Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао)





Скачать 469.59 Kb.
НазваниеФедеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао)
страница1/6
Дата публикации26.11.2014
Размер469.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Бухгалтерия > Документы
  1   2   3   4   5   6

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГНУ ИСО РАО)



Тип проекта a

Область знания 06

Код классификатора РГНФ 06-100

Код ГРНТИ 04.51





УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГНУ ИСО РАО

_____________ В.С. Собкин

«___»_____________2012 г.

м.п.

Влияние социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка

(отчет о первом этапе реализации проекта)


Соглашение (Договор): №12-06-00958/12 от 20 июня 2012г.
Проект 12-06-00958а: «Влияние социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка»


    Руководитель проекта

___________________В.С. Собкин
        подпись, дата



Москва, 2012

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель проекта, д.психол.н., акад. РАО, профессор

__________________

В.С. Собкин




подпись, дата




Исполнитель темы

__________________

Д.В.Адамчук




подпись, дата




Исполнитель темы

__________________

Ю.О.Коломиец




подпись, дата




Исполнитель темы

__________________

А.В.Федотова




подпись, дата




Нормоконтролер

__________________

К.Н.Скобельцина




подпись, дата




Реферат. Отчет объемом 33 стр. содержит 9 таблиц, 16 иллюстраций и 22 источника. Отчет содержит список ключевых слов: сексуальное поведение; сексуальные установки; стили сексуального поведения; «безопасный секс»; сексуальная агрессия; подростковый возраст; нормативная регуляция; возрастная норма; социальная норма; ближайшее социальное окружение; гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия.

Содержание отчета тематически разделено на 7 частей: предварительные замечания, пять содержательных разделов с описанием эмпирических материалов, краткие выводы.

Целью настоящего исследовательского проекта являлось изучение влияния социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка. Объектом исследования выступали предствления современных подростков (учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ г. Красноярска) о сексуальном поведении, которые были изучены методом анкетного опроса. В ходе исследования было опрошено 1723 школьника, в т.ч. 487 учащихся 7-х классов, 682 учащихся 9-х классов и 554 учащихся 11-х классов. Представленные в отчете данные проанализированы методами математической статистики относительно гендерных и возрастных различий и основных социально-стратификаионных и демографических характеристик семей подростков. Содержание отчета тематически структурировано по следующим разделам: Отношение учащихся к возрастной ограничительной норме, регулирующей вступление в сексуальные отношения; Стилевые особенности сексуального поведения школьников; Отношение ближайшего социального окружения к половой жизни подростка; Отношение подростков к «безопасному сексу»; Отношение подростков к сексуальному насилию.
Утверждено на заседании Ученого совета ФГНУ ИСО РАО

25 октября 2012 г. Протокол № 8
ОТЧЕТ

О первом этапе реализации проекта:

Влияние социокультурных факторов на формирование представлений о сексуальном поведении у современного подростка
Ключевые слова: сексуальное поведение; сексуальные установки; стили сексуального поведения; «безопасный секс»; сексуальная агрессия; подростковый возраст; нормативная регуляция; возрастная норма; социальная норма; ближайшее социальное окружение; гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия.

Предварительные замечания. Настоящий проект направлен на изучение проблематики, связанной с особенностями нормативной регуляции сексуального поведения в подростковом возрасте. В ходе реализации проекта характеризуются установки подростков относительно возрастных норм, регулирующих допустимость сексуальных отношений, и реализуемые ими стили сексуального поведения, а также выявляются особенности трансляций различных моделей сексуального поведения в СМИ, специфика коммуникаций по поводу сексуальных отношений. С помощью специально разработанного инструментария, направленного на изучение перечисленных аспектов, проведен анкетный опрос более полутора тысяч учащихся общеобразовательных школ. Полученные эмпирические материалы анализируются относительно влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов. При обработке данных, наряду с анализом многомерных распределений используются современные статистические методы факторного анализа.

Последние 15-20 лет отмечены весьма существенными культурными трансформациями, которые оказали значительное влияние на сферу сексуальных отношений. Среди наиболее важных аспектов этих изменений, исследователями отмечаются, в частности, перевод сексуальных отношений из сферы интимной в публичную, о чем свидетельствует распространенность сексуальных и эротических сюжетов в СМИ; терпимое отношение к добрачной сексуальности и сожительству, а также необычным формам сексуальности; ослабление регулятивных норм и правил сексуального поведения для мужчин и женщин. (С.И. Голод, Е. Баранова, Е. Здравомыслова, В. Собкин, А. Темкина, И.С. Кон, Э.Гидденс, А. Райс, О. Контула, Э. Хаавио-Маннила и др.).

Очевидно, что эти социокультурные сдвиги ведут к трансформации подростковой сексуальности, а также изменению способов и форм ее контроля. В частности данные ряда исследований фиксируют, что для современной российской действительности оказывается характерным рост подростковой сексуальной активности и одновременное отсутствие адекватных способов ее нормативной регуляции со стороны таких социальных институтов как семья и школа (И.С. Кон, О.Ю. Синицына и др.). Одним из важнейших показателей и в тоже время результатов этого процесса является обострение таких социальных проблем, как обесценивание института семьи, увеличение числа абортов и беременностей среди несовершеннолетних, широкое распространение в подростковой среде заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекций/СПИДа.

Таким образом, в сложившейся ситуации чрезвычайную важность приобретает осмысление современных тенденций сексуального поведения подростков и изучение роли различных социокультурных и социально-психологических факторов его нормативной регуляции.

В соответствии с программой исследования в 2012 г. был проведен анкетный опрос учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ г. Красноярска. В ходе исследования было опрошено 1723 школьника, в т.ч. 487 учащихся 7-х классов, 682 учащихся 9-х классов и 554 учащихся 11-х классов. Следует отметить, что настоящий проект содержательно продолжает ряд исследований ИСО РАО, посвященных проблематике сексуального поведения подростков (В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова, 2004, 2005; Собкин В.С., Баранова Е.В., 2006 и др.). В этой связи в ходе анализа материалов настоящего исследования мы будем также, в отдельных случаях, проводить их сопоставление с результатами аналогичного опроса подростков, обучающихся в школах г. Красноярска, который был проведен ИСО РАО в 2003 г. среди 1179 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов1.

В аналитическом отчете мы рассмотрим:

  • Отношение учащихся к возрастной ограничительной норме, регулирующей вступление в сексуальные отношения;

  • Стилевые особенности сексуального поведения школьников;

  • Отношение ближайшего социального окружения к половой жизни подростка;

  • Отношение подростков к «безопасному сексу»;

  • Отношение подростков к сексуальному насилию.


1. Отношение учащихся к возрастной ограничительной норме, регулирующей вступление в сексуальные отношения.

Для выяснения отношения подростков к возрастной ограничительной норме, регулирующей сексуальное поведение, мы задавали учащимся специальный вопрос о допустимости вступления в сексуальные отношения в их возрасте (см. таблицу 1).
Таблица 1 Мнения подростков о допустимости вступления в сексуальные отношения в их возрасте (%)

Отношение к возрастной норме

среднее

мальчики

девочки

р=

я считаю, что сексуальные контакты недопустимы в моем возрасте, и не веду половую жизнь

35,5

26,5%

42,4%

.00

я считаю, что сексуальные контакты допустимы в моем возрасте, но сам(а) не веду половую жизнь

33,9

34,8%

33,8%

 

я понимаю, что в моем возрасте еще рано вступать в сексуальные отношения, но, тем не менее, веду половую жизнь

6,3

7,4%

4,5%

.00

я считаю, что сексуальные контакты совершенно естественны в моем возрасте, и веду половую жизнь

13,5

19,6%

8,9%

.00

я затрудняюсь ответить

10,8

11,7%

10,3%

 
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconФедеральное государственное научное учреждение «институт социологии...
Региональные новости в области развития малого предпринимательства за период с 08. 10. 2012 по 12. 10. 2012
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconФедеральное агентство научных организаций
Государственное научное учреждение Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных...
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconОказанных услуг г. Саранск «31» марта 2013г Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconМинистерство образования Саратовской области Государственное бюджетное...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconДостижения и проблемы российской науки в области минерального питания садовых растений
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина Российской академии...
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconФедеральное государственное научное учреждение «государственный научно-исследовательский...
«государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства»
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconУправление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconБюджетное научное учреждение республики алтай «научно-исследовательский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) icon1 Информационное описание
Государственное научное учреждение «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси»
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconЗаместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Государственное научное учреждение всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconРазработка
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconДоговор №20 к
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического...
Институт имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования,...
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconАгентский договор
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт космических исследований российской академии наук
Федеральное государственное научное учреждение «институт социологии образования» российской академии образования (фгну исо рао) iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск