Отдел образования Кологривского муниципального района Костромской области
План работы
районного методического объединения учителей
биологии, химии и географии
на 2012 – 2013 учебный год
Руководитель РМО – Голубева Н.А.
Учитель биологии МОУ Илешевской сош, ВКК
г. Кологрив 2012г.
Методическая проблема: Освоение современных технологий как средство
универсализации и модернизации учебно-воспитательного процесса. Цель: непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области преподавания
химии, биологии, географии. Задачи методического объединения.
1.Продолжать освоение новых технологий обучения, широко использовать в практике урока и внеурочной работы информационно-компьютерные технологии
2. Повышать свой уровень владения научным содержанием и интерактивными методиками преподавания предмета.
3. Продолжать практику проведения недели естественных наук с целью повышения интереса к естественно-научным дисциплинам.
3. Осваивать методику предпрофильной подготовки учеников в среднем звене как работу по профилизации и индивидуализации обучения. Анализ методической работы РМО учителей естественных наук
(химии, биологии и географии) в 2011 – 2012 учебном году.
В методическое объединение входят шесть учителей. Участники объединения имеют большой стаж работы, высшую квалификационную категорию – 4 чел, первую – 2 чел, подтвердили соответствие – 1 чел.
В истекшем учебном году наше объединение работало над темой: «Освоение методики современного урока с использованием ИКТ».
С целью реализации этой темы учителя РМО систематически знакомились с новинками методики в литературе и на сайтах Интернета, изучали новые медиапособия по предметам. Силами учителей и учеников составлена библиотечка презентаций по темам, изучаемым в курсе естественных наук. Все учителя МО регулярно изучают материалы профессиональных журналов «Химия в школе», «Биология в школе», «География в школе».
Все учителя имеют и реализуют свои программы самообразования, повышают свой учебно-методический уровень согласно их положениям. Итогом работы стали доклады по темам самообразования. Все учителя нашего МО разработали открытые уроки для коллег по использованию ПК в работе.
Одним из направлений работы является взаимопроверка рабочих и контрольных тетрадей, проведённая силами членов РМО. Результаты проверки свидетельствуют о том, что наши учителя в работе пользуются положениями о рабочих и контрольных тетрадях, принятыми на педагогических советах. Практическая часть программ в основном выполняется. Все наши коллеги разработали и используют рабочие программы по курсам, которые ведут.
Учителя нашего РМО заведуют учебными кабинетами. Кабинеты биологии и химии не везде оборудованы персональными компьютерами и проекторным оборудованием. Наши учителя готовили доклады по теоретическим вопросам. Это учителя: Черняева В.А., Голубева Н.А., Невзорова Г.В. На уроках и во внеурочное время мы занимались привитием интереса к преподаваемым предметам. Для этого использовали интерактивные и проектные методы обучения, проводили предпрофильную подготовку учащихся 8,9,11 классов. Результаты нашей работы следующие:
- один призёр районной олимпиады по биологии 11 класс (участие в областной олимпиаде),
- Гусева А. участница 7 Всероссийского слёта ученических производственных бригад.
- учащиеся выполняют проекты по химии, биологии, экологии
- ребята приняли активное участие в неделе естественных наук
- ученики, сдававшие ЕГЭ по биологии по выбору, полностью справились со своей задачей, 1 не сдал.
- итоговая аттестация в переводных классах по биологии и географии тоже прошла успешно, в основной массе ученики подтвердили свои оценки.
В следующем году мы должны обратить внимание администраций школ на оборудование ПК и проекторным оборудованием кабинетов, которые не имеет такого оборудования в рабочем состоянии, что мешает учителям в полной мере пользоваться своими знаниями методики интерактивных уроков.
В то же время, несмотря на рост численности детей, выбирающих для сдачи экзаменов по выбору предметы нашего цикла (ЕГЭ): биология - 6 человек, химия – 5 человек; 9 классы (ГИА): биология - 5 человек, химия -3 человека, география - ) это всё равно мало. Большой рост числа ребят, сдающих географию, связан с мнимой лёгкостью предмета.
Нам следует усилить внимание к профессиональной ориентации детей, знакомить их с перспективами профессий нашего цикла. Пригласить специалистов центра занятости для работы со старшеклассниками. Больше говорить на эти темы на уроках, в рамках предметных недель провести круглый стол на темы профориентации в старшем звене.
По - прежнему нуждается в улучшении индивидуальная работа с сильными ребятами. Нужно просить у администраций школ часы для индивидуальных консультаций, иначе результаты олимпиад и конкурсов станут ещё слабее.
Следует усилить предпрофильную подготовку ребят среднего звена для чего найти место для соответствующих элективных курсов, что пока отсутствует в большинстве школ.
В связи с данными недостатками следует строить задачи работы на следующий год. Результаты работы учителей МО естественных наук в 2011 – 2012 учебном году.
№
| Фамилия И.О. учителя
| Общая успеваемость
| Качество
| 1
| Голубева Надежда Александровна –
учитель биологии МОУ Илешевская сош, ВКК
|
|
| 2
| Назадзе Татьяна Юрьевна –
учитель химии, географии МОУИлешевская сош, ПКК
|
|
| 3.
| Черняева Валентина Александровна –
учитель биологии, химии Ильинской сош, ВКК
|
|
| 4.
| Сиротина Валентина Александровна –
учитель биологии,химии МОУ Кологривская сош,ВКК
|
|
| 5
| Невзорова Галина Викторовна –
учитель географии МОУ Илешевская сош, ВКК
|
|
| 6
| Сорокина Татьяна Александровна –
учитель биологии, химии, географии Колохтской оош
|
|
|
Темы по самообразованию:
Голубева Надежда Александровна, ВКК – учитель биологии Тема: «Использование интерактивных форм обучения и информационных технологий на уроках биологии».
Цель: Освоение методики современного интерактивного урока с использованием ИКТ.
Продолжение работы над созданием каталога цифровых образовательных технологий, книгопечатной продукции, печатных пособий, учебно-практического оборудования.
Работа со слабоуспевающими и не мотивированными к обучению учащимися (консультации, дистанционные занятия с привлечением интернет-технологий).
Организация взаимопомощи для обеспечения соответствия требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников стандартам нового поколения;
Назадзе Татьяна Юрьевна, ПКК – учитель географии и химии Тема: «Влияние самостоятельных и творческих работ на развитие познавательной активности учащихся. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии».
Цель: непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, эрудиции и компетенции в области преподавания химии. Организация взаимопомощи для обеспечения соответствия требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников стандартам нового поколения.
Черняева Валентина Александровна, ВКК - учитель химии, биологии, географии
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие творческих способностей на уроках и внеурочное время, экологическое образование учащихся».
Цель: Проведение мероприятий с целью повышения экологического образования школьников;
Создание социальных проектов экологического направления;
Сезонные мониторинги в рамках программы экологического кружка;
Организация научно-исследовательской деятельности среди учащихся.
Активизировать участие педагогов в профессиональных конкурсах с использованием результатов при оценке их профессиональной деятельности.
Сиротина Валентина Александровна, ВКК - учитель биологии
Тема: «Организация самостоятельной работы на уроках биологии»
Цель: Освоение нового содержания технологий и методов педагогической деятельности.
Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагога.
Невзорова Галина Викторовна, ВКК
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе Личностно-ориентированный подход к обучению через ИКТ».
Цель: Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.
Обобщение прогрессивного передового опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.
Выявление и распространение педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс;
Сорокина Татьяна Александровна
Тема: «Активные методы обучения, как один из путей развития способностей учащихся». Цель: Повышение качества образования, повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Работа с педагогическими кадрами в 2012 – 2013 уч. году.
№п\п
| ФИО
| Тема
самообразования
| Форма
отчёта
| Сроки
отчёта
| Практический
выход
| 1
| Голубева
Н.А.
| Использование ИКТ при преподавании биологии в свете модернизации образования.
| доклад по теме самообразования
| ноябрь
| Открытый урок мастер-класс
«Использование ИКТ в преподавании биологии»
Презентация.
| 2
| Назадзе Т.Ю.
| Влияние самостоятельных и творческих работ на развитие познавательной активности уч-ся.
| доклад по теме само-
образования
| ноябрь
| Открытый урок по теме: «Периодическая система элементов Менделеева»
Презентация урока
| 3
| Сиротина В.А.
| Организация самостоятельных работ учащихся на уроках биологии.
| доклад по теме само-
образования.
| январь
| Открытый урок по теме самообразования.
| 4
| Невзорова
Г.В.
| Личностно-ориентированный подход к обучению через ИКТ.
| доклад по теме само-
образования
| январь
| Открытый урок по теме самообразования на
| 5
| Черняева В.А.
| Активизация познавательной деятельности уч-ся и развитие творческих способностей на уроках и внеурочное время, экологическое воспитание уч-ся
| доклад по теме само-
образования
| март
| Открытый урок по теме самообразования.
тему: «Строение листа. Разнообразие листьев»
| 6
| Сорокина
Т.А.
| Активные методы обучения, как один из путей развития способностей учащихся».
| доклад по теме само-
образования
| март
| Разработка урока. Презентация.
|
Практическая работа между заседаниями
Месяц
| Назадзе Татьяна Юрьевна
|
сентябрь
| Разработка плана работы кабинета, тематического планирования, плана самообразования, плана взаимопосещений. Подготовка рабочих программ.
Утверждение рабочих программ на МО.
|
октябрь
| Подготовка и проведение школьных олимпиад по химии.
Подготовка участников районных олимпиад по химии.
Дополнительные занятия для 9- классников, выбравших ГИА по химии.
Обучение применению возможностей интерактивной доски на уроках.
|
ноябрь
| Открытый урок: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Обработка наглядных пособий.
Участие в районных олимпиадах.
| декабрь
| Обновление дидактических материалов.
Проведение недели химии в школе.
|
январь
| Работа по накоплению дидактических материалов.
Изучение медиапособий. Пополнение запаса реактивов.
Участие в работе районного совещания учителей биологии, химии, географии.
|
февраль
| Посещение уроков коллег с целью обмена опытом, последующее обсуждение. Взаимопроверка тетрадей.
| март
| Участие в районном конкурсе методических разработок. Подготовка к сдаче ГИА.
|
апрель
| Разработка материалов итоговой аттестации учеников, работа в кабинете по накоплению дидактического материала. Проведение открытого урока по теме самообразования
|
май
| Подготовка и проведение итоговой аттестации учеников в форме ГИА.
Накопление дидактического материала. Подготовка и проведение ремонта кабинета.
|
| Голубева Надежда Александровна
| сентябрь
| Разработка плана работы РМО, плана работы кабинета биологии, тематического планирования, рабочих программ, плана самообразования, плана взаимопосещений, программы кружковой работы.
Проведение анализа результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА в 2012г.
| октябрь
| Подготовка тем. планирования по индивидуальным занятиям с учениками, утверждение их на МО. Участие в проектах предложенных для реализации.
Подготовка школьных олимпиад по биологии. Проведение открытого урока в 9классе.
| ноябрь
| Работа по накоплению дидактических материалов, обучение применению возможностей интерактивной доски на уроках Проведение школьных олимпиад.
|
декабрь
| Взаимная проверка тетрадей учителями МО. Проведение районных олимпиад. Посещение открытых уроков коллег.
| январь
| Обновление дидактических материалов.
Подготовка урока-презентации. Посещение урока Назадзе Т.Ю. в 8 классе.
Разработка и проведения мероприятия в 5-6 классе по экологии.
Участие в работе районного совещания учителей биологии, химии, географии.
| февраль
| Работа по накоплению дидактических материалов, посещение уроков с целью обмена опытом.
| март
| Посещение интерактивных уроков коллег с целью обмена опытом, последующее обсуждение. Подготовка и проведение районного семинара.
Участие в районном конкурсе методических разработок.
| апрель
| Разработка и утверждение материалов итоговой аттестации учеников, работа в кабинете по накоплению дидактического материала
| май
| Проведение промежуточной аттестации учеников, дидактического материала, работа по благоустройству кабинета. Подведение итогов работы МО за год
Уход за растениями в кабинете и на школьной территории.
|
| Сиротина Валентина Александровна
| сентябрь
| Разработка плана работы кабинета, плана самообразования.
Подготовка рабочих программ, тематического планирования, утверждение их на МО и администрацией школы.
| октябрь
| Подготовка участников школьных олимпиад по биологии. Участие в заочной олимпиаде по биологии. Проведение школьной олимпиады.
| ноябрь
| Подготовка участников районных олимпиад. Обработка и изучение вновь полученных пособий.
| декабрь
| Обновление дидактических материалов, подготовка и проведение районных и областных олимпиад. Взаимопроверка тетрадей по географии с Невзоровой Г.В..
| январь
| Работа по накоплению дидактического материала, посещение уроков Невзоровой Г.В. с целью обмена опытом. Уход за растениями в кабинете.
Участие в работе районного совещания учителей биологии, химии, географии.
| февраль
| Посещение уроков коллег с целью обмена опытом.
Проведение открытого урока по теме самообразования.
| март
| Посещение районного семинара. Занятия с учениками, выбравшими ЕГЭ по биологии.
Участие в районном конкурсе методических разработок.
| апрель
| Разработка материалов для итоговой аттестации учеников, работа в кабинете по накоплению дидактического материала. Посещение уроков с целью изучения опыта. Подготовка к ЕГЭ
| май
| Посещение уроков коллег с целью освоения опыта. Подведение итогов методической работы. Организация итоговой аттестации учеников по химии и биологии.
Уход за растениями в кабинете и на школьной территории.
|
| Черняева Валентина Александровна
| сентябрь
| Разработка плана работы школьного МО, плана работы кабинета, плана самообразования. Подготовка рабочих программ, тематического планирования, плана кружковой работы, утверждение их на МО и администрации школы.
| октябрь
| Подготовка участников школьных олимпиад по биологии, химии, географии. Дополнительные занятия для 11- классников, выбравших ЕГЭ и ГИА по биологии. Участие в заочн. олимпиаде по биологии. Уход за растениями в кабинете.
| ноябрь
| Подготовка участников школьных олимпиад по биологии. Обработка и изучение вновь полученных медиапособий. Участие в конкурсе оформления презентаций, проводимом Центром компьютерных технологий. Уход за растениями в кабинете.
| декабрь
| Обновление дидактических материалов, подготовка и проведение районных и областных олимпиад. Уход за растениями в кабинете.
| январь
| Работа по накоплению дидактического материала, посещение уроков с целью обмена опытом. Участие в работе районного совещания учителей биологии, химии, географии.
| февраль
| Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. Проведение открытого урока по теме самообразования в 8 классе по теме «Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости». Уход за растениями в кабинете.
| март
| Посещение районного методического семинара. Подготовка к сдаче ЕГЭ.
Участие в районном конкурсе методических разработок.
|
апрель
| Разработка материалов для итоговой аттестации учеников, работа в кабинете по накоплению дидактического материала. Посещение уроков с целью обмена опытом. Подготовка к ЕГЭ
| май
| Подготовка к ЕГЭ, выполнение проектных работ с практической направленностью.
Уход за растениями в кабинете и на школьной территории.
|
| Сорокина Татьяна Александровна
| сентябрь
| Разработка плана работы кабинета, рабочих программ, плана самообразования.
| октябрь
| Подготовка тем. планирования по индивидуальным занятиям с учениками, утверждение их на МО. Подготовка материалов для школьных олимпиад.
| ноябрь
| Работа по накоплению дидактических материалов, обучение применению возможностей интерактивной доски на уроках. Проведение школьных олимпиад.
| декабрь
| Взаимная проверка тетрадей учителями. Разработка и проведения мероприятий в 8 кл. Участие в районных олимпиадах.
| январь
| Подготовка и проведение открытого урока с применением ИКТ. (Урок – презентация.) Проведение недели естественных наук по плану.
Участие в работе районного совещания учителей биологии, химии, географии.
| февраль
| Работа по накоплению дидактических материалов, посещение уроков.
| март
| Посещение интерактивных уроков коллег с целью обмена опытом, последующее обсуждение. Участие в районном методическом семинаре. Участие в районном конкурсе методических разработок.
| апрель
| Разработка и утверждение материалов итоговой аттестации учеников, работа в кабинете по накоплению дидактического материала.
| май
| Проведение промежуточной аттестации учеников, работа в кабинете по накоплению дидактического материала, работа по благоустройству кабинета, школьной территории.
Уход за растениями в кабинете и на школьной территории.
| План заседаний методического объединения.
№
| Дата
| Содержание заседания
(темы рассматриваемых вопросов)
| Ответственный
|
| 1
| август
| Повышение качества образования предметов химии, биологии, географии на основе мониторинга предыдущего учебного года.
1.Обсуждение и утверждение плана работы на 2012-2013у. г
2. Провести экспертизу учебных программ по предметам естественного цикла. Обсуждение и утверждение рабочих программ.
3.Утверждение тем по самообразованию.
4.Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими учебный процесс.
5.Результаты итоговой аттестации в новой форме за курс основной и средней школы.
6. Решение основных задач учителями МО (что конкретно сделано по каждой задаче методобъединением в целом и отдельными педагогами). Успешные показатели в деятельности учителей МО. Недостатки и упущения в работе учителей.
| Голубева Н.А.
Учителя.
|
| 2
| ноябрь
| Доступность олимпиадных заданий для учащихся
Доклады:
1.О ходе подготовки к муниципальной и региональной олимпиаде (учителя-предметники)
2.Организация подготовки учащихся к предстоящим ЕГЭ и ГИА (отчет учителей)
3.Из опыта совершенствования методики тестового контроля знаний учащихся
4. Личностно-ориентированный подход к учащимся.
Атмосфера сотрудничества на уроке через отношение учителя и ученика.
5.Обзор новинок методической литературы и предметных журналов.
6.О взаимопосещении уроков.
| Учителя
Учителя-предметники
Обмен мнениями
Сиротина В.А. Назадзе Т.Ю.
|
| 3
| январь
| Использование новых педагогических технологий при обучении химии и биологии с использованием ИКТ
1.Доклад по теме заседания
2.Техника безопасности в кабинетах химии, биологии.
3.Работа с одаренными детьми.
4.Итоги 1 и 2 этапа олимпиады школьников.
5.О накоплении дидактического материала по предметам и его использование с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена.
6.«Экологическое образование учащихся».
| Голубева Н.А. Назадзе Т.Ю.
Черняева В.А.
|
| 4
| март
| 1.Доклад. «Использование информационных технологий изучении и закреплении материала по предметам на уроках химии и биологии»
2. Районный конкурс методических разработок.
3. Информация учителей о состоянии подготовки учащихся к сдаче экзаменов. Анализ контрольных работ по предметам.
4.Информация по соблюдению требований ведения классных тетрадей, тетрадей для контрольных и практических работ, наличия тетрадей для индивидуальных работ.
5. Подготовка и проведение предметной недели. Отчёт о проведении.
6.«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
| Голубева Н.А.
Невзорова Г.В. Назадзе Т.Ю. Сорокина Т.А.
|
|
- |