Скачать 185.58 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 классов ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И.Цветаевой г. Москвы СЗАО Составитель: Андриенко Татьяна Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории г. Москва 2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ» 6 КЛАСС Рабочая программа составлена на основе Закона образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии для 6-го класса, согласно программе ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И.Цветаевой г. Москвы и обеспечена УМК для 6-го классов. I. Пояснительная записка Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для 5 класса и вместе с ней входит в непрерывный курса биологии с 5-го по 9-й класс общеобразовательной школы. Цели и задачи курса: • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе; • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям; • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Мы не можем не учитывать современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы. А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. В соответствии с Образовательной программой ЦО № 1619 каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира. 1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства. 2) Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее, последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям. 3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний. 4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с не известной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге или у какого специалиста ему надо проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих. 5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества. 6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира. * Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru * Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): http://school-collection.edu.ru II. Общая характеристика учебного предмета «Биология» Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Перечисленные ниже основные идеи курса находят свой фундамент в курсе «Окружающего мира». Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 6 класса строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 6-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. Экосистемный подход. По нашему мнению, среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 6-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах. Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 6 класса введены разделы, посвященные сравнительному методу. Структура курса биологии в 6-м классе. Курс знакомит школьников с представителями живой природы: строение клетки, экологические и эволюционные закономерности. В курс биологии 6-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов. Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня. III. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается в 6-й классе – 1 час в неделю. IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета. Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 6 класс Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 6-й класс Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: 6-й класс Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: 6-й класс Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). V. Содержание учебного предмета «Биология» 6-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю) «БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ» Часть 1. Цветковые растения (15 ч.) Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян. Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции. Вегетативное размножение растений, его формы. Значение цветковых растений в жизни человека. Лабораторные работы: Изучение строения цветков. Сбор плодов и семян. Проращивание луковицы. Изучение строения листа. Укоренение черенка. Часть 2. Систематика цветковых растений (11 ч.) Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности. Холод и засуха и приспособление растений к их переживанию. Лабораторные работы: Описание двудольного растения по плану. Проращивание семян фасоли. Проращивание клубня картофеля. Изучение органов растения на примере кочана капусты. Формула цветка. Проращивание и изучение корнеплода моркови. Часть 3. Сообщества растений (6 ч.) Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений. Практическая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Часы по выбору учителя: 3 ч. VI. Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы по биологии Изучение учебного предмета «Биологии» должно обеспечить: – формирование целостной научной картины мира; – понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; – овладение научным подходом к решению различных задач; – овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; – овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; – воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; – овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; – осознание значимости концепции устойчивого развития; – формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Биология: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представле- ний о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Красные книги. 6 класс Выпускник научится: Базовый уровень – определять основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы; – определять иерархию основных систематических категорий; – использовать знания о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов; – использовать сравнительный метод, как важнейший метод научного познания (на примере биологии); – осознавать роль бактерий в природе и жизни человека; – определять строение и жизнедеятельность шляпочных грибов; – определять роль грибов в природе и жизни человека; – использовать основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы; – осознавать биосферную роль зеленых растений и фотосинтеза; – определять особенности растительной клетки; – определять основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ; – использовать знания о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений; – определять особенности жизни растений в воде и строении водорослей; – определять роль водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека; – определять роль лишайников в природе; – использовать знания об особенностях жизни растений на суше; – определять строение и жизненные циклы мхов, хвощей, плаунов, папоротников; – определять роль мхов в жизни болота и леса; – определять строение и жизненный цикле голосеменных; – осознавать роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека; – определять основные органы цветкового растения и их видоизменения; – определять роль цветка в размножении растений; – определять взаимоотношения насекомоопыляемых растений и их опылителей; – определять жизненный цикл цветкового растения; – определять характерные признаки однодольных и двудольных растений; – определять важнейшие группы культурных растений на примере своей местности; – определять ядовитые растения своей местности; – определять способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком; – определять важнейшие охраняемые растения своей местности; – определять роль растений в сообществах; – определять взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию; – определять значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия. Повышенный уровень – определять строение и жизнедеятельность бактерий; – определять строение и жизнедеятельность основных групп водорослей; – определять семейства цветковых растений (розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков). Ученик получит возможность научиться: Базовый уровень – различать основные царства живых организмов; – пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений); – использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний; – различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов; – определять основные органы цветковых растений (по таблице); – различать основные жизненные формы растений; – различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения; – различать однодольные и двудольные растения; – узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности; – выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.); – соблюдать правила поведения в природе; – работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника; – использовать элементарные навыки сравнения и классификации. Повышенный уровень – пользоваться дихотомическим ключом для определения растений. VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Биология» К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся компьютер, школьный микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др. Работ при использовании компьютера: – поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы; – создание текста доклада; – фотографирование макро- и микроскопических объектов; – создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности. При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умение работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Технические средства на уроках биологии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер). УМК по биологии 6 класс Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»). 1. В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Биология. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 2. Рабочая тетрадь. Пособие под ред. В.В.Пасечника. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 Методическая литература для учителя
Электронные издания для учителя
Приложение 1 ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Гаметофит Зародыш Корень Лист Опыление Пестик Плод Побег Почка Пыльца Семя Семядоли Систематическая группа Систематическая категория Спорофит Стебель Тычинки Цветок Хлорофилл Важнейшие систематические группы: Бактерии Грибы Водоросли Высшие споровые растения Голосеменные Двудольные |