Урок
«Класс земноводные» Пояснительная записка: урок предназначен для учеников 7 класса, является заключительным в разделе «Класс земноводные». Рассматриваются многообразие, значение и охрана амфибий.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Цель: определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.
Задачи:
обучающие:
закрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
развивающие:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие восприятия.
воспитывающие:
воспитание любви к окружающему миру;
развитие творческих способностей учащихся;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный.
Оборудование: учебник В.М.Константинов, В,Г.Бабенко, В.С.Кучменко «Биология. Животные».М.«Вентана-Граф»2008, презентация «Многообразие земноводных».
№
| Этапы урока
| слайд
| Что делают
| ученики
| учитель
| 1.
| Актуализация знаний.
|
| Отвечают на вопросы.
| Тема урока: «Многообразие земноводных».
Какая наука занимается классификацией животных? Перечислите таксономические группы царства животных. (вид, род, семейство, отряд, класс.).
| 2.
| Изучение новой темы.
|
| Называют отличительные признаки отрядов.
| Класс земноводные объединяет три отряда. По каким признакам можно разделить животных в группы? (Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.)
|
| Во время прослушивания сообщений заполняют таблицу.
| Помогаю тем учащимся, кто испытывает затруднения.
|
| Сообщение.
Самый крупный вид среди земноводных нашей фауны. Наибольший ее размер - 170мм. Уничтожают вредных насекомых.
| Дополняет, корректирует.
|
| Сообщение.
Длина тела до 100мм, имеется темно-коричневое височное пятно. Служат пищей гадюкам, воронам, землеройкам.
|
|
| Сообщение.
Морда немного заостренная, голени короче тела в 1,9-2,6 раза. Враги: норки, хорьки, лисы, ласки, ежи.
|
|
| Сообщение.
Жаба. Тело ее покрыто грубой неровной кожей, лапы очень короткие и бесформенные, выглядит она очень неповоротливой и грузной.
|
|
| Сообщение.
Летающих насекомых зеленая жаба добывает очень редко. Это связано с тем, что охотящиеся жабы передвигаются небольшими прыжками; создается впечатление, что животное идет «шажками». Из-за относительно коротких задних ног с менее развитой мускулатурой жаба не в состоянии делать сильных прыжков, устремляясь за добычей. Зимует эта жаба в норах грызунов, под камнями, в ямах.
|
|
| Сообщение.
Чесночницы, получили свое название за испускаемый ими отчетливый запах чеснока. Так странно пахнет ядовитое вещество, которое выделяют особые железы, расположенные на теле этого земноводного. Глаза имеют вертикальный зрачок, которым могут похвастаться в природе только кошки. Чесночницам не приходится заботиться об устройстве собственного дома: когда приходит зима, эти лягушки без труда с помощью особых наростов на ногах закапываются в землю на глубину до 50 см .
|
|
| Сообщение.
Краснобрюхая жерлянка внешне похожа на небольшую жабу. Язык у жерлянок толстый, дискообразный. Барабанная перепонка отсутствует. Ее заменяют кости нижней челюсти, близко примыкающие к слуховым косточкам. Слушают жерлянки, лежа на земле
или дне, прижав голову к грунту. Бегают плохо.
|
|
| Заполняют таблицу.
| Вывод: почему этих земноводных относят к разным семействам?
|
| Сообщение.
Сибирский углозуб - единственный прекрасно приспособлен к жизни в условиях вечной мерзлоты и не страдает от холода. Ученые, проводившие с этими существами эксперименты, обнаружили, что углозубы превосходно переносят морозы до -6оС, а некоторые оживали даже после того, как были извлечены из размороженных ледяных глыб. Он имеет широкую, приплюснутую голову, сжатый с боков, но лишенный кожистых плавниковых складок хвост. Окраска серо-коричневая или буроватая с мелкими пятнышками и более светлой продольной полосой на спине. У сибирского углозуба только по 4 пальца на задних ногах, поэтому его называют четырехпалым тритоном.
|
|
| Сообщение.
Тритоны - весьма неприхотливые живые существа: они спокойно могут жить и в воде, и в замшелых пнях, и в подземных пещерах, в канавах, оврагах, подводной тине. Пока светло, они предпочитают отсиживаться в своих темных жилищах, а лишь стемнеет, немедленно выходят охотиться на гусениц, дождевых червей, сороконожек, слизней.
|
|
|
|
|
| Сообщение.
Гребенчатые тритоны не могут долго находиться в воде и запасаются воздухом, время от времени поднимаясь к поверхности. Особенно трудно им дышать в период размножения, так как при ухаживании за самками они выполняют под водой брачные танцы. Для обеспечения такого сложного ритуала у тритона именно в брачный период вырастает дополнительный дыхательный орган – кожная складка в виде гребня. Пусковой механизм репродуктивного поведения приводит в действие и систему организма по производству этого важного органа. Он богато снабжен кровеносными сосудами и значительно повышает долю кожного дыхания.
|
|
| Заполняют таблицу.
|
|
| Сообщение.
Червяги напоминают крупных дождевых червей. Большая их часть обитает под землей в тропических странах. В связи с роющим образом жизни червяг глаза у них оказались под кожей. Взамен зрения у них хорошо развились обоняние и осязание. Кормятся они червягами и другими обитателями почвы.
|
|
| Проверяют заполнение таблицы.
|
|
|
|
|
| Перечисляет виды земноводных, занесенных в Красную книгу.
|
|
|
|
| Значение земноводных в природе и жизни человека.
Памятник лягушке был поставлен во Франции на территории Парижского университета еще в XIX веке в честь того, что они используются студентами-медиками во время опытов.
|
|
| Скульптура задумчивой лягушки в парке Бостона.
Эта скульптура Царевны-Лягушки находится в Калининграде в детском парке “Юность”. Лягушка сказочная и очень симпатичная.
|
|
| Памятник Царевне-лягушке в Москве.
|
|
| Памятник лягушкам появился на реке Чусовой. Постамент изготовили в Нижнем селе. На бетонном пьедестале красуются два экземпляра.
Здешние места не страдают ни от обилия, ни от дефицита лягушек, просто художник хотел показать всю красоту этого животного.
|
|
| При въезде в городок Виллимантик (штат Коннектикут, США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. Город Ниток –
славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент — Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели. На утро их удивлению не было конца – вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек.
Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт» (fight), что переводится как «битва».
|
| Записывают в тетради.
Служат объектом для лабораторных исследований.
| Зачем ставят памятники лягушкам?
|
| Звено в пищевой цепи.
Употребляют в пищу.
Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства.
| В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – успешно зарабатывали валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Объем прибыли был10 млн. долларов в год. Государству пришлось потратить большие суммы на решение экологических последствий этого бизнеса. Почему? численность лягушек сократилась, комары были переносчиками малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).
|
| Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.
| Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу? (Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.
|
| Служат индикаторами чистоты водоемов.
| Найдите в учебнике еще значение земноводных.
|
| Бионика.
| Почему глаза лягушек часто называют удивительными?
Во-первых, их масса в 2 раза превышает массу мозга!
Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи.
В-третьих, принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы).
|
|
| Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они являются важным компонентом природных биоценозов. Класс земноводные часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
| 3.
| Домашнее
задание.
|
|
| параграф 39
| 4.
| Викторина
|
|
| Условия викторины. Вы получили жетоны, на которых пишите ответы, на поставленные вопросы. Количество жетонов соответствует количеству вопросов. Время для обсуждения обозначено на экране движением лягушки - таймером. При звучании звукового сигнала вы должны сдать жетоны. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
|
|
| Издают звуки
|
|
| По запаху
|
|
| Выделяют вещества – ингибиторы, которые отравляют более слабых
|
|
| Жерлянка
|
|
| Холоднокровные животные
|
|
| Предплечье
|
|
| К дождю
|
|
| Артериальная
|
|
| Нервная система.
|
|
| Регенерация
| 5.
| Подведение
итогов
|
|
| Подводит итоги.
|
Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...
“Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)
Для меня этот учебный материал важен потому что...
Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)
Литература:
1.КучменкоВ.С.,СуматохинС.В. Методическое пособие. Биология. Животные.-М.: Вентана-Граф, 2006.
2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Универсальные поурочные разработки по биологии.- М.: Вако, 2006.
3.Демьяненко Е.Н.Биология в вопросах и ответах. М.:- Просвещение,1996.
4.Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Ярославль:Академия развития, 1998.
Интернет-ресурсы:
http://mapania.ru/tag/zhivotnye;
www.pari.ru/news/frog/frog.htm;
|