «Факторы почвообразования»…. ……………………..............стр 9

Глава 3 «Лицо почвы»………..………………………………….…........стр 12

Глава 4 «Как тебе живется, особое царство?»…………………………стр 14

Заключение …………………………………………………………........стр 18

Список литературы……………………………………………………....стр 20

Введение

«В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем.

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи.

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах.

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в неё, и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно своею». А.Ахматова

Своя. Своя родная земля, что же это такое? Издавна на Руси своя земля – это земля-кормилица. В 1875 году богатейшие сельскохозяйственные районы России поразил неурожай. Со времен Петра I страна вывозила огромное количество пшеницы. А тут засуха привела к тому, что черноземные губернии сами стали нуждаться в помощи. Почему это произошло? Вольное Экономическое общество (экономическое, значит сельскохозяйственное) сразу организовало комиссию, которая должна была назвать причины бед больного богатыря. Больной богатырь – это степной богатырь - русский чернозем. Но чтобы лечить больного, надо знать, как устроен здоровый организм. Нужно знать, как он дышит и живет. Однако в то время мало что было известно о происхождении и свойствах почв. Распространенной была «морская» теория («почва - бывшее морское дно»). М.В.Ломоносов говорил, что «почва – не первообразная материя, она произошла от согнития (т.е. гниения) животных и растущих тел со временем». Но эти слова великого русского ученого оказались забытыми, так как они сказаны были рано. До появления науки о почвах должно было пройти ещё сто лет. Почва рождается, живет и умирает – это стало понятно только после появления науки о почвах. Наука о почвах родилась в России. Почвенная оболочка называется педосфера. Цель работы: изучить почвенную оболочку – педосферу. Для достижения цели нужно выполнить задачи:

  • познакомиться с основоположником почвоведения В.В.Докучаевым

  • рассмотреть факторы почвообразования

  • «нарисовать» лицо почвы

  • определить врагов почвы.

Актуальность работы определяется тем, что почва – основа жизни. Страшно представить, как изменится жизнь на планете, если исчезнет почва. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – это вода, а ¼ часть – земля. Если эту маленькую часть поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор. А теперь оставшуюся часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, – здесь почву нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура, то есть кожура от ¼ части – это и будет слой почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки. Тем самым мы уменьшаем эту маленькую почвенную кроху. Поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека. А чтобы беречь, надо эту оболочку знать.

Глава 1 «Основоположник почвоведения»
В один из теплых весенних дней 1871г. на станции Дугино, что в 48 верстах от Вязьмы, сошел с поезда человек. Он легко подхватил туго набитый чемодан и зашагал по едва подсохшей дороге. Путь предстоял неблизкий, но Василия Докучаева, студента-выпускника Петербургского университета, это нисколько не пугало. Приехал он для того, чтобы изучить характер речных наносов, собрать образцы горных пород. Сама по себе эта задача была не очень сложной, а иному показалась бы вовсе не интересной. Целый месяц бродил Докучаев по родным местам. Он выкопал не один десяток разрезов – глубоких ям с вертикальными стенками, по которым можно было отчетливо видеть все слои наносов. Но студента-геолога привлекали не столько наносы, сколько их верхние слои. Они были окрашены в темный цвет, пронизаны корешками. Там кипела жизнь - бегали какие-то крошечные насекомые, поспешно уползал дождевой червь, с писком удирало из разрушенной норы семейство полевых мышей…

«Как же можно говорить, что это - мертвые наносы, если они так густо населены? Тут от наносов ничего не осталось. Особенно в верхнем, темном слое. Да и вся почва живет, дышит, попросту образуется на глазах» - думал удивленный Докучаев. Возвратившись в Петербург, Докучаев продолжал интересоваться почвой. Потому-то так охотно он занялся составлением почвенной карты. Но карта получилась не очень удачной, так как автору приходилось использовать наблюдения не слишком опытных и наблюдательных чиновников. Однако Докучаев понял, от него во многом зависит жизнь человека, особенно в такой земледельческой стране, как Россия. И когда после неурожая 1875г. была организована Черноземная комиссия, Докучаев изучает все гипотезы о происхождении чернозема и предлагает свою программу изучения чернозема. Нужно было уточнить, где и какой залегает чернозём. Уже тогда было известно, что он не везде одинаков. Нужно было собрать коллекцию его образцов и детально изучить их в химической лаборатории. Только так можно было узнать, как появился чернозем и что нужно предпринять, чтобы его спасти. И всё это В.В.Докучаев должен был сделать в течение двух лет! А ведь в то время никто не мог сказать, что такое вообще почва, а не только чернозем.

Весной 1877 года Докучаев отправился изучать черноземные просторы России. Он проезжает Тулу, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Киев, Полтаву, Одессу… Делает частые остановки, копает глубокие ямы-разрезы, берет образцы… Разрез нужно не просто выкопать, образцы почвы не просто положить в мешочки. Докучаев подробно записывает в своих дневниках, какой цвет у почвы на различной глубине, какова толщина отдельных ее слоев, на какой горной породе она образовалась, что на ней растет. Он вернулся в Петербург поздней осенью, нагруженный образцами, дневниками, и мучимый мыслью, что сделано очень мало. Едва дождавшись весны, Докучаев снова отправляется в путь. Он проехал всю северную границу черноземной полосы, побывал на Украине, в Заволжье, в Крыму и на Кавказе. Так было проведено первое в истории систематическое изучение почвенного покрова черноземной области. Так было положено начало науке о почве. Два года, отведенные Вольным Экономическим обществом Докучаеву для исследования чернозема, определили дело всей его жизни.

Докучаев начинал на пустом месте. «Мне предстояло решить,- пишет он,- что вообще следует называть почвой? Какая ее толщина, строение и положение должны быть признаны нормальными?» И Докучаев, геолог по образованию, первым отказывается от мысли о том, что почва-это не более, чем горная порода. Нет, утверждает он, почва-это особое царство природы, столь же самобытное, как и остальные-минералы, растения, животные. У него, этого «царства», свои порядки, свои законы развития, очень жесткие и логичные, как и всё в природе. Долг учёного – эти законы разглядеть в сложном хаосе природных явлений, рассказать о них и заставить служить людям.

Чернозём оказался очень удобным объектом для изучения. Природа четко определила границы его распространения. «Чернозём беспрестанно меняется в цвете и толщине». Почему? В чем причина его сказочного плодородия? Кто виноват в неурожае и голоде последних лет?

В.В.Докучаев, прежде всего, ответил на вопрос, откуда взялся чернозём. Морской ил? У этой «морской» теории было много сторонников. Но нет, во многих местах черноземной России моря не было. Не было здесь никогда и сплошного покрова озёр и болот. Интересней была мысль Рупрехта о растительном происхождении чернозема. Исходив Россию вдоль и поперек и внутри черноземной полосы и за ее пределами, Докучаев понял, что чернозём – это, прежде всего, порождение степной растительности и что его появление не зависит от горной породы – и на рыхлых породах, и на твердом граните чернозёмные почвы мало отличаются друг от друга, если только все остальные природные условия – климат, растительность и животный мир – одинаковы. Докучаев описал много различных разновидностей чернозёма – и «типичный суглинистый крупитчатый» в верховьях Хопра – один из лучших в России, и несравненно более бедные чернозёмы на границе южных степей, и другие. Различия между ними были видны. Но нужно было ещё определить свойства этой почвы. Словами трудно точно оценить качество, особенно когда не знаешь, что именно следует оценить. Цвет чернозема? Толщину темноокрашенного верхнего слоя? У молодой, только что зарождающейся науки о почвах не было четкого критерия, который позволял бы оценить сходства и различия почв. А Докучаев убедился, что даже на ровной степи чернозём на протяжении десятков вёрст мог существенно изменяться. Что же менялось в нем? То, что главным образом отличает почву от горной породы, что досталось ей в наследство от обитавших в ней живых существ, отвечал Докучаев, - это органическое вещество почвы, ее гумус. Так была найдена очень важная характеристика почвы, позволившая Докучаеву разобраться в бесконечных переходах от одной разновидности чернозема к другой. Эту характеристику называют плодородием.

Семь лет В.В.Докучаев занимался изучением чернозема. Только осенью 1883г. была напечатана его книга «Русский чернозем». Этот год считают годом основания науки почвоведение. Годом раньше вышла в свет составленная им почвенная карта черноземной полосы России. Это была замечательная карта, на которой впервые был показан не только цвет почвы, но и многие другие качества. Так было положено начало науке о почвах. Докучаев считал, что самостоятельным телом природы должна заниматься самостоятельная наука. Науки такой не было – изучением почв занимались геологи и ботаники, агрономы и химики. Каждый из них видел в почве свое: геолог – мертвые наносы, ботаник – покрывающий их зеленый наряд, химик – сложные соединения с многоэтажными формулами, агроном – капризную и не всегда понятную основу будущего урожая. В.В.Докучаев (1846-1903) создал новую науку – почвоведение, - которая не просто вобрала в себя представления геологов и ботаников, химиков и агрономов, а подчинила их единой цели. Докучаев научил видеть в почве результат совместного воздействия воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых, на горную породу. Почвенный покров не появляется сам по себе, он связан со средой, он развивается под влиянием климата и растительности, рельефа и времени. Докучаев научил почвоведов находить признаки, которые могли рассказать о происхождении почвы, условиях ее жизни, предсказать будущее. Но все это касалось только чернозема. Книга Докучаева действительно была посвящена только этому «царю почв». Однако методы исследования почв, предложенные Докучаевым, можно было использовать с любыми другими почвами. В Париже, в международной палате мер и весов, рядом с платиновым метром хранится кубометр русского чернозёма – эталон структуры и плодородия почв. Само же слово «чернозём» стало международным термином по настоянию В.В.Докучаева.


Глава 2 «Факторы почвообразования»
Из Нижегородской губернии, преобладающая часть которой лежала за пределами черноземной полосы, В.В.Докучаеву поступило предложение обследовать почвы на территории губернии. Это было очень заманчиво: почвоведение получало признание, едва появившись на свет. Однако не было квалифицированных почвоведов, которые могли бы помочь в предстоящей работе. Изучением чернозёма Докучаев занимался один, пользуясь услугами случайных помощников. Потому и работа растянулась на много лет. А здесь губернское начальство желало получить ответ быстрый и точный. Да и сам край был совсем не похож на чернозёмные степи. По своей площади он превосходил небольшое европейское государство и при этом был чрезвычайно разнообразным. «Что ни шаг, то перемена», - говорил сам Докучаев. И если на юге губернии, куда заходило степное черноземье, места казались знакомыми, то на севере господствовали непроходимые хвойные леса и болота. И все-таки Докучаев взялся за эту работу. Летом 1882 года со студентами университета он выехал в поле. Позднее все его молодые помощники стали известными учеными-почвоведами, но пока что профессору Докучаеву приходилось учить их всему: как выкопать разрез, как записать наблюдения, как отбирать образцы. И хотя Докучаев приблизительно знал, что их ожидает, даже он был поражен обилием встреченных почвенных типов, колоссальным объемом работ, которые предстояло выполнить. Нужно было продолжить маршруты через всю губернию, пробираться сквозь не проходимые леса, обходить болота – зыбуны. Нужно было найти объяснения сотням природных загадок. Поэтому в следующем, в 1883 году в составе Докучаевской экспедиции были уже не только почвоведы, но и геологи и ботаники, химик и агроном, и даже метеоролог. Познавать законы распространения и развития почв можно было только во всеоружии всех знаний о природе в целом. За четыре года напряженной работы были не только детально обследованы все уезды Нижегородской губернии, но и проведены тысячи лабораторных анализов. Чтобы вместить весь собранный материал, понадобилось 14 толстых томов. В этих книгах было не только простое описание почв – в них были объяснены и причины, почему в данном уезде или имении почвы именно такие. Нужно сказать, что русский крестьянин всегда очень уважительно относился к кормившей его земле и знал в ней толк. Он «прекрасно отличает земли липовые, березовые, осиновые и прочие», - писал Докучаев. «Народ никогда не дает почвенных названий зря, а всегда на основании векового опыта». И когда пришла пора систематизировать все накопленные знания, «разложить их по полочкам», дать названия многим впервые встреченным разновидностям почв, Докучаев использовал старинные крестьянские наименования. С тех пор исконно русские слова «чернозём», «подзол», «солонец» используются почвоведами всего мира, к которым они пришли из самой простой классификации почв, где каждая почва имела свое место, выделенной ей в зависимости от её происхождения и свойств. Наука о почвах, их происхождении, развитии, зависимости от условий внешней среды, правильном использовании называется генетическим почвоведением. Она изучает не только признаки самой почвы, но и её генезис – происхождение и развитие. В.В.Докучаев, изучив различные почвы, сделал вывод, что почва – живое существо. Она рождается, развивается. Она дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Она даже может умирать. Почва – дитя разных родителей. В.В.Докучаев назвал 5 родителей почвы.

  • Почвообразующие (материнские) породы. Так называет всякие горные породы, на минеральной основе которых возникает и развивается почва. Между почвой и почвообразующей породой происходит постоянный обмен энергией (особенно тепловой), газами, парами воды и растворами.  

  • Климат. Он включает воздух приземного слоя, поверхностные и грунтовые воды и солнечную радиацию. Действие его на развитие почв может быть прямым, выражающимся в увлажнении, промачивании, нагревании и охлаждении почв. Действие его может быть косвенным, сказывающимся на жизнедеятельности почвенных организмов.

  • Рельеф. Основными элементами рельефа являются водораздельные пространства, склоны и долины. Развитая долина имеет террасы со склонами, пойму, дельту и русло. Всем элементам рельефа присущи свои условия почвообразования и почвы.

  • Растения и животные. Отмирающие корни – основной источник поступления в почву органического вещества, из которого образуется перегной, окрашивающий почву в темный цвет до глубины массового распространения в ней корневых систем. Извлекая элементы питания с глубины и отмирая, растения вместе с органическим веществом накапливают элементы азотного и минерального питания в верхних горизонтах почвы. При этом травянистые растения извлекают минеральных веществ из почвы больше, чем древесные. Растения – это «солнечные консервы». Большая часть растительной массы попадает в почву. Так создается гумус – основа плодородия. Отмирающая зеленая растительность разлагается бактериями и грибами. Микроорганизмы энергично изменяют не только органическую, но и минеральную часть почвы. Черви и личинки перемешивают почву и обогащают ее органическим веществом. Почвенная масса, прошедшая через кишечник дождевых червей, обогащается азотом и кальцием.

  • Время. Для того, чтобы почва образовалась, должно пройти много времени. Главное свойство почвы – плодородие. Если правильно использовать почву, плодородие можно повысить. А если о почве не думать, со временем и плодородие, и почву можно потерять.

5 родителей почвы назвал В.В.Докучаев. Сегодня к ним можно добавить еще один фактор – антропогенный, то есть деятельность человека. Этот последний фактор не всегда положительный.

Глава 3 «Лицо почвы»

Как же выглядит почва – дитя столь разных родителей? Для этого лучше выкопать почвенный разрез, как это делают почвоведы. Сверху почва выглядит однообразной, а в разрезе похожа на разноцветный слоеный пирог. Мы привыкли к очень темному, почти черному цвету земли. Но темный цвет только в верхнем слое. Это гумусовый слой – основа плодородия. Он пронизан корнями. Здесь много червей, микроорганизмов. Сверху вниз количество перегноя уменьшается. Гумусовый горизонт может иметь разную мощность. Это зависит от многих факторов. Самые мощные, самые богатые перегноем почвы – черноземы. Здесь, в степях осадков выпадает столько, сколько может испариться. Поэтому здесь прекрасно чувствуют себя травы, на протяжении веков обогащающие почву. До некоторого времени считали, что под гумусовым горизонтом располагается мертвая порода. Но это неправильное мнение. Ниже темного гумусового слоя обычно располагается более светлый слой. Его характер и окраска зависят от условий увлажнения и типа растительности. Если осадков выпадает больше, чем может испариться, и влага просачивается через почву, то она уносит, вымывает растворимые вещества. Поэтому этот слой накапливает только кремнезем, обычно он светлый. Этот светлый слой так и называют – горизонт вымывания. Ниже опять будет слой темнее. Этот слой играет роль своеобразного фильтра, через который просачиваются сверху воды. На этом фильтре задерживаются некоторые вещества, вымытые из верхнего слоя. Этот горизонт называют – горизонт вмывания. Если с почвы снять перегнойный слой, и попытаться вырастить растение на горизонтах вымывания и вмывания, то окажется, что плодородие этих слоев невелико. И, тем не менее, эти горизонты нужны. Растения отсюда черпают влагу, некоторые питательные вещества. Сюда переселяются обитатели гумусового слоя в сухую и жаркую погоду. Между горизонтами происходит непрерывный обмен. И, наконец, в самом низу лежит материнская порода. Она часто бывает не похожа на почву. Но те вещества, из которых состоит почва, унаследованы от породы. В материнской породе совсем нет органических веществ. Мало их и в горизонте вмывания. И даже в перегнойном слое органических веществ не больше 10-12%. Остальная часть – различные минералы. Это соединения кремния и алюминия. Подзолистые почвы нечерноземной зоны на 80-90% состоят из окиси кремния, поэтому они светлые, малоплодородные. Если в почве содержится много соединений железа, она окрашена в рыжий и в красный цвета.

Глава 4 «Как тебе живется, особое царство?»»
Отличительная черта науки о почвах, основы которой были заложены замечательным русским ученым В.В.Докучаевым, - это его стремление всегда и во всем быть полезной хлеборобу, человеку земли. Почву изучают для того, чтобы знать, как ее лучше использовать, как сохранить и повысить плодородие. Именно с этого началось почвоведение в России. Именно поэтому в 1892г., когда житницу царской России вновь поразил неурожай, профессор Докучаев, к тому времени признанный ученый-почвовед, опубликовал интереснейшую книгу, в которой говорилось не только о почвах. Василий Васильевич любил свой народ, свою землю, и он не мог примириться с тем, что в богатейших черноземных областях так часто бывает засуха. В чем же причина катастрофических засух? Неужели это неизбежное зло, причина которого заложена в самой природе и с которым невозможно бороться? Почвы необычайно плодородны, климат благоприятный – откуда же эта страшная и всегда неожиданная – засуха? Количество атмосферных осадков с тех времен, когда степь не знала земледельца, почти не изменилось. Почему же дожди, которые раньше поили травы в рост человека, теперь не могут обеспечить урожай пшеницы? Ответить на этот вопрос и взялся В.В. Докучаев. Он исходил тысячи верст по чернозёмной степи, исследовал не только почвенный покров. Он постигал, как работает сложнейший механизм природы, как изменилась степь в течение десятков и сотен лет – медленно, незаметно для глаза, но неотвратимо. У почвы есть враги. Кто они? …Земледельцу, пришедшему в степное раздолье, нужен был, прежде всего, хлеб. Поэтому он распахал почву и засеял её пшеницей. Исчез мощный покров трав. Почва стала беззащитной, особенно на склонах. Талые и дождевые воды уже не задерживались толстым слоем степного войлока и не переходили оттуда в почву, а скатывались по бороздам, унося с собой её частички. Так в степи начали расти ненасытные овраги. Однако землепашцу нужен был не только хлеб, но и жильё. Поэтому в степи стали быстро исчезать те немногие островки леса, которые сохранялись в наиболее увлажненных её частях, у рек, на водоразделах. Крупные помещики охотно продавали лес прямо на корню. А ведь они не просто торговали древесиной, а лишали степь воды. Зеленая защита растягивала таяние снегов, задерживала дождевые воды. Поэтому теперь реки бурно вспухали в паводок и сильно мелели летом. Со временем положение ухудшилось. Распахивались все большие площади. Вырубались остатки леса. Росли и множились овраги. Земледелие, по словам Докучаева, стало чем-то вроде азартной игры: повезет – снимешь хороший урожай, не повезет – останешься без хлеба. Никакой, даже геркулесовский организм не в состоянии часто переносить бедственных случайностей. Враги почвы были названы: вода, овраги, ветер. Сегодня к этим врагам можно добавить ещё человека. В.В.Докучаев предложил удивительную по тем временам программу работ: регулировать течение рек, строить водохранилища, обуздать овраги, сажать лес. Он считал возможным даже улучшить степной климат. Царская Россия, естественно, не могла и думать о переделке природы в таких огромных масштабах. Докучаев понимал, что планы его осуществимы лишь в далеком будущем. Однако чувство долга перед Родиной было необыкновенно сильно в нем. Как ученый, он отлично понимал, что, прежде чем взяться за осуществление таких грандиозных работ, необходимо поставить сотни опытов и ответить на тысячи вопросов. Поэтому в 1892 году под руководством Докучаева организуется «Особая экспедиция», в задачу которой входило изучение способов лесоразведения, закладка опытных участков, исследование влияния лесных полос на климат и урожай хлебов. Пять лет руководил Докучаев «Особой экспедицией». Было организовано несколько опытных станций. Одна из них – в каменной степи – существует и ныне. Здесь находится сейчас институт земледелия центральной черноземной полосы, носящий имя В.В.Докучаева.

Как будет жить особое царство природы, зависит и от нас. На уроке мы обсудили вопрос «Надо ли сжигать сухую траву и листья?» Вот некоторые высказывания.

  • «Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений».

  • «Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров».

  • «Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами».

Значит, не зря в народе говорят: от пала все пропало. И это справедливо. Нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна. Охрана почв – важнейшая задача человечества. Известные почвоведы нашей страны в 2001 году издали первую в мире «Красную книгу почв Оренбургской области», в которую внесены все типы почв, надлежащие сохранению их в естественном виде.

Заключение

Земля-кормилица. Мы так часто слышим эти слова, что почти не придаем им значения. А ведь правильнее было бы сказать, что растут деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница только благодаря тому, что у нас есть земля, а точнее почва. Образование почвы началось с появлением на Земле первых живых существ, так что именно им мы обязаны жизнью. Важнейшее свойство почвы – плодородие. Возделывая сельскохозяйственные культуры, люди обратили внимание на то, что урожай, выращенный из семян одного и того же растения, оказывается неодинаковым на различных земельных участках. Еще в глубине веков узнали о том, что существуют различные почвы и научились по внешним признакам определять, на каких участках можно при меньшей затрате труда получить больший урожай. Но приоритет русской науки о почвах признается во всем мире. В результате работы над рефератом выяснено:

  • Наука о почвах появилась в России (1883). В.В.Докучаев вскрыл подлинные законы почвообразования и объяснил, почему в различных природных условиях возникают неодинаковые почвы. Изучил и обосновал теорию происхождения почв. Опубликовал труд «Русский чернозем». Это год основания науки о почвах. В. В. Докучаев установил, что типы почв располагаются зонами, поясами, в зависимости от климата и растительности. Открытия Докучаева имеют большое значение для организации рационального использования земель в сельском хозяйстве и лесоводстве, для правильного размещения возделываемых культур и выбора наиболее выгодных систем земледелия. Он установил, что леса на водоразделах регулируют водный режим, предотвращают обмеление судоходных рек, защищают почвенный покров от разрушения.

  • В.В.Докучаев назвал факторы почвообразования: материнские породы, климат, рельеф, живые организмы, время. Сегодня к этим факторам можно добавить ещё антропогенный, то есть деятельность человека.

  • Выкопав много почвенных разрезов, В.В.Докучаев «нарисовал» лицо почвы. В разрезе почва похожа на слоеный пирог. Сверху гумусовый слой. Именно гумус определяет важнейшее свойство почвы – плодородие. Ниже находится горизонт вымывания – более светлый. Ещё ниже – горизонт вмывания. Он опять темнее. Мощность почвы не везде одинакова.

  • У почвы есть враги: овраги, ветер, вода, человек. Человек может повысить плодородие почвы, а может и понизить. Чтобы плодородие повысилось, не надо сжигать сухую траву и мусор.

Почвенный покров Земли (педосфера) является важнейшим компонентом экологических систем суши и биосферы планеты в целом. Почвенная оболочка представляет собой незаменимую часть механизма биосферы. Если это звено будет разрушено или уничтожено на больших пространствах, то общий механизм биосферы будет глубоко и необратимо нарушен. Основоположник почвоведения, В.В.Докучаев рано ушел из жизни, ему не довелось увидеть плодов своего упорного труда, услышать живую тишину возрожденной степи. Он был, однако, счастлив в другом – в создании совершенно новой науки, науки о почве. Уже при его жизни почвоведение получило всеобщее признание. Почвенные карты и коллекции из России пользовались большим успехом на международных выставках, русские методы исследования начинали применять во всем мире. Почвоведение и сегодня немыслимо без основ Докучаева, его взглядов на почву. Он вырастил много талантливых учеников, воспринявших его идеи. И чтобы ни делал сегодняшний почвовед, в его работе обязательно есть зерно, посеянное много лет назад этим замечательным русским ученым.

Список литературы
1. Иванов П.П. Агрохимический кружок в школе. М., Учпедгиз, 1958.

2. Горбылева А.И. Почвоведение с основами геологии. Учебное пособие для ВУЗов, 2002

3. Димитриев Ю.О. Полевые практики по почвоведению.Ульяновск, 2010

4. Кауричев И.С. Почвоведение. Учебное пособие для ВУЗов, 1989

5. Учебник География России

6. Фридланд В.М. Просто земля. М., Просвещение, 1977.

7. Энциклопедия юного биолога. М., Педагогика, 1986.

8. Энциклопедия юного натуралиста. М., Педагогика, 1986.

9. Энциклопедия школьнику. Киев, 1994.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особое царство природы iconУрок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы
Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка...
Особое царство природы iconУрок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи
Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных
Особое царство природы iconДавайте вспомним, где, по учению Иисуса Христа, находится Царство Божие?
Царство Божие внутри нас, в нашем сердце. Царство Божие – это когда Бог живет в твоем сердце
Особое царство природы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Царство кесаря» и «Царство Божие». «Все дороги ведут в Рим». Новая кар-тина мира
Особое царство природы iconРеферат: по географии; Подготовила: Яковлева М
Белые ночи придают особое очарование зеленым массивам лесов, причудливым очертаниям озер с прозрачной водой, рекам с порогами и водопадами....
Особое царство природы iconЦарство Бактерии
Царство Бактерии (Дробянки) включает два подцарства: бактерии и сине-зеленые водоросли. Подцарство бактерии включает эубактерии и...
Особое царство природы iconЦарство духа и царство кесаря гносеологическое введение. Борьба за истину
Российской Федерации от 11. 11. 2011 №2451 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена», пункта 9 Постановления...
Особое царство природы iconВ творчестве многих русских поэтов. Осень занимает особое место в...
С одной стороны—величие, великолепие природы, буйство красок. С другой—печаль, грусть, пронизывающая сердце тоска. Именно с осенью...
Особое царство природы iconЛежнева Оксана 10 класс Руководитель Николаева А. С., учитель географии 2005 г.
Белгородской области народной одежды. Особое внимание уделяется женской одежде, поскольку именно она органично воплотила тонкое единение...
Особое царство природы iconТематическое планирование во 2 классе
«явления природы», «сезонные явления», умеет отличать явления природы от природы, распознавать явления природы
Особое царство природы iconПрограмма по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной...
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых...
Особое царство природы iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)
Особое царство природы iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс
Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной...
Особое царство природы iconУрок во 2 классе Тема: «Царства живой природы»
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; конверты с представителями царства животных для работы в парах, карточки...
Особое царство природы iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...
Особое царство природы iconУрок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей...
Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск