Скачать 29.96 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Ктиторова Елена Николаевна Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Сальский индустриальный техникум» (ГОУ СПО РО СИТ) sitsalsk@mail.ru Аннотация В докладе представлен опыт использования информационно – коммуникационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях биологии. В современной России, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности, сформировался социальный запрос, связанный с воспитанием и развитием компетентной личности, способной действовать осмысленню, ориентируясь в постоянно меняющемся окружающем мире. Являясь преподавателем биологии, считаю, что для формирования такой личности необходимо использовать в процессе обучения современные педагогические технологии. Богатейшие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях биологии предоставляет использование информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ на занятиях биологии позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя и учащегося; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента. На протяжении ряда лет на своих занятиях и во внеурочной деятельности, использую следующие формы работы: урок-презентация, виртуальный эксперимент, урок-исследование, электронная лабораторная работа, электронная викторина, электронный урок, электронное тестирование. Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать ИКТ является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всех студентов). Электронные учебники по дисциплине «Биология» снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Например, демонстрация растительной и животной клетки. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. При изучении нового материала на занятиях использую презентации лекций. Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. В своей работе я применяю как тестирование на компьютере в интерактивном режиме, так и печатный вариант тестов. Мною используются на уроках следующие электронные учебники: «Биология.1С Репетитор», «Виртуальная лаборатория», энциклопедия Кирилла и Мефодия , а также создаю свои уроки, используя Интернет-ресурсы. Использую электронные энциклопедии: иллюстративный энциклопедический словарь, медицинская энциклопедия, большая энциклопедия России «Животный и растительный мир России» и др. На определенных темах использую видеофильмы, например: «Сотворение или эволюция» , «Homo sapiens – человек разумный», «Генезис» и др. Использование коммуникационных технологий на уроке биологии дает возможность студентам эффективно подготовиться к следующему занятию, так как компьютер выступает в роли интерактивного учебника, справочника, анатомического атласа, графического редактора и т.д. А использование цветных компьютерных слайдов и комментариев к ним дает возможность демонстрировать учащимся многообразие любых объектов, недоступных для непосредственной демонстрации в аудитории, например различных живых организмов. Таким образом, использование ИТК усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес студентов к занятиям биологии, о чём свидетельствует повышение качества знаний по дисциплине. |