Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 73.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер73.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Пашкова Н.А.

учитель биологии МОУ «Лицей №43» г.о. Саранск

Природоведение 5 класс.

Раздел: Организмы.


  • Элементы интерактивности SMART Board использованные в данной разработке Notebook «Увеличительные приборы»:
    Шторки на странице - Страницы Notebook № 4

  • Скрытый текст (за полями страницы) - Страницы Notebook № 3

  • Интерактивное перо (надписи) - Страницы Notebook № 2

  • Проявление скрытого текста и картинок - Страница Notebook № 5,6,8,9



Тема урока

Увеличительные приборы

Задачи урока

  1. Обучающая: познакомить обучающихся с историей увеличительных приборов и их значением для развития науки; устройством школьного микроскопа и лупы

  2. Развивающая: формировать умения и навыки работы с увеличительными приборами.

  3. Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.




Методы и формы обучения

Рассказ с элементами беседы, работа с презентацией, организация работы с терминами, работа с учебником.

Оборудование

Слайдовая презентация, увеличительные приборы: микроскоп, лупа, микропрепараты простейших животных, растительных тканей; иллюстрации учебника.

Тип урока

Урок комбинированного вида для интерактивной доски SMART Board.

Основные понятия и термины

Лупа, микроскоп, окуляр, тубус, объектив.

План урока

  1. Из истории микроскопа…

  2. Строение увеличительных приборов: лупы и микроскопа

  3. Приемы обращения с микроскопом.

  4. Значение увеличительных приборов для развития науки.

Элементы содержания урока

Актуализация знаний (слайды 2-5)

  1. Что такое организм?

  2. Какими свойствами обладают живые организмы?

  3. Что называют средой обитания живых организмов?

  4. Какие среды жизни вам известны?

  5. Что изучает наука экология?

  6. Что такое биосфера?

  7. Приведите примеры живых организмов.

Организмы - это тела живой природы.

Свойства живых организмов: питание, дыхание , рост и развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, наследственность и изменчивость.

Среда обитания - это все, что окружает живой организм.

  • Примечание: Интерактивное перо (надписи) – Страница Notebook № 2

Среды жизни: наземно - воздушная, водная, почвенная, организменная.

  • Примечание: Скрытый текст (за полями страницы) - Страницы Notebook №3

Экология – это наука о взаимосвязях организмов между собой и окружающей средой

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами.

  • Примечание: Шторки на странице - Страницы Notebook № 4

Примеры живых организмов: растения, животные, грибы, бактерии, вирусы (чаще всего учащимися не называются).

  • Примечание: Проявление скрытого текста и картинок - Страница Notebook №5

Изложение нового материала (слайд 6)

Как вы думаете, как люди узнали о существовании маленьких живых существ?

Бактерии и вирусы имеют микроскопические размеры. Они невидимы невооруженным глазом. Их изучение возможно только с помощью мощных увеличительных приборов.

Какие увеличительные приборы вам известны?

Где человек применяет увеличительные приборы?

  • Примечание: Проявление скрытых картинок - Страница Notebook №6

1.Из истории микроскопа…(слайд 7)

Как вы думаете давно ли люди узнали про свойства увеличительного стекла?

Оказывается, очень давно. Вполне возможно, что такими стеклами что- то зажигали мальчишки в Древней Греции, которым вместо сказок про Ивана - царевича рассказывали сказки про подвиги Геракла. Во всяком случае, драматург того времени Аристофан про увеличительное стекло знал точно: в одной из его комедий есть эпизод, связанный с неожиданным применением увеличительного стекла. В то время писали на дощечках, покрытых воском. Герой комедии взял взаймы много денег, и его долги были записаны на такой дощечке. Чтобы не возвращать долг, ему посоветовали прийти к тому человеку, у которого были взяты деньги, с увеличительным стеклом и незаметно направить его на долговую дощечку, воск растает и долги исчезнут. А жил Аристофан более 400 лет до нашей эры.

С помощью увеличительных стекол стали создаваться более сложные приборы - микроскопы.

В 1665 году англичанин Роберт Гук сконструировал собственный микроскоп и опробовал его на срезе пробкового дерева. В результате этого исследования появилось название «клетки». Антони Ван Левенгук (16321723) считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов. Изготовленные вручную, микроскопы Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой и позволяли очень детально рассматривать изображения. Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука.

Около 300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Антони ван Левенгук. Но торговля его мало интересовала. Он увлекался увеличительными стеклами. Однажды, рассматривая капельку дождевой воды, он увидел в ней огромное количество быстро движущихся существ разного вида. Левенгук назвал их «анималькусы», что по - русски означает «зверьки». Левенгук обнаружил, что при кипячении воды «зверьки» перестают двигаться, и при охлаждении воды уже не оживают. Левенгука считали чудаком. Ведь вместо того чтобы развивать торговлю, все свободное время он занимался шлифовкой стекол и разглядыванием всякой чепухи. Но скажите, знаете ли вы фамилию еще хоть одного торговца сукном, который жил 300 лет назад в Голландии? Я тоже не знаю. А вот фамилию Левенгука люди не забудут никогда. Кстати, Левенгук, не получивший образования и даже не знавший латыни, был избран членом Королевского общества. Сама английская королева приезжала к Левенгуку в гости посмотреть на его «зверушек». То-то удивлялись соседи!

Изучение бактериальной клетки и вирусов стало возможным благодаря электронному микроскопу, который был изобретен в XX веке и дает увеличение в десятки и сотни тысяч раз.

2.Строение увеличительных приборов.

Лупа – самый простой увеличительный прибор, главная часть которого – выпуклое с двух сторон стекло, вставленное в оправу. Увеличивает предметы в 2 – 20 раз.

/Демонстрация лупы/

Микроскоп( «микро» -малый, «скопо» - смотреть) увеличивает рассматриваемые объекты в сотни и даже тысячи раз.

/Демонстрация микроскопа/ (слайд 8)

  • Примечание: Проявление скрытого текста Страница Notebook №8

Световой микроскоп, с которым мы работаем в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус, этого микроскопа вставлены увеличительные стекла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулюс» -- глаз), через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стекол.На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» -- предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив -- 20-кратное, то общее увеличение 10x20 = 200 раз.

3.Приемы обращения с микроскопом (работа в группах с микроскопами).

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм ;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

( Учащиеся настраивают микроскоп на работу и рассматривают предложенные микропрепараты, выполняют рисунки, делают вывод о проделанной работе).

4.Значение увеличительных приборов для развития науки.

(заслушать мнение учащихся)

По сей день современная наука и медицина используют микроскопы – оптические приборы, которые были изобретены на рубеже 16-17 веков. Изучение и использование полученных данных о микроскопических объектах в медицине, биологии и электронике без микроскопа было бы невозможным, и человечество лишилось бы грандиозных открытий, жизненно важных лекарственных препаратов и современных электронных устройств.
Домашнее задание: п.34, знать устройство микроскопа и правила обращения с ним.


  • Примечание: Проявление скрытого текста Страница Notebook №9




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск