Скачать 134.76 Kb.
|
УМК «Образовательная система Л.В Занкова» Предмет: Окружающий мир Авторы: Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н Класс: 3 Тип урока: ОНЗ Тема: «Состав почвы» Основные цели:
Ход урока
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. Добрый день, дорогие ребята. Посмотрите на доску - Это русский ученый, почвовед, профессор. Назовите его фамилию. - Какие исследования он проводил? ( Он исследовал почву.) Сегодня мы тоже станем учеными – исследователями, почвоведами.
- Повторим пройденный материал: Загадка. На доске появляются понятия: земля, Земля, почва. -Как вы понимаете слова «Земля» и «земля»?
- Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди? ( Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы.) - Всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека? (В ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах нет этого слоя. Там только горные породы.) - Сможете ли вы назвать признак того, что в данном месте есть слой почвы? (Там растут растения)
- Задание на пробное действие: заполнение схемы -Сегодня в лабораторию поступили разные образцы почв. Вы их видите перед собой. Наша задача провести исследования данных образцов и выяснить из чего же состоит почва. - Так какова тема урока? (Состав почвы) -Работать вы будите в группах. - Какие правила вы должны выполнять для успешной работы? ( Учащиеся проговаривают правила работы в группах, при необходимости учитель обращается к эталону: 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. ) Свои результаты мы занесем в схему. ПОЧВА Дети рассматривают образцы почвы и на ощупь и зрительно определяют состав почвы и записывают в схему. 3. Выявление места и причины затруднения. - У кого нет результата? - В чём затруднение? - Давайте проверим, что получилось . ( На доску вывешиваются схемы каждой из групп) - Молодцы! Но схемы заполнены не до конца. - Что теперь вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.) - Какое задание вы должны были выполнить? (заполнить схему, используя образцы почв.) - Как вы это делали? (рассматривали почву) - Почему вы не смогли выполнить задание? (мы не знаем других способов определения состава почв). - Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем) Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? 4.Построение проекта выхода из затруднения. -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? ( Мы будем исследовать почву и узнаем ее состав.) - Для достижения цели вам поможет практическая работа, в ходе которой мы проведем опыты и исследуем состав почвы 5. Реализация построенного проекта Выясним из чего состоит почва и дополним результаты в схему. Обратимся к учебнику и исследуем материал. с.21-22 Опыт 1 Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, что происходит. Зарисуйте результат опыта и сделайте вывод. Запишите его в тетрадь. Вывод: в почве есть воздух. Опыт 2. Размешайте почву в стакане. Дайте воде успокоиться. Наблюдайте, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана. Зарисуйте, что наблюдаете и сделайте вывод. Вывод: в почве есть песок и глина. Опыт 3. Выполняет учитель. Кладём на сковородку немного почвы и нагреем ее. Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? Сделайте вывод. Вывод: в почве есть вода. Опыт 4. Выполняет учитель. Продолжим прокаливать почву. Проследите за появлением дыма с запахом. Что может гореть? Вывод: в почве есть перегной Опыт 5. Насыплем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и попробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем немного на стекло и дадим ей высохнуть. - Как называется этот процесс? - Что останется на стекле после испарения воды? - Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? - Зарисуйте результаты опыта и сделайте выводы. Вывод: в почве есть органические и минеральные вещества. Схема- эталон - Молодцы! Подумайте, где вам могут пригодиться полученные знания? 6. Первичное закрепление во внешней речи. (работа ведется фронтально) (Если вам трудно – воспользуйтесь составленной схемой.) Дополни предложения. (Учитель заполняет схему на доске) 1.Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит __________________(в почве есть воздух.) 2. Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ____________________ песок и глину. 3. Если положить на сковородку немного почвы и нагреем ее. На холодном стекле, помещенном над почвой появилась _________________ вода. 4. Если продолжить прокаливать почву, то увидите дым и почувствуете запах, это горит ________________( перегной) 5. Насыплем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и попробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем немного на стекло и дадим ей высохнуть. на стекле после ее выпаривания остались_________ минеральные вещества. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Теперь вы знаете состав почвы? ( Да) - К какому шагу вы перейдете? ( Надо выполнить сам. раб и сопоставить с схемой ) - Что вы будете делать? ( Будем тренироваться в знаниях о составе почвы .) - Для чего важен этот шаг? ( Чтобы учиться применять новое знание.) -. Перед вами лежат кроссворды с ключевым словом, вы должны заполнить этот кроссворд. ( Заполняют кроссворд. После выполнения работы проводится самопроверка по эталону.)
- Вы все молодцы! - К какому этапу переходим?(мы посмотрим где новые знания могут применяться) 8. Включение в систему знаний и повторение. Тест (у каждого ученика, с проверкой) Верны ли утверждения:
плодороднее.
- У кого возникли затруднения? - В каком месте у вас затруднение? - Почему возникло затруднение? Проверка по слайду. 9. Рефлексия учебной деятельности - Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы) - каких два основных шага вы выполнили ( мы выяснили что мы не знаем и сами открыли новый способ0 -В чем было затруднение и почему оно возникло? ( мы не смогли заполнить схему состава почвы, потому что не знали способа определения состава почвы) - Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему) -вы достигли цели? (да) - Чем вы воспользовались при достижении цели? (провели опыты - практическим путём исследовали почву, работали по учебнику) У кого остались затруднения?) Проанализируйте свою работу. - на слайде
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете». Авторы урока:
|