Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская





НазваниеЕ. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская
страница1/3
Дата публикации16.10.2014
Размер390 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новопетровская средняя общеобразовательная школ

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Руководитель ШМО Директор школы
_________________ _______________ __________________-

Е.А.Шамурова Протокол № С.В.Горская

______________ от 2013г ______________

Рабочая программа

по биологии

для 10-11 класса

Учитель: М.В.Аликова

С.Новопетровское 2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Программа разработана в полном соответствии с Федеральным ком­понентом государственного стандарта 2004 года, с обязательным минимумом содержания биологического образования среднего (полного) общего обра­зования на базовом уровне. Программа построена на основе авторской программы по биологии для 10-11 классов (Базовый уровень) Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Симоновой Л.К.

/ Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой, - М., "Вентана-Граф", 2007.
Согласно действующему Базисному учебному плану программа для 10 класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, но за счет школьного компонента добавлен 1 час. Поэтому данная рабочая программа обучения биологии 10 – 11 классов разработана в объеме 136часов (2 часа в неделю).
Программа по биологии 10-11 классов построена на важной содержа­тельной основе - гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в био­логической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.

Программа предусматривает и отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на со­хранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств лич­ности учащихся.

Программа также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способно­стей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Рабочая программа разработана для базовая (непрофильная ) дис­циплина и направлена на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования школьников. В связи с этим, данная программа ставит задачу - обеспечить обще­культурный менталитет и общую биологическую компетентность выпускни­ка современной средней школы,

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосред­ственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой ( М., Изд. центр "Вентана-Граф", 2005, 2007 гг.), где уровень основного биологического образования (9 класс) завершает­ся общебиологическим курсом "Основы общей биологии". В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого уровня обучения и построенного на интегративной основе, что требует образовательный минимум старшей школы.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 клас­сов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемствен­ную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии.

Увеличение количества часов некоторых разделов осуществляется за счёт распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ программа курса предусматривает выделение 10 % учебного времени на региональный компонент содержания образования, посвящен изучению представителей местной флоры и фауны, мерам, принимаемым в регионе для её охраны.

Требования к уровню подготовки учащихся.




- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биоло креском круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; роль хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему, агроэкосистему их структурные компоненты их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10% в экосистеме; саморегуляция; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза ( экосистемы); регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений; организм как биосистему; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость ее виды (мутационная, комбинативная и модификационная) и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазма, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем

- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов; абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

- применять знания по биологии для формирования картины мира; для доказательства единства органического мира; для оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; в деле гуманного, этического поведения в природе; для охраны природы и редких, исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

- владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературы дополнительного чтения по биологии.

Содержание программы


Введение в курс общебиологических явлений.

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Лабораторная работа.

  • Методика работы с определителями растений и животных.

  • Морфологическое описание одного вида растений.



Биосферный уровень организации жизни

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.

Лабораторная работа.

  • Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице.


Биогеоценотический уровень организации жизни

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа.

  • Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

Экскурсии:

  • Природная экосистема (лес, луг, водоем).



Популяционно-видовой структурный уровень организации

жизни

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека.

Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа.

  • Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных.


Лабораторная работа.

  • Выявление признаков изменчивости организмов.

  • Выявление ароморфозов на примере комнатных растений: цветкового и папоротникообразного (бегония и нефролепис или др.).

  • Выявление идиоадаптации у насекомых (коллекция) или растений (виды традесканции, бегонии или др.).

Экскурсии:

  • Выявление способов размножения растений в природе.


Организменный уровень организации живой материи.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Размножение организмов - половое и бесполое и его значение. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. Гены и признаки.

Изменчивость признаков и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены и меры защиты среды от загрязнения мутагенами.

Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно – и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Закономерности сцепленного наследования. Современные представления о гене, генотипе, геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты применения генных технологий.

Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Способы борьбы со СПИДом.

Генетические основы селекции. Вклад Н. И. Вавилова в развитии селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибритизация и искусственный отбор.

Биотехнология, её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Организмы разных царств живой природы. Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.

Лабораторная работа.

  • Решение элементарных генетических задач.


Клеточный уровень организации жизни.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки.

Основные положения учения о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественно – научной картины мира.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Химический состав клеток. Органические и неорганические вещества в клетке.

Основные части в строении клетки. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро.

Хромосомы, их структура. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Клеточный метаболизм и роль ферментов в нем. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Преобразование энергии в клетке.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Подготовки клетки к делению. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток

Лабораторная работа.

  • Сравнение строения клеток прокариот (бактерии) и эукариот (растения, животного, гриба).

  • Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов (хламидомонада, листа элодеи, эпидермиса лука).

Лабораторная работа

Исследование фаз митоза
Молекулярный уровень проявления жизни.

Молекулярный уровень жизни и его особенности, его особенности и роль в природе.

Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи.

Роль органических веществ в клетке организма. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носителя наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток Эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этап дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества.

Лабораторная работа.

  • Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зеленых растений у элодеи, хлорофитума, колеуса или др.

  • Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белков, жира).


Заключение.

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем о неживых.

Экскурсия в природу.

  • Биологическое разнообразие живого мира.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconОтче т народного театра «Диалог» за 2012 год город Венев
История Веневского народного театра началась почти 100 лет назад. В 1918 году профессиональная актриса Зоя Горская собрала группу...
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Е. А. Шамурова Протокол № С. В. Горская iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск