Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/____________/
ФИО
Протокол № ___
от «__» __________20 _г.
| «Согласовано» Заместитель директора
БОУ г. Омска «СОШУИОП №56»
_____________/______________/
ФИО «__» ____________20___г.
| «Утверждаю» Директор
БОУ г. Омска «СОШУИОП №56»
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___ от «__» __ 20 _г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по биологии 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.), где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и гуманитарного.
В программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Программное содержание определяется исходя из обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, а также временем, отведенным федеральным учебным планом (общеобразовательный профиль в 10-11 классах 68 часов за год, 2 часа в неделю). Программа составлена в соответствии с "Обязательным минимумом содержания образования полной средней общеобразовательной школы, который предполагает обеспечить подготовку школьников в тех случаях, если еще не сформирован выбор направленного интереса старшеклассника до момента окончания общей средней школы. В данной программе пропорционально увеличено количество часов по сравнению с программой Пономаревой, на основе которой построена данная программа. Связано это с тем, что 1 часа в неделю недостаточно для продуктивного повторения пройденного материала и расширения знаний по предмету. Особенно важным является увеличение часов на изучение предмета по сравнению с авторской программой в связи с тем, что в настоящем учебном году в учебном плане не заложено часов для групповых занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ. Изучение в объеме 68 часов в год позволит качественнее подготовиться к сдаче ЕГЭ и изучить достаточно подробно наиболее важные темы, охваченные в заданиях ЕГЭ.
В рамках этого направления образовательным стандартом предусмотрено некоторое расширение материалов биологии (натуралистического, биолого-экологического, природоохранного, теоретического и прикладного характера), лабораторные работы и экскурсии.
Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут изучения биологии полной средней школы. Такой подход исключает перегрузку учащихся, в то же время предоставляет возможность усиления развития старшеклассников с учетом их интересов и ориентаций в выборе будущих профессий. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни и применение приемов сравнения в обучении, делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.
Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:
10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10). Учебно - тематический план 10 класс
№ п/п
| Номер и название темы
| Количество часов
| Практическая часть
| I
| Введение в курс общебиологических явлений
| 12
|
| 1.1.
| Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.
| 6
|
| 1.2.
| Биологическая наука.
| 6
| Л.р. №1
| II
| Биосферный уровень организации жизни
| 15
|
| 2.1.
| Учение о биосфере.
| 2
|
| 2.2.
| Предпосылки возникновения жизни на Земле.
| 2
|
| 2.3.
| Современные представления о возникновении жизни на Земле.
| 3
|
| 2.4.
| Биосфера – живая оболочка Земли.
| 8
| Л.р. №2,3
| III
| Биогеоценотический уровень организации жизни
| 17
|
| 3.1.
| Понятие и структура биогеоценоза.
| 3
|
| 3.2.
| Взаимоотношения в биогеоценозе.
| 3
| Л.р. №4.
| 3.3.
| Динамика природных сообществ.
| 3
|
| 3.4.
| Типы биогеоценозов.
| 4
|
| 3.5.
| Взаимосвязь природы и общества.
| 4
|
| IV
| Популяционно-видовой уровень организации жизни
| 24
|
| 4.1.
| Вид, его понятие, способы образования и значение многообразия.
| 9
| Л.р. №5,6.
| 4.2.
| Человек как вид.
| 3
|
| 4.3.
| Эволюция видов.
| 7
|
| 4.4.
| Сохранение видового разнообразия.
| 5
|
|
|
| 68 часов
|
|
|