Скачать 96.37 Kb.
|
Тема. Жизнь в морях и океанах. Цель:Познакомить учащихся с условиями жизни в океане и многообразием организмов, представляющих различные сообщества овеана. Учитель географии: Здравствуйте ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы с вами отправимся в морскую экспедицию. Скажите, а какие у вас возникают чувства, ассоциации, когда вы слышите слово «море»? (Ученики называют свои ассоциации). Многие поэты, писатели в своих произведениях описывали море. Свои впечатления о морской стихии Федор Тютчев выразил в стихах( Под шум моря дети читают стихи). Море и утес. И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До не зыблемых высот… Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила- И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет утес береговой,- Ты, волна моя морская. Ты, волна моя морская, Своенравная волна, Как, покоясь иль играя, Чудной жизни ты полна! Ты на солнце ли смеешься, Отражая неба свод, Иль метёшься ты и бьешься В одичалой бездне вод,- Сладок мне твой тихий шепот, Полный ласки и любви; Внятен мне и буйный ропот, Стоны вещие твои. Отправимся мы в путешествие на подводной лодке. Давайте, ее назовем также, как назвал свою подводную лодку, известный капитан Немо, из романа Жюля Верна « 20 000 лье под водой». Кто знает, как называлась эта подводная лодка? ( Наутилус). В экспедицию набираются разные специалисты, которые обладают знаниями в различных областях науки. Я специалист географ, а еще с нами отправится Елена Николаевна- специалист биолог. Учитель биологии. Целевая установка: Во время путешествия вы узнаете о свойствах океанических вод, об обитателях подводного мира, и в конце путешествия вас ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимательно вы были. Вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте, пожалуйста, их результаты в судовой журнал, и помните, что аккуратность заполнения- залог научных достижений. Желаем вам приятного путешествия. Изучение нового материала. И так, в путь ( звучит песенка « Море волнуется...») Учитель географии: Вот наша лодка «Наутилилус» отправилась в путь по океанам и морям. ( Работа по физической карте полушарий, географическим атласам, ученики под руководством учителя показывают все океаны, начиная с самого большого, « цветные моря», дают им характеристику). Вопросы:
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. Для каждого этажа характерны определенные представители растительного и животного мира. Сейчас давайте подготовим наш судовой журнал.(Записывают дату, название темы урока) (Приложение 1). Чтобы познакомиться с обитателями морей, давайте посмотрим информацию электронного пособия. Но вы будете не только смотреть, а вам каждому раздается задание ( Приложение 2), которое вы должны выполнить и заполнить судовую графу в судовом журнале. ( Раздаются карточки-задания на 4 варианта). Индивидуальная работа: 1 ученику- поверхностное сообщество 2 ученику- сообщество толщи воды 3 ученику – донное сообщество 4 ученику – глубоководное сообщество Вопрос 1. Запишите название растений и животных, которые обита.т в сообществе. Вопрос 2. Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы?
Групповая работа: Каждый ученик рассказывает всем ученикам группы о своем сообществе, каждый заполняет соответствующую графу таблицы в своем судовом журнале.
Обсуждение заполнения таблицы. ( Опрос учеников, используя презентацию) Итак, жизнь в океане многообразна. Почему такое многообразие живых организмов наблюдается в воде, и такое разнообразие их форм? Учитель географии: (Эвристическая беседа) Разбираются условия жизни в морях и океанах ( соленость, температурные условия, освещенность, давление, записываются в судовой журнал).
Какая вода в океане на вкус? В доступной форме учитель объясняет, что на соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность впадающих рек, а также образование льдов. ( Приложение 3, записывается первое условие в судовой журнал)
Учитель предлагает выявить следующее свойство, проанализировав таблицы № 2,3 ( Приложение 4,5). Итак, при движении от экватора к полюсам, а так же с глубиной изменяется t˚ воды, она понижается. ( Записывается второе условие в судовой журнал).
Давайте обратим еще раз внимание на таблицу №3 ( Приложение 5). Почему t˚ воды от 0м до 200м изменяется незначительно, а далее с глубиной сильно падает? ( Примерные ответы учеников: зависит от солнечных лучей; от того, как солнце прогревает воду) В каких слоях встречаются водные растения – водоросли? (Поверхностных, возле берега). Наиболее богаты поверхностные воды живыми существами в пределах 0-200 метров, где большой доступ кислорода, вырабатываемого в процессе фотосинтеза зелеными водорослями.
Наша лодка погружается все глубже и глубже, мы находимся на глубине 3000 метров, ничего не видно, включаем прожектора. Теперь можно увидеть глубоководных рыб и других морских организмов. Они причудливой формы и имеют светящиеся органы. Но также мы видим, что на глубине океана разновидность организмов мала. Почему глубоководные организмы имеют причудливую форму, можно сказать, что они даже страшные? (Высокое давление). С погружением на глубину давление увеличивается. Изменение давления воды также влияет на разнообразие морских организмов. Вывод: Условия в морях и океанах очень разнообразны. Живые организмы приспосабливаются жить в определенных условиях. И поэтому жизнь в морях многообразна, а организмы такие разнообразные по форме, окраске. ( Вывод ученики- юнги записывают в судовой журнал, вставляя подходящие по смыслу слова, затем правильность выполнения проверяется данными на экране) Физкультминутка. («Песенка про осьминожка…» И.Е. Ефремов, Э.Успенский). Закрепление: Сейчас давайте немножко поиграем, отгадайте загадки.
По волнам гуляет зонтик, Если встретите –не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется, как крапива ( медуза) Без воздуха живет она И холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. (рыба) Рыба – меч его не тронет, Даже если и догонит. В нем электрический заряд, Он разрядиться будет рад. (скат) Это рыба – людоед, Не просись к ней на обед! (акула) По сути зверь, а с виду -рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (кит) Подставляя людям спины, В море нас спасут ………. (дельфины) Ты со мною незнаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног Вот и весь я ………….. (осьминог)
Фонтан из спины его струйками бьет. Второе иголки на ветках имеет, Зимою и летом оно зеленеет. Все вместе одеждой военной является, На плечи мужские оно надевается. Сукно для пошива берется отменное- Должны быть нарядными наши военные. (кит + ель = китель)
Проводится проверочная работа «Экспертный контроль». (Приложение 6)
Заключение: Учитель биологии: Наутилус всплывает и приближается к берегу, вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте подведем ему итог. Какую оценку вы поставили бы нашему уроку, как оценили бы свои знания, полученные в ходе путешествия. Сейчас это сможет сделать каждый, выйдя к доске и прикрепив стикер определенного цвета, соответствующего вашей оценке на карту « Океана знаний» Рефлексия. «Океан познаний». Материал понял на «5» Материал понял на «4» Материал понял на «3» Материал понял на «2» Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. И на нашем океане познаний не осталось белых пятен. Приложение 1. Судовой журнал Дата __________________________ Тема_____________________________________________ Сообщество морей и океанов.
Условии жизни в морях и океанах зависят от: 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.___________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: Условия в морях и океанах _________________. Живые организмы ________________ жить в определенных условиях. И поэтому жизнь в морях и океанах _________________________________________________________. А живые организмы такие __________________ по _____________ и окраске. Приложение 2.
А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе; Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы.
А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе; Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы
А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе; Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы
А) Запишите название растений и животных, которые обитают в сообществе; Б) Какие отличительные признаки характеризуют эти организмы Приложение 3. Соленость Экваториальные широты 34%о Тропические широты 35,5%о Умеренные широты 33%о Приложение4. t˚ поверхностных вод 90˚ с. ш. – 17 ˚С 60˚с.ш. + 4,8˚С 30˚с.ш. + 21˚С 0˚ + 27˚С Приложение 5. Изменение t˚ воды с глубиной 0 м + 16˚С 200м + 15,5˚С 1000м + 3,8˚С 5000м + 2,5˚С |
Тема: «Природные зоны Земли», «Жизнь в морях и океанах» Характерными климатическими особенностями смешанных и широколиственных лесов являются | Реферат по географии на тему «Вода и продовольственная безопасность» Она покрывает 70,8% земной поверхности. Объем гидросферы достигает 1370,3 млн км3, что составляет 1/800 общего объема планеты 96,5%... | ||
Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли; Задачи Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли | Урок окружающего мира в 4 классе Цель: сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с картой,... | ||
Тема: «Моря, озёра и реки России» Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах, реках России, используя элементы проектной деятельности | Урок русского языка в 7 «А» классе. Тема: Подготовка к написанию... Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела» | ||
Урок обществознания в 9 классе Тема. Право ребёнка на частную жизнь Познакомить с понятиями вакуум, частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство | Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами системно – деятельностного подхода | ||
Тема урока : «Жизнь в Мировом океане» Карта Мирового океана, учебные картины, таблицы, коллекции морских животных, наборы открыток: «В мире коралловых рифов», «Жизнь моря»... | Тема: Русская жизнь при Иване Васильевиче Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,... | ||
Тема: Жизнь дана на добрые дела Цель: Формирование ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей обучающихся; привитие навыков культуры речи; развитие творческих... | Литература. Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н. С. Гумилёва» Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н. С. Гумилёва» (Пришелец из иной страны…) | ||
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество Цель: Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами... | Тема: Жизнь Л. Н. Толстого. Цели: Создать условие для успешного усвоения... Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 | ||
Пространственное распределение сплоченности ледяного покрова и методы... Работа выполнена в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте | Цель: закрепить знания по теме «Причастие» Цель: «Создание здоровой социокультурной среды для становления и развития личности воспитанника способного самостоятельно и ответственно... |