Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер70.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ЭТА ЗАГАДОЧНАЯ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина

МБОУ Средняя школа № 10 им. акад. Ю.А. Овчинникова, ФГАОУ ВПО Сибирский Федеральный университет, МБОУ Средняя школа № 82, г. Красноярск
ТРИЗ-педагогика и современная школа

Среди всех инновационных образовательных технологий самой необычной и даже загадочной многим представляется ТРИЗ-педагогика. Ни к одной другой системе не наблюдается столь различное отношение разных специалистов и практиков: от категорического неприятия до бурного восторга (у учащихся обычно имеет место второе). Само по себе это говорит, что ТРИЗ-педагогика «задевает за живое». И действительно, в тех пока немногочисленных образовательных учреждениях, где применяется ТРИЗ-педагогика, она дает необычные результаты, не укладывающиеся в представления даже многих из тех педагогов, кто считает себя новаторами. Самые обычные ученики «вдруг» показывают неординарный индивидуальный прогресс: становятся такими, кого принято называть интеллектуально одаренными. Со своими нестандартными идеями и проектами они достигают успехов на региональных, всероссийских и международных конференциях, а лучшие из них подают заявки и получают патенты на изобретения.

Являясь следствием вполне определенной педагогической системы, эти результаты, тем не менее, не следуют прямо из логики развития традиционной педагогической науки, а достигаются «на стыке наук»: педагогики и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной российским ученым Г.С. Альтшуллером (1926 – 1998 гг.) [1 – 3] и развитой его учениками и последователями. Общеизвестно, что на стыке наук получаются наиболее прорывные решения, а прорывные решения всегда вызывают наибольшее количество дискуссий. Тем не менее, ТРИЗ-педагогика вполне укладывается в основные идеи развивающего обучения, заложенные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, продолжая эти идеи на новом уровне, «развивая развивателя», т.е. формируя в ученике такие качества, которые делают его, в свою очередь, способным развивать окружающий мир.

Развитие людьми окружающего, в том числе антропогенного (искусственного), мира, говоря современным языком, есть инновационный процесс. Таким образом, ТРИЗ-педагогика развивает в учащемся качества инноватора, «компетенции инновационной деятельности» в терминологии Стратегии «Инновационная Россия – 2020».

Согласно статье «ТРИЗ-педагогика» в Википедии, это «педагогическая система, целью которой является воспитание человека, способного решать творческие задачи, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является ТРИЗ». В [4] цель ТРИЗ-педагогики сформулирована, как формирование личности, способной стабильно решать проблемные задачи в различных областях деятельности. На самом деле эти определения – синонимы, так как всякая проблема – это задача, у которой неизвестно конкретное правило решения, её решение всегда является нестандартным, а поэтому сам процесс решения проблемы есть творчество.

ТРИЗ существенно ускоряет процесс решения проблемных задач. Эффективность ТРИЗ обусловлена тем, что она устанавливает факт тождества решения проблем и развития тех антропогенных (в частности, технических) систем, в которых возникли решаемые проблемы, опирается на универсальную науку о развитии – диалектику, продолжает диалектику, дополняя её конкретными приемами преодоления противоречий. Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер проанализировал десятки тысяч патентов и авторских свидетельств на изобретения и нашел около сотни приемов, которыми стихийно, не осознавая этого, пользовались авторы самых различных изобретений. Если эти приемы применять не стихийно, случайно, даже не зная их, а сознательно, то требуется многократно меньше времени на эффективное решение проблемных задач.

В первые десятилетия после своего создания (первая публикация [5] была сделана в 1956 г.) ТРИЗ считалась наукой о создании новых технических систем. Она могла начаться только с технических приложений, так как именно в патентных фондах, содержащих в основном технические решения, наиболее систематизирована история новых идей. Однако уже сам автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер видел возможности применения ТРИЗ в решении и нетехнических проблемных задач, а его ученики и последователи эту возможность реализовали. Сейчас ТРИЗ эффективно применяется в бизнесе, рекламе, public relations, искусстве и многих других сферах деятельности человека.

В то же время, внедрение ТРИЗ в школьные (и ВУЗовские) программы сталкивается с серьезной трудностью: необходимо выделять дополнительные часы за счет тех, которыми образовательное учреждение может распоряжаться самостоятельно, а их мало, недостаточно для качественного освоения ТРИЗ. Решение было найдено по ТРИЗовскому «принципу матрешки»: поместить ТРИЗ «внутрь» преподаваемых предметов. Такая интеграция ТРИЗ с другими предметами не требует дополнительных учебных часов, так как ТРИЗ «просто» заменяет обычные логические связи между понятиями предметов на диалектико-логические. А качество усвоения предметов при этом улучшается (за счет организации мышления ТРИЗ повышает обучаемость).

Важно отметить, что Указом Президента Российской Федерации № 899 от 7 июля 2011 г. в состав критических технологий Российской Федерации включены когнитивные технологии, т. е. такие, которые развивают мышление и воображение человека. Именно это делает ТРИЗ-педагогика. Таким образом, ТРИЗ-педагогика – первая из образовательных технологий, обладающая качествами критической технологии.

Практическое применение ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ-педагогика по существу началась с решения на уроках по различным предметам (и на дополнительных занятиях по различным программам) творческих задач. Это – локально проблемные задачи (т. е. решение их известно человечеству, но неизвестно ученикам), требующие для своего решения применения ТРИЗ и тех знаний, которые изучаются по соответствующей основной или дополнительной программе [6 – 9]. Постановка задачи может выходить за пределы изучаемой программы, но решение состоит в применении тех знаний, которые предусмотрены программой. Например, задачи по биологии об использовании термитов при проектировании строительных конструкций, «Павианы, мандарины и лимончик на закуску»,
и др. [7 – 8].

Этот метод творческих задач охватывал не весь урок (и не все дополнительное занятие). Сохранялся репродуктивный характер усвоения знаний, предусмотренных программами. Для применения ТРИЗ в изучении нового материала авторами настоящего доклада был создан метод изобретения знаний (Knowledge Invention Method) [10 – 12]. Каждое изучаемое понятие в любом предмете, в любой дополнительной программе есть развивающаяся система, имеющая своих предшественников. У систем-предшественников были свои противоречия развития. Эти противоречия были преодолены, в результате чего и появилась система, которую сейчас ученики изучают. Ученику нужно с помощью учителя найти названные противоречия и применить методы ТРИЗ, в результате чего прийти к идее создания изучаемой системы.

Распространение метода изобретения знаний в различные школьные предметы (и ВУЗовские дисциплины) привело к вопросу о том, можно ли на уроках «переизобретать» методами ТРИЗ живые организмы, географические объекты, космические тела и др. Практически первыми на этот вопрос положительно ответили латвийские исследователи В.А. Бухвалов и Ю.С. Мурашковский в своей книге «Изобретаем черепаху» [13]. Авторы настоящей статьи развили этот подход. На ряде примеров развития неантропогенных систем, в особенности таких, которые изложены в учебниках, авторы убедились, что противоречия в развитии неантропогенных систем преодолеваются по тем же закономерностям, что и в антропогенных [14].

Ниже показаны примеры применения метода изобретения знаний.

1. Физика. Тема «Двигатель внутреннего сгорания» (ДВС).

На рис. 1 приведена графическая схема «переизобретения» ДВС. На этой схеме таблицы (столбцы) слева и справа совпадают с левым (прошлое) и центральным (настоящее) столбцами интеллектуального инструмента ТРИЗ – системного оператора [2 – 3]. В последовательности сверху вниз указаны надсистемы, изучаемые системы и их подсистемы. В центральных овалах указаны закономерности, известные теперь в ТРИЗ, по которым были преодолены противоречия в системах-предшественницах.



Рисунок 1. Эволюция двигателей

2. Физика. Тема «Теория относительности».



Рисунок 2. Создание А. Эйнштейном основной идеи теории
относительности: неоднородности времени и пространства

3. История. Тема «Отечественная война 1812 г.»



Рисунок 3. Стратегия М.И. Кутузова

4. Биология. Тема «Органы зрения».



Рисунок 4. «Изобретение» природой глаза с хрусталиком

Литература

1. Официальный фонд Г.С. Альтшуллера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altshuller.ru.

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Altshuller G. S. Creativity as an Exact Science (The Theory of the Solution of Inventive Problems). – Gordon and Breach science publishers – New York, London, Paris, Montreux, Tokyo, 1984.

4. ТРИЗ-педагогика / И.Л. Викентьев, А.А. Гин, А.В. Козлов // Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителя / С.Ю. Модестов. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – С. 162–165.

5. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. – С. 37-49.

6. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 216 с.

7. Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ: учеб. пособие. – СПб. : ТРИЗ–ШАНС, 1996.

8. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителя. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

9. Проект «Тризисный Центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trizland.ru.

10. Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи / А.В. Джеус, И.В. Романец, А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 300 с.

11. Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний / Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2008. – 157 с.

12. Методы изобретения знаний и инновационных проектов на основе ТРИЗ: / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010. – 180 с.

13. Бухвалов В.А., Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху. Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. – Рига, 1993.

14. ТРИЗ и прикладная диалектика / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metodolog.ru/01108/01108.html.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск