____________________________________________________________________________ Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крупинская средняя общеобразовательная школа
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
____________________________________________________________________________________ 142516 Московская область
(496)43-73-191 Павлово-Посадский район, деревня Крупино, улица Школьная ,д.11/А
e-mail: krupino2007@yandex.ru
«Утверждаю» Директор муниципального общеобразовательного
учреждения Крупинской средней общеобразовательной
школы Павлово-Посадского района Московской
области :______________А.В.Голяева
«___»_____________2014 год
Рабочая программа по биологии
(базовый уровень) 10 класс
Составитель : Ефимова Мария Александровна –
учитель биологии и химии
2014 год
Рабочая программа по биологии
10 класс
(2 часа в неделю, 70 часов за год) Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и адаптирована с учётом авторской программы по биологии авторов И.Н. Пономарёва, О.А Корнилова, Л В Симонова.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Закон «Об образовании Российской Федерации»;
Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 уч.год»;
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Крупинской СОШ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Авторская программа курса «Природоведение. Биология. Экология» для 5 - 11 классов (базовый уровень), М. Вентана - Граф. 2012г.
Учебный план МОУ Крупинской СОШ на 2014-2015 учебный год.
Некоторые изменения в программе: для расширенного изучения учащимися некоторых тем добавлено количество часов на изучаемый курс (вместо 1 часа в неделю на 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год) из вариативной части учебного плана.
В соответствии с учебным планом МОУ Крупинской СОШ на 2014 – 2015 уч. год программа рассчитана на 70 ч, 2 часа в неделю. Уровень подготовки обучающихся позволяет изучать предмет на базовом уровне.
Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы её закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Она предусматривает отражение современных задач стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодёжи а также формированию компетентностных качеств учащихся.
Программа курса «Биология» для учащихся 10 класса ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6 – 9 классов. В связи с этим данная программа для 10 класса представляет содержание курса общей биологии как материалы более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе, обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
В курсе биологии для 10 класса программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного уровня организации живой материи. При этом в программе ещё раз, но в другом виде включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, как с целью актуализации ранее приобретённых знаний, так и для их углубления и обобщения.
Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический и биосферный.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9 – 10 классов.
Цель:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках биологии и в реальной жизни для решения практических задач.
Основное содержание
Введение в курс общебиологических явлений (7 ч).
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Экскурсия.
Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе. Биосферный уровень организации жизни (15 ч).
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Биогеоценотический уровень организации жизни (17 ч).
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа.
№1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе
Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни. Повторение (31 ч).
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа № 2 «Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных».
Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях».
Всего:
Лабораторных работ – 3
Экскурсий - 1
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии выпускник 10 класса
- должен характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
- должен сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК;
- должен обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
- должен применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
- должен владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
Календарно-тематическое планирование по биологии
10 класс (2 часа в нед.-70 часов в год)
№
урока
| Содержание учебного материала
(разделы темы)
| Лабораторные работы и экскурсии
| План.
дата
| Скорректир. дата
|
|
| Глава 1.Введение в курс общей биологии (7 часов)
|
|
|
| 1
| Содержание и построение курса общей биологии.
|
| 2.09
|
| 2
| Основные свойства жизни. Определение понятия «жизнь».
|
| 5.09
|
| 3
| Уровни организации живой природы.
|
| 9.09
|
| 4
| Значение практической биологии
|
| 12.09
|
| 5
| Методы биологических исследований.
|
| 16.09
|
| 6
| Живой мир и культура. Семинарское занятие
|
| 19.09
|
| 7
|
| Экскурсия.
Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
| 23.09
|
|
| Глава 2.Биосферный уровень организации жизни (15 часов)
|
|
|
| 8
| Учение о биосфере.
|
| 26.09
|
| 9
| Функции живого вещества в биосфере.
|
| 30.09
|
| 10
| Происхождение вещества
|
| 3.10
|
| 11
| Биологическая эволюция в развитии биосферы
|
| 7.10
|
| 12
| Биологическая эволюция в развитии биосферы
|
| 10.10
|
| 13
| Условия жизни на Земле
|
| 14.10
|
| 14
| Биосфера как глобальная экосистема.
|
| 17.10
|
| 15
| Круговорот веществ в природе
|
| 21.10
|
| 16
| Человек как житель биосферы.
|
| 24.10
|
| 17
| Особенности биосферного уровня организации живой.
|
| 28.10
|
| 18
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
|
| 31.10
|
| 19
| Экологические факторы и их значение
|
| 11.11
|
| 20
| Семинарское занятие. Биосферный уровень организации жизни
|
| 14.11
|
| 21
| Семинарское занятие. Биосферный уровень организации жизни
|
| 18.11
|
| 22
| Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации жизни»
|
| 21.11
|
|
| Глава 3.Биогеоценотический уровень организации жизни (17 часов)
|
|
|
| 23
| Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
|
| 25.11
|
| 24
| Биогеоценоз как био- и экосистема
|
| 28.11
|
| 25
| Строение и свойства биогеоценоза.
|
| 2.12
|
| 26
| Строение и свойства биогеоценоза.
|
| 5.12
|
| 27
| Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе
|
| 9.12
|
| 28
|
| Лабораторная работа.
№1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе
| 12.12
|
| 29
| Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах
|
| 16.12
|
| 30
| Причины устойчивости биогеоценозов
|
| 19.12
|
| 31
| Зарождение и смена биогеоценозов.
|
| 23.12
|
| 32
| Суточные и сезонные изменения биогеоценозов
|
| 26.12
|
| 33
| Многообразие водных биогеоценозов
|
| 13.01
|
| 34
| Многообразие биогеоценозов суши
|
| 26.01
|
| 35
| Сохранение разнообразия биоценозов
|
| 20.01
|
| 36
| Экологические законы природопользования
|
| 23.01
|
| 37
| Биогеоценотический уровень организации жизни. Семинарское занятие
|
| 27.01
|
| 38
| Биогеоценотический уровень организации жизни. Семинарское занятие
|
| 30.01
|
| 39
| Обобщающий урок по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни»
|
| 3.02
|
|
| Глава 4.Популяционно-видовой уровень организации жизни. Повторение (31 час)
|
|
|
| 40
| Вид. Его критерии и структура
|
| 6.02
|
| 41
|
| Лабораторная работа № 2 «Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных».
| 10.02
|
| 42
|
| Лабораторная работа № 3 Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях
| 13.02
|
| 43
| Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система
|
| 17.02
|
| 44
| Популяция – структурная единица вида
|
| 20.02
|
| 45
| Популяция как основная единица эволюции
|
| 27.02
|
| 46
| Видообразование – процесс увеличения видов на Земле
|
| 3.03
|
| 47
| Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества
|
| 6.03
|
| 48
| Этапы происхождения человека
|
| 10.03
|
| 49
| Человек как уникальный вид живой природы
|
| 13.03
|
| 50
| История развития эволюционных идей
|
| 17.03
|
| 51
| Естественный отбор и его формы
|
| 20.03
|
| 52
| Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия
|
| 3.04
|
| 53
| Современное учение об эволюции
|
| 7.04
|
| 54
| Результаты эволюции и её основные закономерности
|
| 10.04
|
| 55
| Основные направления эволюции
|
| 14.04
|
| 56
| Прогресс и регресс в эволюции
|
| 17.04
|
| 57
| Особенности популяционно – видового уровня жизни
|
| 21.04
|
| 58
| Значение изучения популяций и видов
|
| 24.04
|
| 59
| Всемирная стратегия охраны природных видов
|
| 28.04
|
| 60
| Всемирная стратегия охраны природных видов
|
| 5.05
|
| 61
| Семинарское занятие. Популяционно – видовой уровень организации жизни
|
| 8.05
|
| 62
| Семинарское занятие. Популяционно – видовой уровень организации жизни
|
| 12.05
|
| 63
| Обобщающий урок по теме «Популяционно – видовой уровень организации жизни»
|
| 15.05
|
| 64 - 69
| Повторение курса «Общая биология. 10 класс.»
|
| 19.05
22.05
26.05
29.05
|
| 70
| Обобщающий урок за курс общей биологии. 10 класс.
|
|
|
|
Итого: 70 часов
Перечень учебно-методического обеспечения
И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2012
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Н.А. Богданов. Биология 10 класс. КИМ. – М.: ВАКО, 2013.
Интернет – ресурсы.
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия
«Согласовано»
Протокол заседания ШМО учителей естественно-математического цикла
от «___»__________2014года №___ «Согласовано»
Зам. директора по УВР ____ (Желтова Е.Н.)
«_1__»_сентября___2014 года |