Скачать 167.99 Kb.
|
Примерная рабочая программа по БИОЛОГИИ для 10 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы с очной формой обучения. Учебник: АА. Каменский, ЕА. Криксунов, ВВ. Пасечник. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Процесс преподавания биологии в вечерней школе имеет свои особенности, обусловленные самой формой обучения. Среднее (полное) общее образование обучающиеся получают не за два, а за три учебных года (10-12) классы. Учебный год также как и в дневной школе, длится 36 учебных недель. Биология изучается все три года обучения. В целях обеспечения единства образовательного пространства биология ведется по тем же программам, что и в дневной школе. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология. 6-11 классы –М.: Дрофа, 2009.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Место предмета в Базисном учебном плане. На изучение биологии в 10 классе на базовом уровне отводится 36 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1,5 часа в неделю. Всего 54 часа в том числе: 18 консультаций, 5 лабораторных работ, 6 практических и 2 зачета. Рабочая программа является составной частью учебного плана МВСОУ, реализующей программы среднего (полного) общего образования и ставит перед собой следующие задачи:
В рабочей программе нашли отражения цели изучения биологии: 1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке. 2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий. 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру. 4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью. 5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью. Содержание. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторная и практические работы. Формы проведения учебных занятий:
Форма промежуточной аттестации Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося по данной теме и оценить эти знания. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных проверочных работ и биологических диктантов (по 10 минут). Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А также методических пособий для учителя: 1. Т.А. Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 классы, к учебнику А.В. Каменский, Е.А. Криксунов, ВВ Пасечник. -4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008г. 2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы .- М. : Дрофа, 2005. -138с. 3.Сборник нормативных документов. Биология / Сост ЭД Днепров, АГ Аркадьев. –М.: Дрофа, 2006. Выбор учебно-методического комплекта обусловлен Базисным учебным планом в целях обеспечения единства образовательного пространства, который занимает значительное место в Федеральном перечне, рекомендован и допущен Министерством образования и науки РФ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ТЕМА №1 «Введение» (5 часов) Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Зачетно – обобщающий. ТЕМА №2 «Основы цитологии.» ТЕМА 2.1.История изучения клетки. Клеточная теория.(5 часов) Методы цитологии. Клеточная теория. ТЕМА 2.2. Химический состав клетки.(8 часов) Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Зачетно –обобщающий урок «Химическая организация клетки». Зачет №1. ТЕМА 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки. (8 часов) Строение ядра клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходства и различия в строении клеток растений, животных грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы бактерии. Зачетно-обобщающий урок «Строение клетки». ТЕМА №3 «Организм» ТЕМА 3.1.Обмен веществ и преобразование энергии. (8 часов) Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Зачетно-обобщающий урок «Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток». Зачет №2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ. ТЕМА №1 «Введение» Знать естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления. Методы исследования живой природы. Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Перечислять уровни организации живой материи, основные свойства живого. Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь». ТЕМА №2 «Основы цитологии.» Знать определения ключевых понятий. Этапы создания клеточной теории. Положения современной клеточной теории. Вклад ученых в создание клеточной теории. Химический состав клетки. Органоиды клетки их строение и функции. Уметь объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира. Единство живой и неживой природы. Перечислять биоэлементы, ультрамикроэлементы. Причины денатурации белка. Функции структурных компонентов клетки. Сравнивать химический состав тел живой и не живой природы. Описывать элементарный состав углеводов, липидов и белков. Нуклеиновых кислот. ТЕМА №3 «Организм» Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения включает в себя следующие умения: Выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект. Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер. Отличать научные методы, используемые в биологии. Определять место биологии в системе естественных наук. Доказать, что организм единое целое. Объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы. Обосновывать единство органического мира. Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. Отличать теорию от гипотезы. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ. Учебник: АА Криксунов, ВВ Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы : 4-е издание стереотип. – М.: Дрофа, 2009г Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику АА Криксунов, ВВ Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005 г. Раздаточный материал по биологии. Таблицы по общей биологии для 10 класса. Микролаборатория для проведения практических работ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС.
|