Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
УКП «Верхний Чов»
Конспект урока по биологии
10 класс
Тема: «Вид, его критерии и структура» Составитель: Толоконникова
Тамара Васильевна
г. Сыктывкар, 2013 Конспект учебного занятия
(классно-урочная система обучения) Тема занятия:
Вид, его критерии и структура.
Цели занятия:
Углубление и расширение знаний обучающихся о виде, как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни.
Задачи занятия:
1. Образовательная задача:
- знания (обучающиеся углубляют и расширяют знания о критериях и
структуре вида)
- умения
а) предметные: формирование умений характеризовать вид как биосистему,
составлять характеристику видов с использованием основных критериев
б) метапредметные: формирование умений давать определения понятий,
сравнения, определять цель работы, организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать в парах.
2. Воспитательная задача:
- формирование мировоззрения, современных представлений о естественно-
научной картине мира.
3. Развивающая задача:
- развивать речь, мышление, воображение
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологи-
ческих объектов;
- формировать умения, сравнивать, делать выводы.
Место проведения занятия:
УКП «Верхний Чов», кабинет биологии.
Продолжительность занятия:
45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия:
DVD «Критерии вида», таблица «Критерии вида», стенд «Многообразие живых организмов», карточка – историческая справка «Развитие представлений о виде».
Тип занятия:
Усвоение нового материала.
I. Организационный момент
| ритуал взаимного приветствия, обозначение темы урока как настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания урока.
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| подготавливаются к продуктивной деятельности на уроке
| разъясняет тему урока, обращает внимание на ТСО и лаб.оборудование, которые будут использоваться на определенных этапах урока
| II. Опрос обучающихся по пройденному материалу
(фронтальный опрос)
| - Дайте определение «биосистемы».
Ответ: Биосистема – это форма жизни, обусловленная взаимодействием живых компонентов.
- Как называются биосистемы разной степени сложности?
Ответ: Биосистемы разной степени сложности называются структурными уровнями организации жизни.
- Приведите примеры таких систем.
Ответ: Биосферный, биогеоценотический уровни.
- Что является основными структурными элементами биогеоценозов?
Ответ: основными структурными элементами биогеоценозов являются виды.
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
(дает образец организации
сотрудничества учителя и учащихся)
| Отвечают на вопросы, формулируют ответы, приводят примеры, корректируют свои знания
| Определяет повторение основных понятий «биосистема», «структурный уровень организации жизни», проводит при необходимости коррекцию, оценивает результаты опроса
| III. Изучение нового учебного материала
| Многообразие видов.
Вид – основной структурный элемент биогеоценозов, обуславливающий их устойчивое (или неустойчивое) состояние. Это основная структурная единица в системе живых организмов.
В природе существует огромное количество видов живых существ. Они населяют различные среды жизни: почвенную, наземно-воздушную, водную, тела других организмов. Обратите внимание на стенд «Многообразие живых организмов».
Проанализируйте информацию стенда.
В настоящее время на Земле описано ≈ 2 млн. видов организмов, из них более 1,5 млн. видов животных, свыше 300 тыс. видов растений, 40 тыс. видов грибов и более 3 тыс. видов бактерий и цианобактерий. Некоторые ученые считают, что на Земле, вероятно, существует сейчас не менее 4,5 млн. видов.
Вывод: (делают учащиеся). Живая природа очень многообразна и представлена огромным разнообразием видов.
Учитель: Многообразие видов всегда вызывало у человека изумление, необычайная сложность строения, приспособительный характер многих признаков и огромное разнообразие форм. Для характеристики свойств вида часто используют определенные признаки организма как критерии, позволяющие отделить один вид от другого.
Каковы же критерии вида?
Демонстрация фильма «Критерии вида» с опережающим заданием: записать в тетрадь названия критериев вида и устно обратить внимание, что обозначает каждый критерий?
Учащиеся записывают в тетрадь (в процессе краткого обсуждения записи корректируются):
Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, экологический, географический, репродуктивный или генетический.
Работа с таблицей «Критерии вида» в форме коллективного обсуждения.
Внешне организмы могут быть похожи, но генетически они отличаются. Репродуктивный критерий обуславливает генетическую изоляцию вида, он является самым значимым.
Современное представление о виде как о качественном и основном этапе эволюционного процесса.
Учащиеся работают с исторической справкой, (читают историческую справку «Развитие представлений о виде») используя метод сравнения в сочетании с совместной деятельностью на результат.
Каждый ученик представляет одного из учёных, после чего обучающиеся делают заключение о развитии представлений о виде.
Представления о виде развивались и совершенствовались в биологии в процессе развития самой науки.
Историческая справка
Развитие представлений о виде
Фамилия ученого
| Год
| Что сделал?
| Аристотель
|
| впервые применил термин «вид» для обозначения группы сходных между собой организмов.
| Джон Рэй
(англ. ботаник)
| 1686
| Впервые ввел в науку представление о виде как биологической категории, предложил двойные названия видов.
| Карл Линней
|
| Считается первым основателем теории вида, который сформулировал понятие о виде как об универсальной, дискретной и основной объективно существующей форме жизни, главными критериями являются морфологический и репродуктивный.
| Ж.Б. Ламарк
|
| Рассуждал об изменяемости видов, отрицал реальность их существования.
| Ч. Дарвин
| 1859
| Рассматривал вид как исторически возникающую и изменяющуюся совокупность организмов и определял механизмы их образования.
| П.П.Семенов-Тян-Шанский
| 1910
| Сформулировал концепцию политипического вида, по которой вид представлялся как система, непрерывно развивающаяся путем внутренней дифференцировки на группировки, названные им «племя».
| Н.И. Вавилов
| 1831
| Отмечает, что внутривидовое разнообразие определяется разновидностью условий среды, что проявляется в приспособленности вида к среде обитания.
| Эрнст Майр
| Нач. 60-ых г.г. ХХ в.
| Предложил биологическую концепцию вида: виды определяются не различием свойств, а обособленностью. Они состоят не из особей, а из популяций, и главной особенностью вида является его репродуктивная изолированность от других.
| («политипический» от греч. Polys – «многочисленный», «обширный»)
Понятие политипического вида в настоящее время признано в эволюционной теории всеми учеными в разных странах, а учение об эволюции раскрывается на основе популяционной концепции (лат. Conceptus – «понятие»).
Вид – это целостная живая система (биосистема), состоящая из различных популяций.
Популяция – главный структурный компонент вида.
Таким образом, вид – это совокупность популяций особей, сходных по строению, способных к скрещиванию, дающих плодовитое потомство, населяющих определенную территорию (ареал), обладающих рядом общих признаков и типов взаимоотношений с окружающей средой и генетически изолированных от других таких же групп организмов.
Уважаемые учащиеся, скажите пожалуйста, какой критерий вида мы можем изучить в классе?
Ответ: морфологический.
Изучению морфологического критерия вида посвящена лабораторная работа № 3.
Теоретическая часть урока закончена, приступаем к практической.
Лабораторная работа № 3. Тема: «Изучение морфологического критерия вида».
Инструктаж по выполнению лабораторной работы.
Выполнение лабораторной работы.
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| Участвуют в целеполагании данного этапа урока, осваивают положения нового учебного материала, смотрят TV с опережающим заданием, слушают, сравнивают, анализируют, участвуют в формулировке выводов, делают записи в ходе просмотра фильма и вслед за учителем: критериев вида, работают с таблицей «Критерии вида» в форме коллективного обсуждения, работают с исторической справкой, используя метод сравнения в сочетании с совместной деятельностью на результат, в ходе выполнения лабораторной работы работают в парах, формулируют выводы, грамотно оформляют записи наблюдений.
| Организует постановку обучающимися конкретной цели на данном этапе урока, излагает основные положения нового учебного материала о многообразии жизни на Земле, который должен быть усвоен обучающимися, обучает обобщению, приемам сравнения, давать характеристику, описывает формы и методы организации изучения нового учебного материала, используемые средства, оценивает результаты работы данного урока.
| IV. Закрепление учебного материала
(на основе конспекта опорных сигналов)
| : : - особи
- популяции Как нужно расположить в комплексе все эти знаки? - вид
вид
популяция
особи
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| Выполняют предложенную работу, чертят схему структуры вида, делают выводы, осваивают форму работы (конспекта опорных сигналов)
| Проводит инструктаж выполнения задания, ставит конкретную цель перед обучающимися – какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока, совместно с обучающимися определяет степень усвоения обучающимися нового материала, оценивает результаты работы данного этапа урока
| V. Подведение итогов занятия
(фронтальный опрос)
| - Удалось ли нам с вами понять: Что такое вид и его критерии. Дайте определение вида.
(Ответы обучающихся)
- Назовите критерии вида, какой из критериев является главным?
(Ответы обучающихся)
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| Отвечая на вопросы, систематизируют полученные на учебном занятии знания, нацеливаются на выполнение домашнего задания, соотносят результаты своей учебной деятельности с полученными оценками.
| Делает анализ и дает оценку успешности достижения цели, выставляет итоговые оценки, комментирует домашнее задание: прочитать § 24, заполнить таблицу «критерии вида»
Критерии вида
| Их краткая характеристика
| Примеры
|
|
|
|
|
|