Скачать 275.53 Kb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель МО _________/_________________/ Заместитель директора по Директор Протокол №__от «____» _______ 2012 г. УВР МОУ-СОШ с. Звонаревка МОУ-СОШ с. Звонаревка ___________/______________________/ ___________/__________________/ «____» _______ 2012 г. «____» _______ 2012 г. Рабочая программа Ф.И.О. учителя Литневская Елена Федоровна, учитель биологии высшей квалификационной категории Предмет Краеведение Класс 7 Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №___от«___»_____________2012г. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим: 1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта; 2. В новом стандарте сокращено время на изучение курса "Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии" в 6 классе. Сокращение за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. "биоразнообразие" - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса "Биологическое краеведение" позволит компенсировать этот недостаток; 3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю. Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере. 2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края. 3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории. 4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, "былых биосфер" и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности. 5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований. 6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом. 7. Научить детей чувствовать красоту природы. 8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде. 9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты. В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности. В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты. Знаком * отмечены практические работы и экскурсии. Порядок выполнения практических, работ, экскурсий и практических занятий, а также распределение часов на ту или иную тему, является примерным и может быть изменен. Курсивом выделен материал, изучаемый на усмотрение учителя. Учебно-тематическое планирование
Содержание учебной программы: Введение (1 час) Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением - география, биология, геология, история, метеорология. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. И др.) Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы. Природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология). *Практическая работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края 1. Методы краеведческой работы (2 часа) Метод полевых наблюдений. Литературный метод. Сравнение. Описание. Измерение. Метод полевого сбора. Картографический метод. Статистический метод. Визуальный метод. Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами. Фотографирование и киносъемка. Фенологические наблюдения. Понятие о биоиндикации. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Школьный краеведческий музей. Особенности школьных музеев. Размещение, оформление и систематизация экспонатов. Методика сбора палеонтологического исторического и биологического материала. Систематизация отобранного материала. Размещение экспонатов, оформление витрин, диорам, каталогизация коллекции. *Практическая работа со школьными определителями растений и животных. 2. Характеристика природных сообществ (4ч) Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Особенности представителей живого мира, обитающих в разных условиях. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Природные сообщества лесостепной, степной и полупустынных зон. Особенности представителей живого мира, обитающих в условиях увлажнения. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Основные природные сообщества своей местности. *Практическая работа с атласом карт Саратовской области. *Практическая работа. Составление фенологических схем. *Практическая работа. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. *Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро). 3. Растительный мир (8 часов) Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Споровые растения нашей местности. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Лишайники. Использование растений в жизни человека. Полезные дикорастущие растения. Лекарственные, пищевые растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения - паразиты. Сорные растения. Ядовитые растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр. Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района. *Экскурсия "Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей". *Составление рефератов об интересных растениях района. 4. Животный мир области (7часов) Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов. *Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд) или в отдел природы краеведческого музея "Животные родного края" *Экскурсия "Животный мир населенных пунктов" *Составление списков местных животных и растений. *Фенологические наблюдения за распространенными животными. *Практическая работа зарисовка животных. *Практическая работа изучение микрофлоры и микрофауны озера или реки. *Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. *Наблюдения за птицами. 5. Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее (7 часов) История развития органического мира (3 часа) Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (с.Тепловка, р.п. Озинки, р.п. Горный, с. Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные области - губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края. *Практическая работа: Составление коллекции палеонтологических объектов местности Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах (отложения которых находятся на территории района). Влияние Человека на природные объекты (2 часа) Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод, Балаковский комбинат химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы, связанные с ней. Крупнейшие месторождения и путепроводы области. Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт. Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. ВПК. Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия. Охрана природы (2 часа) Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные - природные достояния всей планеты. Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края. *Составление красной книги своего района. 6.Итоговая конференция "Судьба природы - наша судьба" (2 часа) Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике. Календарно-тематическое планирование
|
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс Дополнительная литература для учителя: Обучение в 4 классе. Пособие для учителя четырёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 2; Под ред. Б. И.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Многие из нас с благодарностью вспоминают первого учителя, любимого учителя, лучшего учителя… | ||
Филиал мкоу богородской сош нестиарская оош Расстояние от стола учителя до первых столов составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных, одного... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | ||
Программа по английскому языку 3 класс Пояснительная Н. Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. З. Биболетовой, а также дополнительных пособий: для учителя (книга... | Рабочая программа по географии 5 класс учителя географии В отличие от примерных программ гос 2004 г примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению... | ||
Рабочая программа учителя географии сагьдиева Рамиля Шамиловича учителя... В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений... | Рабочая программа учебного курса по физике основного общего образования... Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 7 класса, которые имеют средний уровень мотивации. Основная доля, а это... | ||
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» для 10 класса учителя информатики Рабочая программа составлена на основе инструктивного письма мо и н рт №9127/13 от 09. 07. 2013 | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» учителя начальных классов Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Рабочая программа по предмету «география» ( 7 -к класс ) учителя географии Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы | Рабочая программа учителя | ||
Сценарий на День учителя Песня «Школьные годы чудесные» Всех собравшихся в этом зале мы спешим поздравить с замечательным праздником – днем учителя. Дорогие наши учителя, в этот день мы... | Новинки библиотеки Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Рабочая программа по изобразительному искусству учителя начальных классов Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе |