Скачать 66.08 Kb.
|
Макет рабочей тетради по биологии учащегося 11 класса Тема урока: Приспособления живых организмов к среде обитания 1 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? 1. Заполнить пробелы. А) Чтобы эволюция была возможна, необходимо, чтобы особи в популяции были разными по фенотипу. Б) Естественный отбор – это избирательное воспроизведение наиболее приспособленных особей. В) Отбору подвергаются не отдельные признаки, а весь фенотип в целом. Г) Местом протекания эволюции является биогеоценоз. 2. Обсудите в группе Ботаник Г.де Фриз, выращивая в питомнике растение, ослинник, постоянно обнаруживал в новых поколениях до 0,5% изменений высоты стеблей, формы и окраски листьев. Эти изменения передавались по наследству. Объясните их с позиции эволюционного учения. Что может происходить с потомками этих растений, если они попадут в различные условия освещенности, водного режима, если они окажутся среди рослых растений или в других условиях? 3. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»?
4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? Заполните таблицу, выполнив лабораторную работу «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» В высокогорном озере Южной Америки, команда Ж. Кусто обнаружила лягушек с очень большой поверхностью кожи, которая образовывала многочисленные складки на теле. В чем сущность данного приобретения?
Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками, направив их от причин к следствию
Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку:
Приспособления живых организмов к среде обитания 2 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? Задание 1. Заполнить пробелы. А) для эволюции путем естественного отбора необходимо, чтобы особь не только выжила, но и оставила потомство. Б) В борьбе за существование побеждают наиболее приспособленные особи. В) Итогом микроэволюции является возникновение приспособления (нового вида). Г) Особи отбираются по фенотипу, а потомству передается генотип. Задание 2. Обсудите в группе Еще сравнительно недавно (40-е годы) применение небольших доз варфарина приводило, через несколько дней, к гибели всей обработанной популяции крыс, то в настоящее время крысы пожирают варфарин без всякого вреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»? 2. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»?
4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость?
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания» Укажите приспособления цветковых растений к перекрестному опылению насекомыми
6. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками, направив их от причин к следствию
7. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку:
Приспособления живых организмов к среде обитания 3 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? Задание 1. Заполнить пробелы. А) Чтобы эволюция была возможна, необходимо, чтобы выживание особи зависело от ее признаков. Б) Объектом эволюции всегда является особь. В) отбор идет по фенотипу, наиболее приспособленные особи передают потомству свой генотип. Г) элементарной единицей эволюции является популяция. Задание 2. Обсудите в группе Колорадский жук наносит большой урон посадкам картофеля. Но иногда среди сильно поврежденных растений можно увидеть кусты, листья которых в наименьшей степени повреждены личинками жука. Объясните это явление с позиции эволюционного учения. Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие незначительные повреждения растения? 3. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»?
4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? 5. Заполните таблицу, выполнив лабораторную работу «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» В чем состоит приспособленность ластоногих к жизни в водной среде? Какое приспособление позволяет им находиться под водой 40-60 мин.?
6. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками, направив их от причин к следствию
7. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку:
|