Скачать 91.34 Kb.
|
Программа 6 класс Биологическое краеведение (34 часа, 1 час в неделю) 2 часа резервного времени Пояснительная записка Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Ивановской области. Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Ивановской области. Цель курса:
Особенности данной программы:Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа. Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале. Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей, ботанический сад. Учитель имеет право осуществить перестановку тем, например: тема 4-я может быть на втором месте. Тема 1. Введение в биологическое краеведение. (4 часа) Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Природные условия и причины биологического разнообразия Ивановской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология). Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации. Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования». Тема 2. ФлораИвановской области (9 часов) Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Ивановской области. Ботанико-географические подрайоны Ивановской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края].* Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Ивановской области. Практические работы. 1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам. 2. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев. 3. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период. Тема3. Грибы и лишайники. (2 часа) Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы. [Практическая работа: «Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников»* Тема 4. Фауна Ивановской области (10 часов) Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Ивановской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края].* Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь). Практические работы. 1. Изучение следов жизнедеятельности животных.**
Тема 5. Организм и среда (4 часов) Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Ивановской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ. Изменение ландшафта в результате деятельности человека. Тема 6. Охрана природы родного края (4 часа) Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности. Охраняемые территории Ивановской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. Практические работы, экскурсии. Экскурсия «Весенние явления в природе». *- проводить по усмотрению учителя. ** - на экскурсии или по дидактическому материалу по усмотрению учителя. Тематическое планирование 6 класс Биологическое краеведение (34 часа, 2 часа резервного времени, 1 час в неделю)
Учащиеся должны знать: - цели и задачи биологического краеведения; - основные понятия: зональность, фауна, растительность, флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории; - методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей; - основные объекты живой природы родного края;
- ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края; - съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края; - особо охраняемые территории родного края; - экологические факторы, влияющие на живые организмы; - основные природные сообщества родного края; Учащиеся должны уметь: - вести календари фенологических наблюдений; - работать с гербарным материалом; - определять деревья и кустарники в разные сезоны года; - определять виды птиц и животных по следу; - вести наблюдения за объектами живой природы;
Литература для учителя.
|
Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | Календарно-тематическое планирование По краеведению (биологическое) 7 класс Краеведение наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения | ||
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Учебный курс «Биологическое краеведение» | Рабочая программа Ф. И. О. учителя Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | ||
Рабочая программа Малашиной Марины Николаевны Необходимость введения курса «биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | П. Белоярский Новобурасского района Саратовской области Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | ||
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... | Рабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная... Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии | ||
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 3 класс» (Воронеж, воипкипро, 2010),... | План конспект интегрированного урока чтение краеведение. 2 класс... План конспект интегрированного урока чтение – краеведение. 2 класс (1-4) 2, 3 четверть | ||
Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») |