Скачать 48.64 Kb.
|
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕМА: Русская жизнь при Иване Васильевиче. Цель урока: познакомить учащихся с обстановкой, в которой прошла юность Ивана Васильевиче, научить работать с дополнительной литературой. Основное содержание: правила жизни по «Домострою». Экономическое развитие страны. Первые годы правления Ивана Васильевича. Основные понятия: «Домострой» регент, царь. Оборудование: ноутбук, План урока: 1. Жизнь по «Домострою»- работа с источником. Экономическое развитие страны. Юность Ивана Васильевича. Ход урока 1. Знакомство учащихся с энциклопедической справкой: «Домострой» - произведение русской литературы xvı в., свод житейских правил и наставлений. Возник в среде новгородского боярства и купечества. Широко отражал реальный быт и язык xvıв. Это творение, сохранившее в основе своей немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества. Авторство «Домостроя» приписывают священнику Кремлёвского Благовещенского монастыря и духовнику Ивана Васиьлевича Сильвестру . Церковно религиозные наставления чередуются в нём с чисто хозяйственными , бытовыми советами, касающимся повседневных забот людей. Книга учит экономии и бережливости, содержанию в порядке одежды, соблюдению чистоты в доме, личной гигиене и прочим нужным вещам. Робота с источником. Размножить по одному экземпляру текста источника на стол. Что завещал нам Владимир Мономах. В «Поучение Владимира Мономаха» говорится: «Остерегайтесь лжи и пьянства – это губит и душу и тело. Больного посещайте, мёртвого пойдите проводить: так как все мы смертны. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите и всякому при встрече доброе слово. Жену своего любите, но не давайте ей собой воли…Что знаете хорошего , того не забывайте, чего не знаете , тому учитесь… А леность – мать всему дурному: ленивый что умеет , забывает, а что не умеет, томе не учится; вы же , поступая хорошо, не ленитесь на все доброе».Возможно, «Поучение» вдохновило многих авторов на создание целого свода законов жизни русской семьи общества. А разве мы сегодня не стоим перед решением по сути дела тех же нравственных и моральных проблем: « не лги, не убий, желай и делай своему ближнему только добро, трудись не покладая рук, живи с чистой совестью и в правде…»? Только усвоив эти нормы отношений между людьми и государствами, каждый человек может считать себя культурным. НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА СЫНУ Текст. Почему большинство из нас живут не с чистой совестью и в правде, богатство не от трудов праведных, далеко не всегда выбираем дорогу к храму? «Домострой» был законом для всей семьи. О нём не думали , не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого от мала до велика. Отец – глава. Мать – его помощница. Во взглядах на малое или большое – они едины. Строгость была и глубокое уважение к старшим не только в своём доме, но и за его стенами. Много значил и пример старшего. Честность, совестливость, гордость за своё дело почитались превыше всего. КАК ДЕТЕЙ СВОИХ ВОСПИТАТЬ В ПОУЧЕНИИ И СТРАХОМ БОЖЬЕМ Текст. Учить порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству – отец сыновей, кто в чём способен какие кому бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая их и поучая. Главное, что необходимо человеку, семье, обществу, - «воспитывать с младых ногтей», проявлять во всех своих действиях, всячески утверждать в жизни добро. Мы живём в обществе, в котором слишком лжи, нетерпимости, неуважения друг к другу, эгоцентризма и эгоизма, агрессии, элементарной нечестности и хамства, где часто остаются невостребованными талант и трудолюбие, где слово интеллигентность звучит чуть ли не как оскорбление. Что делать? С чего начинать? «...Будьте добры, и пусть ребёнок ваш поймет, что вы добры. Он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть с умилением. А любовь! Чрезмерная любовь порождает в душах вседозволенность, уверенность в своей исключительности, отсюда один шаг до оправдания любого своего действия, даже преступления. Бесчинства, надругательства над ценностями культуры творимыми детьми и внуками, стали настолько частыми, что мы – почти привыкли к этому. Главная причина здесь - в разрушении устоев духовности. ВОПРОСЫ. Захотелось ли вам прочесть весь «Домострой»? Почему? Содержание «Домостроя» - xvı в.
2.Экономическое развитие в начале правления Ивана Васильевиче. К началу царствования Ивана Васильевича Россия по - прежнему оставалось аграрной страной. Сельское хозяйство и крестьяне приносили большую часть доходов в бюджет. Уровень агротехники был невысок: главным сельхозорудием оставалось деревянная соха с железным наконечником (ральником). Плуг применялся редко. Урожайность была невысокой: сам -3 или сам-4 (когда одно посевное зерно даёт 3 или 4 зерна). Наиболее развитыми были монастырские хозяйства, в которых применялись усовершенствованная техника. Например, в Соловецком монастыре была каменная мельница, а система каналов соединяла 52 озера. Землёй в основном владели светские и духовные феодалы. Заметно выросло количество земельных угодий, выделяемых царем дворянам за военную службу государству. В xvı в. Усилилось закрепощение крестьян, которые тогда принадлежали светским и духовным феодалам, царю и непосредственно государству. Развивалось ремесленное производство, особенно в таких отраслях, как обработка металла, кожи, дерева, глины, производство одежды и домашней утвари. Уже в xv в. русские мастера научились изготовлять инструмент для бурения скважин на глубину свыше 100 метров. Возродилось и распространялось производство кирпича, так нужного для строительства городов. С укреплением централизованного государства активизировалось внутренняя торговля , чему способствовало введение единой валюты – копейки –в период регентства Елены Глинской и единых мер длины и веса. 3. Юность Ивана Васильевича. Ивану было три года, когда умер его отец, Василий Иванович. Правительницей стала его мать, Елена Глинская, вторая жена Василия. В 1538 она умерла, и малолетний князь остался один круглой сиротой. Мальчик – государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре- правители обижали и оскорбляли его; но время торжественных церемоний и парадных приёмов, на глазах народа или иноземных послов, бояре указывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям его власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нём робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности к человеческому достоинству. Имея в своём распоряжении много свободного времени, Иван передавался чтению и перечитывал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным руководителем был митрополит Макарий. Из чтения Св.Писания. а также русских и византийских источников Иван вынес высокое представление о царской власти. Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси(16 января 1547 г.). Домашнее задание: по учебнику А.А. Преображенского и Б.А.Рыбака § 20, п.1; по учебнику А.Л.Юрганова и Л.А.Кацва §1 до «Московского пожара и бунта 1547 г.», «Домострой»; конспект урока. |
Тема : Россия при Иване Грозном Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита (протокол №7 от 16 марта 2009... | Тема урока Решаемые проблемы Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове | ||
Исследовательская работа Тема «Вклад земляка Саблина П. В. в великую Победу Советского народа» Написать рассказ об участнике Великой Отечественной войны Саблине Павле Васильевиче, уроженце нашего города, используя архивный материал,... | Тема урока час Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | ||
Тема урока Планируемые результаты освоения Ознакомить с новым учебником, повторить правила работы с книгой; дать знания о рукописных книгах Древней Руси, о первопечатнике Иване... | Эта практически полностью самостоятельная работа будет проходить... При этом обычная школьная жизнь никуда не денется значит, нужно будет посещать уроки, выполнять домашние задания. А еще есть кружки... | ||
Школьная успеваемость это тема, которая обычно держит родителей в... Так и хочется крикнуть не паникуйте! Не превращайте свою жизнь и жизнь ребенка в тяжелую повинность! Тем более что ситуацию можно... | Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея | ||
Урок обществознания в 9 классе Тема. Право ребёнка на частную жизнь Познакомить с понятиями вакуум, частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство | Утверждена Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская... | ||
Реферат по теме: «Опричнина при Иване Грозном» В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачал колокола церквей, и они... | Тема урока : «Жизнь в Мировом океане» Карта Мирового океана, учебные картины, таблицы, коллекции морских животных, наборы открыток: «В мире коралловых рифов», «Жизнь моря»... | ||
Структурно-семантические особенности диалогизма в романах ф. М. Достоевского... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» | Конспект урока «Всю душу выплещу в слова». (Жизнь и творчество С.... Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва | ||
Литература. Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н. С. Гумилёва» Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н. С. Гумилёва» (Пришелец из иной страны…) | Конспект открытого урока «Уходит жизнь приходит память. И память возрождает жизнь» Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость,... |