Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека





Скачать 117.46 Kb.
НазваниеНормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека
Дата публикации13.01.2015
Размер117.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Бухгалтерия > Документы
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНИЦИАТИВ

Нормы ООН, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека

Целью данной инициативы ООН является создание единого документа, который объединял бы все существующие международные нормы в области прав человека применительно к вопросам развития бизнеса и корпоративной ответственности и предлагал пути их внедрения. Он в частности, содержит свод обязанностей руководителей предприятий по соблюдению прав человека и трудового права.

Опираясь на существующие международные стандарты ООН, этот документ, тем не менее, вызывает неоднозначную реакцию в деловых кругах. Существует мнение, что он неоправданно расширяет границы ответственности бизнеса, перекладывая на него функции государства. Многие сочли неприемлемым положение о том, что за выполнением компаниями обязательств по соблюдению прав человека должны наблюдать третьи стороны. Тем не менее, ряд крупных международных компаний поддержал этот документ.

Индекс устойчивого развития Доу Джонса

Индекс устойчивого развития Доу Джонса стал первым показателем для инвесторов, который показывал способность компаний создавать долгосрочную акционерную стоимость, оптимизируя социальные и экологические итоги своей деятельности и управляя нефинансовыми рисками.

Методика составления Индекса построена на выявлении лучших результатов по отраслям и на анализе путей, которые привели компании к этим результатам. В публикуемый Индекс включаются только «лучшие компании», однако любая организация, предоставившая информацию о своей деятельности, может получить результаты сравнения своих показателей с показателями других участников Индекса. Кроме того, на основе материалов этого проекта ежегодно публикуются отчеты о практических решениях в области устойчивого развития компаний-лидеров в каждой отрасли.

Акт Сарбанеса-Оксли

Акт Сарбанеса-Оксли, подписанный президентом США в 2002 г., обязал открытые акционерные компании, акции которых которые котируются в США, следовать расширенным стандартам корпоративной отчетности, которые теперь включают нефинансовые аспекты управления рисками. Целью Акта было реформирование отчетности компаний с учетом защиты интересов акционеров после ряда громких скандалов в США. Невыполнение требований данного стандарта ведет к уголовному преследованию.



Глобальные принципы Салливана

Глобальные принципы Салливана, как и Глобальный Договор, представляют собой общие рекомендации и принципы в области социальной ответственности корпораций и не содержат четких стандартов и методик построения систем управления. Компании-участники добровольно принимают на себя обязательства следовать этим принципам и ежегодно отчитываются о достигнутых успехах.

Этот свод норм поведения организаций, строго говоря, не является ни всеобъемлющим, ни глобальным. В нем отсутствуют требования обеспечить свободу собраний и союзов, что делает его неприемлемым для профсоюзов, и распространение он получил главным образом в США. Однако обзор международных принципов и стандартов КСО без него был бы не полон: Леон Салливан, сформулировавший и пропагандировавший эти Принципы, - знаковая фигура в истории формирования социальной ответственности бизнеса и борьбы за права человека.

Соглашения МОТ (Международная Организация Труда)

Стандарты МОТ, как старейшего агентства ООН, описывают самые базовые принципы в области трудовых отношений, такие как запрет всех форм дискриминации, свобода собраний, независимость профсоюзов, право на коллективное отстаивание своих интересов, ограничения детского труда, а также ряд дополнительных соглашений в области безопасности труда, занятости инвалидов, использования детского труда и надомной работы.

Основное преимущество использования ключевых стандартов МОТ заключается в том, что при правильной организации, их соблюдение позволяет избежать множества конфликтов и проблем в области права, безопасности работников и охраны труда.

БОД ПФТ (FATF-GAFI)

Группа разработки финансовых мер, ФАТФ является межправительственной структурой, которая устанавливает стандарты и разрабатывает и внедряет меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В настоящее время она включает 33 члена: 31 страну и правительства и две международные организации, и более 20 наблюдателей: пять региональных структур по типу ФАТФ и более 15 других международных организаций или органов. Перечень всех членов и наблюдателей может быть найден на вебстранице ФАТФ: http://www.fatf-gafi.org/Members_en.htm

Первоначальные Сорок рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. в качестве инициативы по противодействию использованию финансовых систем лицами, отмывающими доходы от незаконного оборота наркотиков. В 1996 г. Рекомендации были пересмотрены первый раз для отражения развивающихся типологий отмывания денег. Сорок рекомендаций 1996г. были одобрены более чем 130 странами и являются международным стандартом по противодействию отмыванию денег.

В октябре 2001г. ФАТФ расширила свой мандат на вопросы, связанные с финансированием терроризма, и предприняла важный шаг, разработав Восемь специальных рекомендаций по вопросам финансирования терроризма. Эти Рекомендации содержат набор мер, направленных на борьбу с финансированием террористических актов и террористических организаций, и дополняют Сорок рекомендаций, они признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком в качестве международных стандартов в сфере борьбы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Ключевым элементом в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма является необходимость мониторинга и оценки национальных систем по отношению к этим международным стандартам. Взаимные оценки, проводимые ФАТФ и региональными структурами по типу ФАТФ, а также оценки, проводимые МВФ и Всемирным банком, являются жизненно важным механизмом обеспечения того, чтобы Рекомендации ФАТФ эффективно применялись всеми странами.

Начиная с 2002 года США выделено на реализацию этой программы в Казахстане 2 870 000 $, в том числе: на тренинги и предоставление технической помощи; на оборудование, иные проекты по противодействию отмывания денег, на разработку закона о БОД ПФТ, согласно которому должны быть созданы органы финансового мониторинга. Тем не менее, указанный закон в Казахстане не принят, хотя это предусмотрено Постановлением Правительства РК от 24 июня 2004 года № 700.

Глобальная инициатива прозрачности (GTI)

Регламентирует принципы прозрачности для международных финансовых институтов (МФИ):

  1. Право Доступа к информации МФИ, независимо от того, кто ее произвел и имеет ли она отношение к публичному или частному лицу.

  2. Автоматическое раскрытие МФИ, бесплатно, и в широком диапазон информации об их структурах, финансах, политике и процедурах, процессах принятия решения и проектной работе.

  3. Доступ к принятию решения, предполагающий обязанность МФИ распространить информацию, которая обеспечивает своевременное информированное участие в принятии решения, включая проекты, и гарантирует, что все стейкхолдеры смогут получить доступ на ключевые встречи.

  4. Право на запрос информации.

  5. Ограничение исключений, основанное на принципе, что доступ к информации может быть ограничен только там, где МФИ сможет убедительно продемонстрировать

(i), что раскрытие вызвало бы серьезный вред;

(ii), что вред этому интересу превышает общественный интерес в раскрытии.

  1. Обращения в суд при несогласии с отказом обеспечить информацией в ответ на запрос.

  2. Защита свидетелей - люди, которые добросовестно раскрывают информацию о возможном проступке, коррупции или других злоупотреблениях служебным положением, должны быть явно защищены от любой санкции, репрессии, или профессионального или личного вреда, в результате этого.

  3. Поощрение свободы информационных политик МФИ.

  4. Регулярный доступ к информационной политике.

Принципы корпоративного управления ОЭСР

ОЭСР –  организация, объединяющая 30 стран, в рамках которой выработаны и применяются Рекомендации ОЭСР для транснациональных корпораций, не являющиеся обязательными для компаний, но обязывающие правительства подписавших их стран создавать условия для их широкого распространения и стимулировать компании следовать своду включенных в него норм.

Кодекс корпоративного управления ОЭСР на сегодня - наиболее полный, авторитетный и признанный международный кодекс корпоративного поведения – более 130 стран подписали его. Несмотря на достаточно общий характер, он может рассматриваться как основа для сравнительного анализа социального поведения компаний и регламентирует:

I. Права акционеров

II. Равное отношение к акционерам

III. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией

IV. Раскрытие информации и прозрачность

V. Обязанности правления

Кроме того, действует Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР, содержащий антикоррупционные нормы, регламентирующие все коррупциогенные структуры и отношения (таможня, трансфертное ценообразование), подробный перечень текущих невидимых операций

Стандарты серии АА 1000

Серия АА1000, разработанная Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability – “AccountAbility”), предоставляет организациям эффективные инструменты и стандарты управления отчетностью и обеспечения ее качества.

Принципы AA1000

В процессе верификации в соответствии со Стандартом верификации AA1000 должны соблюдаться следующие принципы:

Принцип 1 - Существенность

Принцип 2 - Полнота представления информации

Принцип 3 - Реагирование

Стандарты ISO 9001, ISO 14000 и SA8000

Сертификация системы менеджмента качества ISO 9001 и системы экологического менеджмента серии ISO 14000 предполагают наличие шести следующих обязательных документированных процедур:

1. Управление документацией;

2. Управление записями;

3. Внутренние аудиты;

4. Управление несоответствующей продукцией;

5. Корректирующие действия;

6. Предупреждающие действия.

Стандарт SA8000, разработанный в 1996 г., – это стандарт сертификации условий труда в компании, который опирается на соглашения МОТ и другие документы ООН в области прав человека, а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников.

OHSAS-18001

OHSAS-18001 – Система менеджмента здравоохранения и безопасности (Occupational Health and Safety Assessment Series) направлена на создание системы управления охраной труда и техникой безопасности.

Процедуры, определенные OHSAS-18001:

1. разработка политики и целей по организации безопасного производства и созданию безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте;

2. анализ действующих процессов, видов деятельности для идентификации опасных и вредных производственных факторов, оценки риска от их воздействия,

3. подготовка персонала к действиям в нештатных (аварийных) ситуациях;

4. разработка и внедрение мероприятий, направленных на предупреждение производственных аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

5. разработка процедур проведения расследований несчастных случаев, профессиональных заболеваний, производственных инцидентов;

6. разработка компенсационных мероприятий для снижения воздействия вредных и опасных факторов.

Глобальное соглашение об общих принципах и ценностях (Глобальный договор ООН, UN GC)

Идея Глобального договора была выдвинута 31 января 1999 года, а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 года.

Глобальный договор представляет собой добровольную инициативу, основанную на гражданской позиции корпораций, с двумя взаимодополняющими целями:

- включение Глобального договора и его принципов в стратегию развития и практической деятельности корпораций;

- создание условий для развития сотрудничества между основными заинтересованными сторонами посредством формирования партнерских отношений для достижения целей ООН.

В сферу действия Глобального договора вовлечены все соответствующие слои общества: правительства более чем 100 стран; более чем 4000 компаний; трудящиеся; организации гражданского общества; Организация Объединенных Наций.

Десять принципов Глобального договора объединены в 4 группы - Права человека, Трудовые отношения, Окружающая среда и Борьба с коррупцией.

Глобальная инициатива отчетности (Global Reporting Initiative – GRI)

GRI - международная программа, инициированная в 1997 году Коалицией за экологически ответственную экономику (CERES) в партнерстве с Программой окружающей среды ООН (UNEP) с целью поднять отчетность устойчивого развития до уровня финансовой отчетности.

Принципы GRI:

а) Прозрачность

б) Учет интересов всех сторон

в) Возможность проверки

г) Полнота представления информации

д) Релевантность

е) Контекст устойчивого развития

ж) Точность

з) Нейтральность

и) Сопоставимость

к) Ясность

л) Своевременность

Система отчетности GRI дает организациям основу для раскрытия информации о своих результатах в обеспечении устойчивого развития. Эта система применима к организациям любого размера, типа и местонахождения. Более тысячи компаний, ассоциаций и организаций всех отраслей из около 60 стран заявили по всему миру уже используют ее в качестве основы для отчетности по устойчивому развитию. Она постоянно совершенствуется и расширяется по мере накопления опыта отчетности и изменения потребностей отчитывающихся организаций и аудитории отчетов.

GRI разрабатывает новые компоненты системы и обновляет уже имеющиеся материалы в открытом процессе поиска консенсуса, в котором принимают участие представители бизнеса, гражданского общества, профсоюзов и других профессиональных сообществ по всему миру. В октябре 2006 года вышла в свет третья редакция «Руководства по отчетности в области устойчивого развития» (G3), которая разрабатывалась в течение трех лет при активном участии более 3000 представителей различных секторов мировой экономики.

«Руководство G3» представляет собой фундамент, на котором основаны все остальные элементы отчетности GRI. Оно дает представление об основном содержании отчетности, независимо от размера, отрасли или местонахождения отчитывающейся организации.

«Руководство G3» включает в себя принципы отчетности, связанные с определением содержания отчета, обеспечением качества содержащейся в нем информации и определением границ отчета. В нем также содержатся стандартные элементы отчетности, а именно: характеристика организации, сведения о подходах в области менеджмента и показатели результативности. Протоколы к показателям содержат подробные рекомендации по работе с показателями и включают определения ключевых терминов, методики составления и другие технические моменты4.

Отраслевые приложения дополняют (но не заменяют) «Руководство G3», так как в них внимание уделено вопросам устойчивости, специфическим для определенных отраслей (горнодобывающей промышленности, автомобилестроения, финансов, государственных организаций и др.). В ближайшем будущем будут разработаны национальные приложения для использования одновременно с «Руководством G3», которые будут касаться вопросов устойчивого развития, специфических для разных стран и регионов.

«Руководство G3» также включает в себя систему уровней его применения, которая призвана способствовать постепенному развитию, расширению и углублению отчетности в течение нескольких циклов отчетности. Система уровней позволяет организации информировать о том, какие элементы системы отчетности GRI были использованы при его подготовке. Описание требований к каждому уровню см. http://www.globalreporting.org/Services/ReportServices/ApplicationLevelsCheck/ApplicationLevelsCriterion/.

4 Дополнительную информацию о том, что должно быть освещено в разделах «Характеристики организации» и «Подходы в области менеджмента», можно найти в «Руководстве по отчетности в области устойчивого развития G3» на сайте GRI. Определения и методики составления по каждому показателю результативности содержатся в протоколах к показателям.

Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ и стандарты МВФ по обеспечению прозрачности добывающих отраслей

С конца 1990-х годов МВФ содействует повышению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере государств-членов путем подготовки налогово-бюджетных РОСК. МВФ также призывает страны принять на себя обязательства по его Общему и Специальному стандартам распространения данных (ОСРД и ССРД), что предполагает, помимо прочего, обнародование данных о добыче нефти.

Кодекс служит основой для оценки и повышения степени прозрачности в бюджетно–налоговой сфере относительно международной надлежащей практики и для участия в РОСК по прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, вместе с тем, он явился основой для разработки стандартов МВФ по обеспечению прозрачности добывающих отраслей, в которых определены следующие нормы:

I. Четкость структур и отношений

II. Доступность информации для общественности

III. Открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности

IV. Гарантии достоверности




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconПрограмма защита прав человека в системе ООН рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является обучение терминологии и основным понятиям, которые используются в международном праве прав человека; основным...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconПервоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики...
Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconРеферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconКлассификация прав человека Международные стандарты в области прав...
При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconПроблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН
При этом государство должно гарантировать и соблюдать эти права. Однако на практике это не всегда происходит. Поэтому международное...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconРуководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
У в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области о...
Право на жизнь – важнейшее из прав, провозглашенных 10 декабря 1948 года в Париже, когда почти все страны мира подписались под Всеобщей...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участники получают информацию при рассмотрении основных видов прав человека и их классификаций. В ходе обсуждения определяются проблемные...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconСообщение о достигнутом прогрессе в реализации принципов Глобального договора ООН
Принцип 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconРабочая программа дисциплины Б. 3 Б. 11 Корпоративная и социальная ответственность
Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconКонвенция прав человека. Какой российский закон подтверждает признание этих прав человека?
Кто в настоящее время является уполномоченным по правам человека в Российской Федерации?
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека icon«Права человека» Авторизованный реферат по курсу
Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск