Скачать 3.02 Mb.
|
Курт Теппервайн Высокая школа ГИПНОЗА Гипноз — самогипноз Практическое руководство МОСКВА «КРОН-ПРЕСС» 2001 Краткий очерк истории гипноза Древнейшая практика гипноза Гипноз, наверное, возник еще на заре человечества. По крайней мере, клинописные таблицы, найденные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно свидетельствуют, что самый древний народ на Земле — шумеры — уже в четвертом тысячелетии до н.э. знали гипноз и умели им пользоваться. Шумеры В знаменитой школе Эрек, где готовили будущих священнослужителей, с незапамятных времен хранится манускрипт. Его переписывали много раз, и благодаря этому фрагменты рукописи дошли до наших дней, В этом произведении мы находим неопровержимые свидетельства того, что уже в те времена священнослужители, которые были посвящены в таинства врачевания, вылечивали больных, внушением погружая их в целительный сон. Уже тогда были известны три ступени гипнотического состояния, которые различают и в наши дни: легкий, средний и глубокий гипноз. Индия В самой древней священной книге индусов, написанной га санскрите, «Законы Ману» также приводятся случаи излечения посредством гипноза. Здесь различали: сон наяву, сон со сновидениями и сон, 8 КУР1 II ИШРВАЙН приносящий удовольствие. В различных вариантах описаний техники йоги самогипноз вес еще играет большую роль. Египет В Древнем Египте гипноз также применялся в терапевтических целях. На так называемом папирусе Эберса, которому три тысячи лет, описаны методы гипноза, с помощью которых врачи лечили людей. Применяемые методы очень сходны с теми, которые известны в наши дни. Египетские жрецы одновременно исполняли роль народных врачей. Чтобы ввести больного в гипнотическое состояние, они держали у него перед глазами блестящие металлические диски. Глаза от этого уставали, что способствовало погружению в гипнотический сон. В данном случае мы имеем дело с элементами того, что в настоящее время называют техникой фиксации. Использовалось и наложение рук на больного в сочетании с соответствующим внушением... В одной древней рукописи говорится: «Положи на него руку, скажи, что боль исчезает, и она уйдет». Тогда существовали храмы, в которых больные, ищущие помощи богов, могли забыться во сне. Известен был храм Сераписа в Канопе и храм богини Исиды. Греция Греки называли гипноз храмовым сном. Больные, которые приходили в храм, в течение некоторого времени должны были соблюдать определенную диету. Подготовка непосредственно к лечению продолжалась в ароматических ваннах и ритуальных омовениях. После этого священнослужитель рассказывал больному о разных случаях излечения, настраивая его на предстоящее событие и повышая напряжение ожидания. Только потом больные укладывались в храме спать. ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 9 Во время сна жрец нашептывал больному в ухо определенные слова, чтобы активировать его собственные возможности к излечению под воздействием всей атмосферы в храме. Перед этим больные должны были дать клятву, что будут неукоснительно следовать всему, что открыли им во сне боги. Особое значение и чудотворное действие приписывались атмосфере храмовых помещений. По пробуждении жрецы толковали сны, привидевшиеся больному, и еще раз настойчиво советовали ему следовать во всем советам богов. Однако в те времена, как и сейчас, существовали больные, которые не засыпали и не поддавались гипнозу. Для такого рода людей существовали жрецы-медиумы — впадая в транс, они устанавливали контакт с богами. В знаменитом храме в Дельфах, посвященном Аполлону, на золотом треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой подымались нары, сидела жрица. Под действием Пвров она впадала в транс и в этом полубессознательном состоянии вещала спрашивающему, что говорят ему боги. В других храмах состояние транса вызывало ритуальное сожжение некоторых видов трав. Таким образом, мы видим, что и шумеры, и египтяне, и древние греки, а также персидские маги и йоги из Индии активно пользовались гипнозом. Древний Рим Римлянам также были известны способы, с помощью которых больным и алчущим совета обеспечивали контакт с богами. Даже философы пользовались силой внушения. Так, например, римский поэт Порфирий, живший во II веке н.э., сообщает о научном споре между философами Плотином и Олимпием. Точнее говоря, в спор вступили ученики обоих философов, и каждый утверждал, что знает больше другого. Тогда Плотин вызвал Олим- III КУРТ ТЕППЕРВАЙН пия и предложил показать, насколько каждый из них сведущ в «магических искусствах», причем это следовало сделать в присутствии соперничающих учеников. Плотин подошел к Олимпию и в течение нескольких минут пристально смотрел ему в глаза, а потом сказал громко, так, что слышали все окружающие: «Глядите, тело Олимпия сложится сейчас, как кошелек». Олимпий почувствовал резкую боль и признал, что Плотин обладает большей силой. Гипноз и христианство Использование гипноза в качестве храмового сна известно до середины VI века, после чего христианские монахи во все большей степени стали перенимать приемы храмовых жрецов и начали совершать чудодейственные излечения с помощью молитв, освященной воды и мощей мучеников. К этому приложили руку и папы и короли. В Новом Завете читаем: «Они возложат руки на больных, и тем станет лучше...» Первое упоминание о самогипнозе мы находим в XI веке у членов Ордена монахов-отшельников, что селились у горы Афон. Монахи-эзихасты подвергали себя самогипнозу, устремляя взгляд на собственный пупок, поэтому их называли «омфалопси-хиками», т.е. устремляющими взор на пуп. Парацельс Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм (1493—1541), или Парацельс, учил, что решающим фактором любого врачевания является «внутренний глаз». Парацельс сообщает, что монахи в Каринтии заставляли больных подолгу вглядываться в блестящие шары из хрусталя. Как правило, такие больные погружались в глубокий сон, и в таком состоянии монахи внушали больным необходимость выздороветь, что нередко и происходило. ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 11 Инквизиция Лишь времена инквизиции заставили людей забыть это искусство врачевания. Ведь каждый, кто владел таким умением, мог быть заподозрен в ереси и в пособничестве дьяволу, а значит, и сожжен на костре. От магнетизма к научному гипнозу Атаназиус Кирхнер В 1646 году патер Ордена иезуитов Атаназиус Кирхнер (1606—1680), автор книги «Чудесный эксперимент», описывает, в частности, как надо «заколдовывать» петуха. Это было первое классическое научное описание так называемого животного гипноза, потому мы можем считать Кирхнера предшественником месмеровского «животного магнетизма». Максимилиан Хелл Еще один монах Ордена иезуитоя и известный астроном профессор Максимилиан Хелл (1720— 1792) нередко проводил так называемые «магнетические курсы». Он изготавливал магниты так, чтобы по форме они напоминали заболевший орган, и прикреплял их к такому органу. Результаты были поразительные — Хелл вылечивал до 60—70% больных, да и вообще магниты давали общее улучшение самочувствия. Франц Антон Месмер Подобные опыты привели Франца Антона Месмера (1734—1815) к такому выводу: «Для того чтобы вызвать соответствующий эффект, не требуется никакого небесного, минерального или железного магнетизма». Для «магнетизации» больного достаточно «флюидов», идущих от него самого. Месмер придумал термин «животный магнетизм», и его именем открывается современная история 12 КУП И ИИЕРВАЙН гипноза. Месмер переносил этот «флюид, дотрагиваясь до человека и как бы гладя его сверху донизу. Это были знаменитые «месмеровские поглаживания». В 1775 году Месмер разослал во все известные академии мира письмо, в котором изложил 27 тезисов своей теории. Среди врачей Месмер нажил немало влиятельных врагов, особенно после поразительного случая исцеления пианистки, которая ослепла, когда ей было от роду 4 года. Месмеру пришлось даже бежать из Вены в Париж, где он нашел много друзей и восторженных поклонников. Среди его пациентов были даже Мария Антуанетта и придворные. Любопытно отметить, что Месмер меньше значения придавал собственно усыплению, а больше всего тому, чтобы вызвать в человеке кризисное состояние, способствующее исцелению. На его оздоровительных сеансах больные сидели кружком вокруг бассейна, заполненного «магнетизированной водой». Из бассейна торчали железные прутья. Месмер заставлял больных брать эти прутья в руку, и таким образом магнитные потоки направлялись от одного человека к другому. Очевидно, напряжение ожидания вызывало самовнушение и тем самым способствовало «оздоровительному кризису». Как только один больной впадал в это кризисное состояние, оно передавалось и другим. По распоряжению короля в 1784 году Французская академия наук создала комиссию, перед которой была поставлена задача проверить учение Месмера. В комиссию входили врачи Гильотин, Жори и Саллен Д'Орсэ, а также делегированные академики Бейли, де Бори, Франклин и Лавуазье. Эта комиссия сочла учение Месмера ложным, а теорию о «флюидах животного магнетизма» ненаучной. Ученые сделали вывод, что все случаи излечения в результате месмеризма основаны на самовнушении. ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 13 Сторонники Месмера пытались указать на то, что комиссия оставила вне рассмотрения важнейший факт: животные, которых нельзя заподозрить в самовнушении, подвергшиеся процедуре по методу Месмера, испытали такой же лечащий криз. Комиссия не только запретила французским врачам заниматься «месмеризмом», но и пригрозила лишить диплома тех, кто станет даже обсуждать эту тему. Между тем правители других стран не остались равнодушными к этому поразительному способу лечения. Король Баварии, датский король и даже русский царь просили своих врачей заняться теоретической и практической проверкой учения Месмера, и таким образом этот ученый, хоть и руководствовался исходно ложными положениями, стал предтечей современной психотерапии. Аббат Фариа Начало современному учению о самовнушении положил португальский аббат Фариа (1755 — 1819). I'. 1813 роду он переехал из португальской колонии I па м Париж. В Индии Фариа изучал случаи гипноза п пришел к убеждению, что для засыпания вовсе нет необходимости во флюидах, которые исходили бы от гипнотизера, как полагал Месмер. Решающую роль Фариа отдавал внушению. Выступления Фариа, а также вышедшая в 1819 году работа «Ье 1а сайке йи зоттеП 1ис1с1е еп ёЧийе киг 1а иатге йе ГЬотте» («Вызывание ясного сна и его илияние на природу человека») вызвали немалый интерес. В своей книге аббат называл гипнотизера «концентратором», гипнотизируемого — «концентрируемым», а гипнотический сон — «концентрацией», или «ясным сном». Метод аббата Фариа заключался в следующем: <>п просто подходил к больному, пристально смот-рсч на него, а потом вдруг вскрикивал «Эогтег!» («Засыпайте!»), и почти половина подопытных сле-допали этому призыву. Таким образом, перед нами 14 КУРТТЕППЕРВАЙН начальная форма того гипноза устрашения, которым впоследствии врач Шарко широко пользовался в больнице «Ла Сальпетриер». Джеймс Брейд Решающий шаг в дальнейшем развитии гипноза сделал английский офтальмолог Джеймс Брейд (1795—1860) из Манчестера. В 1841 году он наблюдал за экспериментами швейцарского фокусника Ла-фонтена. То, что увидел, показалось Брейду невероятным, и он решил основательно проверить все трюки Лафонтена и разоблачить лжеца. Эксперименты Брейд ставил на собственной жене, на друге Уокере и на своем слуге. Брейд держал у них перед глазами на уровне носа блестящую ручку ланцета (как глазной врач, он знал: если фиксировать внимание больного "длительное время на сверкающем предмете, он устает). И каково же было его удивление, когда все трое заснули! Он назвал этот искусственный сон гипнозом — от греческого слова Нурпоз (сон). Основываясь на собственной теории, он разработал довольно простой метод, чтобы погружать людей и животных в состояние гипноза. На высоте крыльев носа он подносил к лицу примерно на расстояние 20 см блестящий предмет, например стеклянную призму. Уже через несколько минут без какого-либо словесного воздействия ему удавалось погрузить подопытного человека в состояние гипноза. В 1842 году появился главный труд Брейда — книга «Нейрогипнология, или Рациональный нервный сон, рассмотренный относительно животного магнетизма». Коллеги отнеслись к этому произведению без должного уважения. Огюст Амбруаз Льебо Парижский врач Огюст Амбруаз Льебо перепроверил эксперименты Брейда и подтвердил их. Уже в 1861 году он опубликовал работу об этом под ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 15 названием «Искусственный сон и аналогичные состояния». И этот труд не получил признания среди коллег. Иполит Бернгейм Лишь через несколько лет на труды О.А. Льебо обратил внимание профессор из университета Нанси Иполит Бернгейм. Он занимался этой проблемой в течение многих лет, а в 1886 году написал книгу о внушении и его применении и ввел этот метод лечения в практику медицинской клиники в Нанси. Совместно с Льебо он основал «школу в Нанси», где и заложил основы современного применения гипноза. Зигмунд Фрейд Одним из учеников школы в Нанси был Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа. В те же годы здесь работали такие известные врачи, как Опост Форель, Эмиль Куэ и Кр. Бодуэн. Эмиль Куэ Эмиль Куэ (1857—1926) разработал теорию самовнушения. Он понял, что в конечном счете гипноз — не что иное, как самовнушение. Гипнотизер вызывает в подопытном человеке лишь более или менее сильно выраженное представление о предпочитаемом действии, а больной непосредственно осуществляет его путем самогипноза. Коэ утверждал: «Побудительной причиной наших действий является отнюдь не воля, а интенсивность воображения». Из этого Куэ делал вывод, что каждый человек может загипнотизировать самого себя, и объяснял (юльным, как они могут вылечиться самовнушением. Он говорил: «Учитесь лечить самих себя, вы это можете. Сам я не излечил никого и никогда. Вы таите в себе эту возможность. Позовите на помощь спой дух, пусть он будет подспорьем душе и телу, и нам станет хорошо. Вы выздоровеете, будете сильными и счастливыми». 16 КУРТ ТЕППЕРВАЙН Он заставлял своих пациентов утром и вечером по двадцать раз произносить фразу: «День ото дня мне во всех отношениях все лучше и лучше». Жан Мартин Шарко Жан Мартин Шарко (1825—1892) был главным врачом в парижской лечебнице «Ла Сальпетриер» и профессором патологической анатомии. Как нейро-лог он был всемирно известен. Его работы по нервным болезням составили целую эпоху в медицине. Парижская школа Шарко был активным оппонентом «школы Нанси», и представленное им направление в гипнозе называлось «парижской школой». Может быть, все дело в том, что в «школе Нанси» лечились обычные люди, в то время как в Парижской школе находились психические больные. В частности, Шарко сделал вывод, будто гипноз — не что иное, как искусственно вызванная истерика. Шарко пользовался различной техникой гипноза, но прежде всего прибегал к испугу как средству введения в гипноз. Он применял, например, взрывчатую хлопковую вату, или внезапно загоравшийся «холодный свет Драммонда», или резкий удар гонга. Испуганные психбольные группами погружались в состояние гипноза. Шарко изрекал: «Вера — вот что лечит». Иван Павлов Исследование других возможностей гипноза — заслуга русского исследователя Ивана Петровича Павлова (1849—1936). Он экспериментировал с животными. В знаменитых опытах на собаках ему удалось прояснить, что происходит в организме собаки. Павлов доказал, что гипноз и внушение — совершенно нормальные жизненные процессы, и тем освободил гипноз от флера мистики. ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА |