Скачать 469.59 Kb.
|
(ФГНУ ИСО РАО)
Влияние социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка (отчет о первом этапе реализации проекта) Соглашение (Договор): №12-06-00958/12 от 20 июня 2012г. Проект 12-06-00958а: «Влияние социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка»
Москва, 2012 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Реферат. Отчет объемом 33 стр. содержит 9 таблиц, 16 иллюстраций и 22 источника. Отчет содержит список ключевых слов: сексуальное поведение; сексуальные установки; стили сексуального поведения; «безопасный секс»; сексуальная агрессия; подростковый возраст; нормативная регуляция; возрастная норма; социальная норма; ближайшее социальное окружение; гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия. Содержание отчета тематически разделено на 7 частей: предварительные замечания, пять содержательных разделов с описанием эмпирических материалов, краткие выводы. Целью настоящего исследовательского проекта являлось изучение влияния социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка. Объектом исследования выступали предствления современных подростков (учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ г. Красноярска) о сексуальном поведении, которые были изучены методом анкетного опроса. В ходе исследования было опрошено 1723 школьника, в т.ч. 487 учащихся 7-х классов, 682 учащихся 9-х классов и 554 учащихся 11-х классов. Представленные в отчете данные проанализированы методами математической статистики относительно гендерных и возрастных различий и основных социально-стратификаионных и демографических характеристик семей подростков. Содержание отчета тематически структурировано по следующим разделам: Отношение учащихся к возрастной ограничительной норме, регулирующей вступление в сексуальные отношения; Стилевые особенности сексуального поведения школьников; Отношение ближайшего социального окружения к половой жизни подростка; Отношение подростков к «безопасному сексу»; Отношение подростков к сексуальному насилию. Утверждено на заседании Ученого совета ФГНУ ИСО РАО 25 октября 2012 г. Протокол № 8 ОТЧЕТ О первом этапе реализации проекта: Влияние социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка Ключевые слова: сексуальное поведение; сексуальные установки; стили сексуального поведения; «безопасный секс»; сексуальная агрессия; подростковый возраст; нормативная регуляция; возрастная норма; социальная норма; ближайшее социальное окружение; гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия. Предварительные замечания. Настоящий проект направлен на изучение проблематики, связанной с особенностями нормативной регуляции сексуального поведения в подростковом возрасте. В ходе реализации проекта характеризуются установки подростков относительно возрастных норм, регулирующих допустимость сексуальных отношений, и реализуемые ими стили сексуального поведения, а также выявляются особенности трансляций различных моделей сексуального поведения в СМИ, специфика коммуникаций по поводу сексуальных отношений. С помощью специально разработанного инструментария, направленного на изучение перечисленных аспектов, проведен анкетный опрос более полутора тысяч учащихся общеобразовательных школ. Полученные эмпирические материалы анализируются относительно влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов. При обработке данных, наряду с анализом многомерных распределений используются современные статистические методы факторного анализа. Последние 15-20 лет отмечены весьма существенными культурными трансформациями, которые оказали значительное влияние на сферу сексуальных отношений. Среди наиболее важных аспектов этих изменений, исследователями отмечаются, в частности, перевод сексуальных отношений из сферы интимной в публичную, о чем свидетельствует распространенность сексуальных и эротических сюжетов в СМИ; терпимое отношение к добрачной сексуальности и сожительству, а также необычным формам сексуальности; ослабление регулятивных норм и правил сексуального поведения для мужчин и женщин. (С.И. Голод, Е. Баранова, Е. Здравомыслова, В. Собкин, А. Темкина, И.С. Кон, Э.Гидденс, А. Райс, О. Контула, Э. Хаавио-Маннила и др.). Очевидно, что эти социокультурные сдвиги ведут к трансформации подростковой сексуальности, а также изменению способов и форм ее контроля. В частности данные ряда исследований фиксируют, что для современной российской действительности оказывается характерным рост подростковой сексуальной активности и одновременное отсутствие адекватных способов ее нормативной регуляции со стороны таких социальных институтов как семья и школа (И.С. Кон, О.Ю. Синицына и др.). Одним из важнейших показателей и в тоже время результатов этого процесса является обострение таких социальных проблем, как обесценивание института семьи, увеличение числа абортов и беременностей среди несовершеннолетних, широкое распространение в подростковой среде заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекций/СПИДа. Таким образом, в сложившейся ситуации чрезвычайную важность приобретает осмысление современных тенденций сексуального поведения подростков и изучение роли различных социокультурных и социально-психологических факторов его нормативной регуляции. В соответствии с программой исследования в 2012 г. был проведен анкетный опрос учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ г. Красноярска. В ходе исследования было опрошено 1723 школьника, в т.ч. 487 учащихся 7-х классов, 682 учащихся 9-х классов и 554 учащихся 11-х классов. Следует отметить, что настоящий проект содержательно продолжает ряд исследований ИСО РАО, посвященных проблематике сексуального поведения подростков (В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова, 2004, 2005; Собкин В.С., Баранова Е.В., 2006 и др.). В этой связи в ходе анализа материалов настоящего исследования мы будем также, в отдельных случаях, проводить их сопоставление с результатами аналогичного опроса подростков, обучающихся в школах г. Красноярска, который был проведен ИСО РАО в 2003 г. среди 1179 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов1. В аналитическом отчете мы рассмотрим:
1. Отношение учащихся к возрастной ограничительной норме, регулирующей вступление в сексуальные отношения. Для выяснения отношения подростков к возрастной ограничительной норме, регулирующей сексуальное поведение, мы задавали учащимся специальный вопрос о допустимости вступления в сексуальные отношения в их возрасте (см. таблицу 1). Таблица 1 Мнения подростков о допустимости вступления в сексуальные отношения в их возрасте (%)
|
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии... Региональные новости в области развития малого предпринимательства за период с 08. 10. 2012 по 12. 10. 2012 | Федеральное агентство научных организаций Государственное научное учреждение Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных... | ||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | Оказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | ||
Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное... Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук | Достижения и проблемы российской науки в области минерального питания садовых растений Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина Российской академии... | ||
Федеральное государственное научное учреждение «государственный научно-исследовательский... «государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» | Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук | ||
Бюджетное научное учреждение республики алтай «научно-исследовательский... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 1 Информационное описание Государственное научное учреждение «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси» | ||
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Государственное научное учреждение всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства | Разработка Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | ||
Договор №20 к Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического... Институт имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования,... | ||
Агентский договор Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук | Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;... |