Урок литературного чтения в 1 в классе "Буква Е – показатель мягкости согласного звука" Цели урока:
Предметная: познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного.
Личностная:
- сформировать положительное отношение к изучению букв и звуков
Регулятивная:
-принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
-ориентироваться в речевом потоке, находить буквы в начале, в середине и в конце слов;
Познавательная:
-сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
-работать с сопоставительными таблицами;
Коммуникативная:
-принимать участие в освоении звукобуквенного состава слов и их анализа;
-входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности
Ход урока 1. Организационный момент.
Прозвенел звонок ,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки
И тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ли на меня глядят? 2. Повторение изученного. Звучит аудиозапись. Слышатся звуки леса. - Что услышали? (пенье птиц) - Где можно услышать эти звуки? (в лесу) - Сегодня на уроке мы продолжим нашу лесную прогулку, которую начали вчера. - А что такое лес? - Лес - это природное сообщество. Там живут звери, птицы, насекомые. Растут ели, сосны, лиственные деревья, цветы, ягоды, грибы. Лес кормит человека. - Как люди должны вести себя в лесу? - Какой гость пришёл к нам в гости на предыдущем уроке из леса? (белка) - С какой буквой она помогла нам познакомиться? (е) - Как белка назвала эту букву? (особенной) - Почему? (обозначает 2 звука в начале слова и после гласных) - Это первый секрет, который помогла разгадать нам белка. А впереди ещё два. 3. Актуализация знаний.
- Повторим первый секрет. Посмотрите на сочетания букв. Что заметили?
ев
ет
ен
ес
ел
ер
ек (е стоит вначале) - Если е стоит в начале слова, сколько звуков она обозначает? (2 звука) - Назовите эти звуки и дайте им характеристику. (звук /й/ - согласный, звонкий, мягкий. Звук /э/ - гласный). - Договорим сочетания до слов. ( учитель подписывает: если, ели, енот) - Составим схему "ели". Сколько слогов? Назовите 1-ый. Сколько звуков слышите? Дайте характеристику первому звуку, второму. Назовите 2-ой слог. Дайте характеристику звукам 2-го слога. Составляется схема слова. - Сколько звуков в этом слове? (4) Сколько букв? (3). Почему звуков больше, а букв меньше? (е обозначает 2 звука). Это первый секрет белки, который мы узнали на прошлом уроке. Плакат на доске. БУКВА Е ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА - Где ещё может стоять е и тоже будет обозначать два звука? (после гласной) - Прочитаем слова на доске: высокие, старые, толстые. После каких букв стоит е? (после гласных). -Сколько звуков обозначает? (2). Орфографическое чтение слов. -Можно ли про ели сказать, что они такие? (да)
- К данным прилагательным подберите противоположные по смыслу. (низкие, молодые, тонкие). - Какие ещё слова на букву е вы можете назвать? (Елена, Ева, Егор, еда, ерунда и т.д.) - Какие из этих слов пишутся с большой буквы и почему? (имена собственные). 4. Физминутка. Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись. 5. "Открытие" нового знания. - Сегодня на уроке мы откроем ещё два секрета о букве е, которые принесла нам белка. Посмотрите на слоги, что заметили? (е стоит после согласных )
ве
те
не
се
ле
ре
ке - Послушайте как звучат эти слоги. (читает учитель) Теперь прочитаем все вместе. - Как произносятся согласные звуки? (мягко) Почему? (е обозначает мягкость согласного звука) - Это второй секрет белки. Плакат на доске. Е ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ЗВУКА В СЛИЯНИИ - Прочитаем слоги ещё раз. Какой гласный звук слышится в слиянии? (э) - Расскажите об этом звуке. ( этот звук гласный, произносится свободно, образует слог). - Посмотрим, разгадали ли мы третий секрет белочки? Плакат на доске. Е ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАСНЫЙ ЗВУК /Э/ В СЛИЯНИИ С МЯГКИМ СОГЛАСНЫМ - Теперь мы узнали все белкины секреты. Повторим их ещё раз. Чтение "секретов". - Договорите слоги до слов. (се- север, ре - река, ле - лес, ве - ветер, не - нежность, ке - кенгуру, те - телефон). - Составьте схему слова "лес". (работа с моделями) 6. Первичное закрепление. - Мы продолжаем своё путешествие по лесу. Какие животные живут в лесу? (медведь, лиса, волк, белка, лось, заяц.) Рассмотрите иллюстрации. В названиях, какого животного есть буква е? (белка, медведь). - Какой звук обозначает е в этих словах? (/э/, мягкость согласного звука). - Поработаем над словом "белка". Сколько слогов? Какой слог ударный? Назовите 1-ый слог, 2-ой. Сколько звуков в первом слоге? Дайте им характеристику. (/б/ - согласный, звонкий, мягкий, /э/ - гласный, ударный, /л/ - согласный, звонкий, твёрдый). Аналогично со вторым слогом. Подведение итогов работы. - Что интересного вы знаете об этих животных? (ответы детей и дополнение учителя). 7. Физминутка. Утром бабочка проснулась.
Потянулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре - улетела. 8. Продолжение изучения материала. Работа по учебнику. - Откройте "Азбуку" на с. 78. Что видите на иллюстрации? (лес) - Какие деревья растут в этом лесу? (берёзы, ели, сосны). - Как называется текст, который будем читать? ("Лес"). Работа с текстом. Чтение текста хорошо читающим учеником. Хоровое чтение. Беседа по содержанию: - О чём текст? - Что растёт в лесу? - Какие сосны и ели? - Сколько лет росли деревья? - 100 лет - это целый век. Можно сказать, что эти сосны и ели вековые? - В каком предложении высказано восхищение лесом? (Красивы русские леса!) - В каких словах встретилась буква е? - В каких словах она обозначает 2 звука? - В каких словах е находится в слиянии, обозначает гласный звук /э/ и указывает на мягкость согласного звука? 9. Итог урока.
Звучит аудиозапись. - Вот и закончилась лесная прогулка. Разгадали мы все секреты белки. - Давайте их повторим (чтение плакатов на доске). Прозвенел звонок,
Наш закончился урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает перемена. 10. Резерв
-Соедините слова стрелками, чтобы получились предложения Белка ели капусту.
Зайчики ел малину.
Медведь ела орешки.
- Составьте схему данных предложений - Укажите слова-предметы и слова-действия 11. Рефлексия |