Урок окружающего мира в 4 классе.
Выполнила учитель начальных классов МКОУ «Кирпичнозаводская СОШ» Гришаева Н.В.
Тема: «По морским просторам»
Цель: сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с картой, с дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся называть моря России, характеризовать их, различать моря и озера, соотносить моря с океанами, показывать моря на карте, прослеживать на карте связь морей с океанами, их географическое положение, климат, размеры и т.д., на примере Белого и Черного морей, формулировать тему и задачи урока.
Оборудование: физическая карта России, презентация «Моря России», распечатанные таблицы, карточки для проверки знаний., силуэт корабля.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка д/з.
Графический диктант.(На закрытой части доски работает один ученик)
– если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны –
Во всех озерах вода пресная?(-)
Каспийское море – это озеро? (+)
Самое большое озеро России – Ладожское. (-)
Озеро Селигер находится в азиатской части России. (-)
Музей-заповедник Кижи находится на Байкале.(-)
Ладожское и Онежское озера соединяются рекой Свирь. (+)
В годы ВОВ Ладожское озеро называли Дорогой жизни. (+)
Телецкое озеро расположено в горах Алтая.(+)
Озеро Байкал внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.(+)
Самое глубокое озеро мира – Селигер.(-)
Индивидуальный опрос. Работа по учебнику.
С.69 ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»
Задание в РТ №4 с.39
Самоопределение к деятельности.
- отгадайте загадку.
Шириной широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (море)
- какой природный объект упомянут в загадке?
- Как вы думаете, чем море и озеро похожи и чем отличаются?
- Какие моря вы знаете, на каких бывали?
- Какое впечатление оказало на вас море?
- Чем море привлекает людей?
- Какие профессии связаны с морем?
- Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» с. 70
- сформулируйте тему и задачи урока.
4. Работа по теме урока.
1. Сегодня наш экскурсовод - карта России – приглашает в путешествие по морям и волнам.
- Отгадайте, какой вид транспорта мы выберем для путешествия.
Ходит город великан
На работу в океан. (корабль)
- Транспорт выбран. Путь начнем с города-порта Владивосток.
Посмотрите на карту. По каким моря пройдет наш маршрут? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Восточно -Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море, Балтийское море, Черное море, Азовское море)
- Сколько морей омывает берега России?(12)
- Каспийское море – это озеро. Но оно по размеру даже больше некоторых морей. Как же отличить море от озера? Найдите ответ в статье учебника на с. 70.
- Как вы поняли, чем море отличается от озера? (море соединено с океаном, является его частью)
- Нам предстоит выяснить к какому океану относится каждое из морей России.
- Обратимся к карте полушарий. Вспомните и покажите на карте, какие океаны омывают нашу страну.
- На Востоке? (Тихий океан)
- Севере (Северный Ледовитый океан)
- на западе ( Атлантический океан)
- Какие моря относятся к Тихому океану?( Охотское, Японское, Берингово)
- Перечислите моря Северного Ледовитого океана (Чукотское море, Восточно -Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море)
- Какие моря относятся к атлантическому океану? ( Балтийское море, Черное море, Азовское море)
- эти моря Атлантического Океана глубоко вдаются в сушу. Проследим по карте мира, как они связаны с океаном.
2. Презентация.
На слайдах:
- моря Северного Ледовитого океана покрытые льдом
- моря Тихого океана – ветры и туманы
- моря .атлантического океана – пляжи
- Чем отличаются моря Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана?
- Что вы можете сказать о воде в морях? (соленая)
5. Физминутка.
Игра «Море волнуется»
6. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Посмотрев слайды презентации, вы поняли, что моря отличаются друг от друга своим географическим положением, климатом, животным и растительным миром на побережьях, хозяйственным значением.
Проследите эти различия на примере Белого и Черного морей с помощью статьи на с. 72-73. Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ.
-
вопрос
| Белое море
| Черное море
| Почему так названо (версии)
|
|
| К какому океану относится?
|
|
| Какая глубина и размер?
|
|
| В какой части (на севере или юге) находится?
|
|
| Какой климат (температура, ветры)?
|
|
| Как используется человеком?
|
|
| (после выполнения задания проводится коллективная проверка. Затем работа ведется по рубрике «Обсудим» на с. 73.
Выполнение заданий в РТ с.40 №1 с коллективной проверкой.
7. Рефлексия.
Проверочная работа по карточкам
- Соедините море и океан, к которому оно относится.
-
Море
| Океан
| Японское
| А. Северный Ледовитый
Б. Тихий
В. Атлантический
| Балтийское
| Лаптевых
| Азовское
| Чукотское
| Берингово
| Карское
| Баренцево
| Восточно - Сибирское
| Черное
| Охотское
| Ответ: А - 3,5, 7, 8, 9 Б – 1,6,11 В – 2,4,10
8. Подведение итогов урока.
- Чем интересно было путешествие по морям России?
- Что общего у всех морей?
- Чем они отличаются от озер?
- какие природные объекты запомнились больше всего? Почему?
- Как мы можем помочь в сохранении экологии?
9. Домашнее задание.
1 Учебник: с.70-73, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 73
РТ с 40-41, №2-4
|