Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 375.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.05.2014
Размер375.55 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3


Данный проект является результатом работы, проводимой учащимися в рамках Республиканского проекта «Школьный экологический мониторинг» - «Здоровье моей школы».

Содержание




Стр

Введение

3

1.Обзор литературы

4

1.1 Одно из пяти чувств

4

1.2 Орган слуха

5

1.3 Механизм восприятия звука

9

1.4 Проводимость звука

10

1.5 Болезни уха

11

2. Влияние шума

12

2.1 Тревожный звонок

14

2.2. Слух и безопасность дорожного движения

15

2. 3. Шумовое (акустическое) загрязнение

16

3. Практическая часть

17

3.1 Шумы в школе

17

3.2 Анкетирование учащихся

20

3.3 Влияние прослушивания музыки через наушники на физиологическое состояние школьников

21

3.4 Влияние музыки на работоспособность школьников

22

3.5 Определение остроты слуха у школьников

22

3.6 Гигиена органа слуха

23

4. Заключение и выводы

24

Список использованной литературы

25


Введение
В наше время большинство людей увлечены здоровым образом жизни. Стало модным правильное питание, занятия спортом. Все больше усилий направлено на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом и другими проблемами, актуальными для современного общества. Однако мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со слухом. Молодежь не расстается с плеерами, слушая музыку, на недопустимой для слуха громкости. Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.

Даная работа посвящена проблеме влияния звуков и шумов на организм школьника.

Целями данной работы стали:

  • определение уровня шума в школе и на пришкольной территории;

  • выявление влияния громкой музыки, на работоспособность и физиологическое состояние старшеклассников;

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • определить уровень шумового загрязнения в школе и на улице;

  • провести анкетирование среди учащихся;

  • исследовать влияние громкой музыки на физиологическое состояние подростков и работоспособность;

  • определить остроту слуха у старшеклассников;

  • ознакомить учащихся и родителей с результатами.


1. Обзор литературы
1.1 Одно из пяти чувств
Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Здоровые люди ценят его меньше чем зрение.

  • Слух – первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Способность слышать возникает у младенца в утробе на 6-7 месяце беременности. Некоторые ученые считают, что, давая малышу с этого срока слушать музыку, можно привить ему музыкальные таланты. Ученые утверждают, что мамин живот пропускает звуки силой 30 децибелов.

  • Слух является необходимым фактором речи и речевого общения между людьми. Отсутствие слуха значительно обедняет жизнь человека, лишает его возможности нормального общения с людьми, восприятия музыки. Хороший слух также необходим для ряда профессий.

  • Слух – самое совершенное чувство. Оно может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.

  • Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.

  • Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в 1010 раз меньше, чем аналогичная интенсивность света. Слух обостряется, когда теряется зрение. Слепые легко могут распознать убыстренную речь, намного превышающую порог восприятия здоровых людей. Как объясняют немецкие врачи, зрячий человек разговаривает с максимальной скоростью шесть слогов в секунду. Скорость произнесения предупреждающего сообщения в конце рекламы составляет десять слогов в секунду, и это и есть предельный порог восприятия обычного человеческого слуха. Слепой же способен легко распознать двадцать пять слогов в секунду – на такой скорости люди говорить просто не могут. В связи с этим в ходе исследования ученые использовали компьютерный генератор речи. Как выяснилось, в тех звуках, которые здоровым представлялись как какой-то невразумительный шум, слепые смогли услышать все до последнего слова. Но самым ошеломляющим открытием эксперимента было то, что слепые, оказываются, слышат тем участком мозга, который у зрячих отвечает за способность видеть. Как показала МРТ (магнитно-резонансная томография), во время распознавания сверхбыстрой речи у слепых активировался участок коры головного мозга, у здоровых людей отвечающий за зрение. Понимание причин и механизмов обострения слуха у слепых, считают исследователи,  поможет сделать еще более эффективным лечение людей с нарушениями зрения.

  • Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.

1.2.Орган слуха

Орган слуха у человека имеет слож­ное строение и выполняет две функции: восприятия ко­лебаний звуковых волн и ориентировки положения тела в пространстве. Орган слуха разделяют на три части, анатомически и функционально связанные между собой: наружное, среднее и внутреннее ухо (рис.1).



Рис. 1. Строение органа слуха
Наружное и сред­нее ухо проводит звуковые колебания к внутреннему уху и, таким образом, эти две части органа являются звукопроводящим аппаратом. Внутреннее ухо, в кото­ром различают костный и перепончатый лабиринты, образует собственно орган слуха и орган равновесия.

Наружное ухо включает ушную ра­ковину, наружный слуховой проход и барабанную пере­понку, которые служат для улавливания и проведения звуковых колебаний. Ушная раковина устроена таким образом, что максимально концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие. Разме­ры и форма ушной раковины индивидуальны. Наружный слуховой проход представляет собой S - образную трубку, откры­вающуюся снаружи наружным слуховым отверстием и слепо заканчивающуюся в глубине. Отделяется от полости среднего уха барабанной перепонкой. Длина слухового прохода -36 мм, диаметр достигает в широкой части - 9 мм, в узкой - 6 мм. Треть его длины занимает хрящевая часть - хрящевой наруж­ный слуховой проход, являющийся продолжением хря­ща ушной раковины, остальные две трети - костная часть. Изнутри слуховой проход выстлан кожей, перехо­дящей на барабанную перепонку. В коже хрящевой ча­сти находятся сальные железы, а также железы, секретирующие ушную серу. Барабанная перепонка - тон­кая полупрозрачная овальная пластинка, отделяющая наружный слуховой проход от барабанной полости. Рас­полагается косо, образуя с нижней стенкой слухового прохода острый угол. В барабанной перепонке выделя­ют две части: большую нижнюю -натянутую часть и меньшую верхнюю ненатянутую часть. Состоит из соединительной ткани, покры­той снаружи кожей, а изнутри - слизистой оболочкой. В ненатянутой части кожа непосредственно прилежит к слизистой оболочке. В центре барабанной перепонки с наружной стороны расположено углубление - пупок барабанной перепонки - место, соответствующее прикреплению с внутренней сто­роны конца рукоятки молоточка.

Среднее ухо включает барабанную по­лость и слуховую (евстахиеву) трубу и относится к зву­копроводящему аппарату. Барабанная полость представляет собой кубовидную полость, расположенную в толще пи­рамиды височной кости, объем ее в среднем равен 1см3. Она сообщается с полостями сосцевидного отростка височной кости и глоткой. Все стенки ба­рабанной полости выстланы слизистой оболочкой. В барабанной полости находятся три слуховые кос­точки: молоточек, наковальня, и стремя, а также связки и мышцы. Молоточек имеет округлой формы головку, которая переходит в длинную рукоятку молоточка с двумя, латеральным и передним, отростками. Наковальня состоит из тела с суставной ямкой для сочленения с головкой молоточка и двух ножек: короткой и длинной, с утолщением на конце - чечевицеобразным отростком для соединения с головкой стремени. Стремя имеет головку и две ножки: переднюю и заднюю, соединенные при помощи основания стремени вставленного в окно преддверия. Все косто­чки соединены между собой посредством суставов и покрыты слизистой оболочкой. Молоточек своей рукоят­кой на всем протяжении сращен с барабанной перепон­кой, а головкой посредством наковальне - молоточкового сустава соединяется с наковальней, которая в свою очередь своим чечевицеобразным отростком подвижно соединена наковальне - стременным суставом с головкой стремени. Основание стремени закрывает окно преддверия.

В барабанной полости имеется две мышцы, регули­рующие натяжение барабанной перепонки: мышца, напрягающая барабанную перепонку, идет от одноименного канала к рукоятке молоточка, и стременная мышца, направляющаяся от задней стенки к основанию стремени. При своем сокра­щении стременная мышца уменьшает давление основания стремени на окно преддверия и через цепочку слу­ховых косточек на барабанную перепонку.

Слуховая (евстахиева) труба, длиной около 4 см и шириной около 2 см, состоит из хряще­вой и костной частей. Хрящевая часть слуховой трубы начинается глоточным отверстием на боковой стенке носоглотки. В месте перехода в костную часть сужива­ется, образуя перешеек. Костная часть, меньшая, лежит в одноименном полуканале пирамиды височной кости и открывается в барабанную полость на сонной стен­ке барабанным отверстием слуховой трубы. Слуховая труба выстлана однослойным реснитчатым эпителием и служит для поступления воз­духа из глотки в барабанную полость, с целью поддер­жания в ней давления, одинакового с внешним.

Внутреннее ухо расположено в толще пирамиды височной кости и отделено от барабанной полости ее медиальной лабиринтной стенкой. Внутреннее ухо включает в себя костный лабиринт и вставленный в него перепончатый лабиринт.

Костный лабиринт - система полостей в пирамиде височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. В костном лабиринте выделяют преддверие, улитку и полукруж­ные каналы.

Преддверие - это полость неправиль­ной формы, на латеральной стенке которой имеются от­верстия - окно преддверия, закрытое основа­нием стремени, и окно улитки, в котором распо­лагается вторичная барабанная перепонка.

Улитка образована костным спиральным каналом улитки, совершающим 2,5 оборота вокруг оси улитки. Более широ­кая часть - основание улитки обращено медиально, в сторону внутреннего слухового прохода, су­женная верхняя часть - купол улитки направлен латерально в сторону барабанной полости.

Костные полукружные каналы представлены тремя дугообразными трубками, лежащими во взаимно перпендикулярных плоскостях, сзади от преддверия.

Перепончатый лабиринт располагается внутри костного и, в основном, повторяет его очертания. Стенка перепончатого лабиринта соеди­нительнотканная, покрыта изнутри плоским эпителием. Между костным и перепончатым лабиринтами существу­ет щель - перилимфатическое пространство, запол­ненное перилимфой.

Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, в нем выделяют эллиптический и сферический мешочки, три полукружных протока и улитковый проток.

Улитковый проток начинается слепо в преддверии и продолжается внутрь спирального канала улитки, занимая его среднюю часть. На разрезе он треугольной формы.
1.3 Механизм восприятия звука
Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний. Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами - волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.


1.4 Проводимость звука
Различают воздушную и костную проводимость. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость: звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке. Этот механизм передачи звуковых колебаний имеет значение при погружениях человека под воду.

Человек способен воспринимать звуковые колебания от 16 Гц (16 колебаний в секунду) до 21 000 Гц. У детей верхний предел достигает 22 000 Гц, с возрастом он понижается в два-три раза - до 5000 Гц у старых людей. Наиболее высокая чувствительность обнаружена в области частот от 1000 до 3000 Гц. Эта область соответствует наиболее часто встречающимся частотам человеческой речи и музыки.
1.5 Болезни уха
В ухе и прилегающих структурах содержатся разнообразные типы тканей, и каждая из них может служить источником заболевания; поэтому болезни уха включают в себя широкий спектр патологических состояний. Любые болезни кожи, хряща, костей, слизистых оболочек, нервов или кровеносных сосудов могут локализоваться в ухе или вокруг него.

Экзема и кожные инфекции - довольно частые заболевания наружного уха. Особенно восприимчив к ним наружный слуховой проход в силу того, что он темный, теплый и влажный. Экзема плохо поддается лечению. Ее основные симптомы - шелушение и трещины кожи, сопровождающиеся зудом, жжением и иногда выделениями. Инфекционное воспаление наружного уха субъективно причиняет много неприятностей, поскольку твердая стенка канала и близость кости вызывают сдавление раздраженной кожи в случае развития фурункула или иного воспалительного процесса; в результате даже очень небольшой фурункул, который был бы едва заметен в мягких тканях, может оказаться чрезвычайно болезненным в ухе. Часто встречаются также грибковые поражения наружного слухового прохода. И как любая грибковая инфекция она может передаваться от человека к человеку через пользование наушниками.

Инфекция вызывает и воспаление среднего уха (средний отит); она попадает в барабанную полость из носоглотки через соединяющий их канал - слуховую трубу. Барабанная перепонка краснеет, становится напряженной и болезненной. В полости среднего уха может скапливаться гной. В тяжелых случаях производят миринготомию, т.е. надрезают барабанную перепонку, чтобы обеспечить отток гноя; под давлением скопившегося гноя она может разорваться и самопроизвольно. Обычно средний отит хорошо поддается лечению антибиотиками, но иногда заболевание прогрессирует и развивается мастоидит (воспаление сосцевидного отростка височной кости), менингит, абсцесс мозга или другие тяжелые инфекционные осложнения, при которых может потребоваться срочное хирургическое вмешательство. Острое инфекционное воспаление среднего уха и сосцевидного отростка может перейти в хроническое, которое, несмотря на слабо выраженные симптомы, продолжает угрожать пациенту.

Важнейшим осложнением заболеваний среднего уха является тугоухость, вызванная нарушением звукопроводимости. Больной кажется полностью выздоровевшим после лечения пенициллином или иными антибиотиками, однако небольшое количество жидкости остается внутри барабанной полости, и этого вполне достаточно, чтобы вызвать ухудшение слуха, сопровождающееся напряжением, утомляемостью и плохим пониманием речи. Инфекционное воспаление среднего уха может также вызывать звон в ушах.
2. Влияние шума

Шум – такой же медленный убийца, как и яд. Первые жалобы на шум можно обнаружить у римского сатирика Ювенала (60-127гг). Он утверждал, что в столице «трудно заснуть: скрип и грохот обозов на узких улицах, брань возниц, мешали сну, раздражали».

Королева Англии Елизавета I, правившая в XVI веке, заботясь о ночном покое своих подданных, запретила ночные схватки и громкие семейные ссоры после 10 часов вечера.

В Париже борьба с шумом началась с 1954 года. Тогда были запрещены автомобильные гудки, водители грузовиков должны были укладывать груз так, чтобы он не гремел, а на колеса вагонов метро надевали резиновые шины.

И все-таки шумовая нагрузка возрастает от десятилетия к десятилетию. Сила звука измеряется в децибелах. Так, если принять абсолютную тишину за 0, то шелест падающих листьев вызывает силу звука в 10 децибел, шепот - 20, обычная беседа - 60, движущийся автомобиль - от 60 до 90, интенсивное дорожное движение - 100 - 110, рок-музыка в исполнении оркестра - 110 - 120, а работающий двигатель реактивного самолета - 140. Шумы выше 100 дБ могут быть не выносимы для уха человека. Шумы порядка 140 дБ могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку. Порог слышимости — минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. Величину порога слышимости выражают в децибелах. За нулевой уровень принято звуковое давление 2·10−5Па на частоте 1 кГц. Порог слышимости у конкретного человека зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния. У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что слуховые косточки утрачивают свою подвижность, и колебания не передаются во внутреннее ухо. У взрослого человека порог чувствительности равен 10-12 дБ, у детей 6-9 лет 17-24 дБ, в 10-12 лет – 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается у детей среднего и старшего школьного возраста. Низкие тона дети воспринимают лучше.

Чрезмерный шум ведет не только к потере слуха, но и вызывает психические нарушения. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно сосудистой системе. Сравнительно тихий, но при этом монотонный гул становится причиной постоянного раздражения слухового нерва, через который, в свою очередь, сигналы доходят в головной мозг. Взаимодействуя с расположенным там центром сердечно - сосудистой системы, нервные импульсы повышают тонус сосудов, а значит, и артериальное давление в целом, что, в конечном счете, может привести к развитию гипертонии. Страдает и дыхательная система, ведь под влиянием шумов различного характера происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания - и легкие начинают работать не в полную силу. Шум способен нанести вред и органам пищеварения: сигналы опасности, получаемые ЖКТ из мозга, могут привести к дисфункции желудка и печени, а также серьезно нарушить моторику кишечника. А это, в свою очередь, может спровоцировать язвенную болезнь (профессиональный недуг эстрадных исполнителей, проводящих большую часть своей жизни под музыку).

Под действием шума может измениться даже биохимический состав крови! Постепенно влияя на обменные процессы и иммунитет, раздражающее звуковое сопровождение способно снизить выработку жизненно необходимых антител. Шум коварен, его вредное воздействие совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически бессилен.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск