Скачать 60.05 Kb.
|
МОУ «Поротниковская средняя общеобразовательная школа» 636213 Томская обл., Бакчарский р-он, с. Поротниково, ул. Воинов-Интернационалистов, 7 Тел/факс: (382-49)-36-149, e-mail: porotsch@mail.ru Урок по экологии в 4-м классе на тему "Животные Сибири" Составила: Жабунина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов. Цель: познакомить с животным миром Сибири, приспособлением животных к жизни в Сибири; показать бедность видов животных в Сибири, малую скорость их воспроизводства. Оборудование: картинки, рисунки, фотографии, таблицы, творческие работы, карта мира. Организация урока: группы по 3 – 4 человека. Приёмы технологии развития критического мышления: сочинение синквейна, маркировка текста, составление кластера. План урока: стадия вызова – постановка познавательной задачи, сочинение синквейна по теме, составление кластера; стадия осмысления – работа с текстами в группах по заданным направлениям, маркировка текстов, сообщение новой информации, постановка вопросов по содержанию текста; стадия осмысления – исправление и дополнение кластеров, составление загадки – миниатюры. Содержание урока: I. Урок начинается с определения темы. Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку животного (пазлы). - Если вы правильно соберёте картинку, то узнаете тему нашего урока. - Сегодня на уроке вы услышите много интересного о животных, обитающих в Сибири. II. Стадия вызова. - Я предлагаю сочинить синквейн на тему «Животные». Представление работ. Синквейн (фр. пятистишие) 1 строка – название стихотворения, тема – обычно имя существительное. 2 строка – описание темы: 2 прилагательных. 3 строка – действие: 3 глагола, относящихся к теме. 4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме. 5 строка – повторение сути: «синоним» 1 строки – имя существительное. Животное. Красивое, большое. Летает, рычит, кусает. Животных очень много вокруг. Жизнь! - Вспомните всё, что вы знаете о животных Сибири. (Дети работают в группе, затем представитель группы сообщает, что они знают по данной теме. Можно дополнять и другим группам).
1) Индивидуальная работа с текстом. Каждому раздаётся текст. Дети читают текст и делают на полях пометки: V- уже знал эти сведения; + - новая для меня информация; ? – это мне непонятно, возник вопрос; -- - думал иначе. Животные Сибири. Животный мир Сибири состоит из представителей различных групп позвоночных и беспозвоночных животных, связанных в своей жизни с разнообразными насекомыми и водными местами обитания. Сибирь открыта для проникновения в неё наземных животных со всех четырёх сторон света и для водных – с севера и отчасти с юга. В северных районах Сибири мир позвоночных представляют: - копытные – дикий и домашний северный олень, лось; - хищники – росомаха, бурый медведь, рысь, волк, лисица. В лесах обитают соболь, белка, горностай, заяц-беляк, колонок, белка-летяга, бурундук, ласка, песец. По берегам рек – выдра, водяная крыса. Орнитологи (специалисты по изучению птиц и их расселению) Томской области насчитали 148 видов птиц – прилётных, 19 видов – перелётных, 25 видов – залётных, 49 осёдлых, 2 вида зимующих и негнездящихся, 4 сетующих и негнездящихся. В тайге обитают многие хищные птицы: орёл-беркут, подорлик, орлан-белохвост, лесной сарыч, ястреб-тетеревятник, сокол-сапсан, филин, ушастая и ястребиная совы, сыч мохноногий. Широко распространены куриные – глухарь, тетерев, рябчик, куропатка. Воробьиные птицы представлены большим количеством зерноядных и насекомоядных: кедровка, ронжа, рыжеголовая сойка, снегирь, щегол, дятел, синица, поползень, дрозд. С реками, озёрами связаны водоплавающие птицы: утка, шилохвост, широконоска, чирки, красноголовый нырок, гусь, лебедь, лысуха. Весной и осенью количество этих птиц увеличивается в связи с остановкой на водоёмах Сибири во время перелётов. Тайга бедна пресмыкающимися и земноводными. Ближе к югу Сибири можно встретить ядовитую гадюку, обыкновенного ужа, ящериц, сибирскую лягушку, зелёную жабу, сибирского углозуба и обыкновенного тритона. В реках и озёрах Сибири много рыбы, около 30 видов. Только в озёрах и прудах живут карась и линь. Только в реках – нельма, муксун, осётр, стерлядь, а такие рыбы, как чебак, язь, окунь, щука, встречаются в реках и озёрах. Таково многообразие животного мира Сибири! (Текст составлен по материалам научно-популярных статей) 2) Фронтальный опрос - Какие у вас возникли вопросы? (Учим детей чётко формулировать вопрос. На простые вопросы ответ находим, снова обращаясь к тексту. Ответы на сложные вопросы ищем в дополнительной литературе и рассматриваем на следующем уроке). - Что нового вы узнали о животных Сибири? - О чём вы думали по другому? - С какими сведениями вы не согласны и почему? 3) Работа с картой. Сибирь состоит из нескольких регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северо – Восточная Сибирь, Дальний Восток. Границы Сибири – Урал, Северный Ледовитый океан, Енисей, Алтай. Практическая работа с картой: показ территории Сибири, её рек, озёр, гор. Сначала показывает учитель, сопровождая свой показ объяснительным рассказом, затем это делают представители групп.
- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (кластер исправляется в группах и на доске). 2) Составление загадки – миниатюры. Послушайте рассказ – загадку, определите, о какой птичке идёт речь. Держатся стайками, хотя часто ссорятся, даже дерутся во время гнездования. Гнездо – это кучка соломинок, сухих травинок, пёрышек, тряпочек. Питаются семенами сорных растений и зерновых культур, отбросами пищи человека. Птенцов выводят за лето до 3 раз, выкармливают их гусеницами бабочек, личинками мух и жуков. Этим приносят большую пользу. (Воробьи). - Что интересного узнали о воробьях? Загадка – миниатюра. Летает, кормится. Сядет, обследует: стучит, вытаскивает, добывает, выколачивает. Помогает – лечит! (Дятел). - Прочтите вступление, основную часть, заключение. - Попробуйте сами сочинить свои загадки – миниатюры о животных Сибири. Соблюдайте следующие условия:
- Кто больше сочинит и лучше оформит свои сочинения – войдёт в «книгу рекордов класса» («Большая книга маленьких рекордов») 3) Оцените свою работу, работу группы. - Какая работа вам понравилась? - Где было трудно работать и почему? - Чем запомнился урок? - Что он в вас затронул?
Приложение 1. |