ББК 74.202.2
УДК 37.014
О - 93
Составители:
Хабаров О. Н., Лазарева О.В.,
Шишкина М. М., Камышева Е. Д.
Отв. редактор – Гончарова Г.А.
О - 93
| Аналитический отчет «Результаты мониторинга достижений выпускников I ступени обучения общеобразовательных учреждений Саратовской области в 2011/2012 учебном году» : Сборник аналитических материалов / Отв. редактор Г.А. Гончарова. – Саратов: ГКУ СО «РЦОКО», 2012. – 46 с.
|
ISBN
В аналитическом отчете представлены результаты мониторингового исследования состояния подготовки учащихся и выпускников I ступени обучения общеобразовательных учреждений Саратовской области, основанного на анализе промежуточных и итоговых достижений учащихся по всем предметам федерального компонента базисного учебного плана.
Контроль уровня подготовки выпускников I ступени обучения проводился по результатам выполнения контрольных работ в традиционной и независимой (тестирование) форме. Полученные в рамках мониторинга результаты об уровне подготовки учащихся и выпускников I ступени обучения сопоставлены с оценками, выставленными в образовательных учреждениях.
Аналитический отчет предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления образованием разного уровня; специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования и управления качеством; учителей; студентов педагогических вузов и студентов, специализирующихся в направлениях проведения маркетинговых и социологических исследований и менеджмента. ББК 74. 202.2
УДК 37.014
ISBN © Г. А. Гончарова, 2012
© Министерство образования Саратовской области, 2012 © Государственное казенное учреждение СО «Региональный центр оценки качества образования», 2012
1. Организация мониторинга оценки качества знаний обучающихся и выпускников первой ступени 1.1. Цель исследования Мониторинг оценки качества образования обучающихся первой ступени проводился в Саратовской области в течение 2011-2012 учебного года и включал в себя исследования по следующим показателям:
изучение и оценка уровня компетентностного развития, учебных и внеучебных достижений обучающихся:
изучение условий организации образовательного процесса на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения;
изучение эффективности реализации образовательных программ.
Мониторинговое исследование уровня предметной подготовки учащихся и выпускников I ступени обучения общеобразовательных учреждений Саратовской области основано на контроле текущих и итоговых достижений учащихся по предметам федерального компонента базисного учебного плана.
Мониторинг проведен по данным, представленным 819 образовательными учреждениями Саратовской области. Исследования основаны на информации о 16385 учащемся и выпускнике начальной школы.
Контроль уровня подготовки учащихся и выпускников I ступени обучения проводился по промежуточным и итоговым годовым оценкам, по результатам выполнения учащимися контрольных работ в тестовой форме. В ходе исследований проведено сравнение показателей за несколько лет.
Проведено сопоставление результатов независимой и традиционной форм аттестации, сравнительный анализ годовых оценок и результатов тестирования. Большое внимание при проведении исследования уделено «инновационным» образовательным учреждениям – лицеям и гимназиям.
Результаты мониторинга позволяют оценить объективность оценок, выставляемых педагогами по итогам года, качество базовых знаний учащихся и выпускников по предметам.
Конечная цель исследования - получение достоверных и надежных данных о качестве образования, предоставляемом потребителям образовательных услуг в Саратовской области.
1.2. Участники мониторинговых исследований В 2011-2012 учебном году в мониторинговых исследованиях было задействовано 819 образовательных учреждений области из всех муниципальных образований. В 2010-2011 учебном году этот показатель составил 753 образовательных учреждения.
На рисунке 2 отражена динамика роста количества участников мониторинговых исследований качества образования учащихся и выпускников начальной школы в 2008-2012 годах.
Количество образовательных учреждений, участвующих в мониторинговых исследованиях в 2008-2012 годах Рис. 1 Независимой экспертизой оценки качества знаний обучающихся первой ступени общего образования были охвачены образовательные учреждения всех муниципальных образований области. Распределение общеобразовательных учреждений по видам представлено на рисунке 3.
Количество участников мониторинговых исследований в 2008-2012 годах Рис. 2
Распределение общеобразовательных учреждений по видам Рис. 3
Как видно на рисунке 3, в число участников мониторинговых исследований вошли: лицеев – 15 (13 в 2011 г.); гимназий – 19 (16 в 2011 г.); средних общеобразовательных школ – 592 (338 в 2011 г.); основных общеобразовательных школ – 162 (50 в 2011 г.); начальных общеобразовательных школ - 19 (11 в 2011 г.).
Всего в исследованиях приняли участие 43 инновационных образовательных учреждения.
В ходе исследований было проведено 23448 человеко-тестов по четырем основным общеобразовательным предметам.
Распределение количества участников исследования
по типам образовательных учреждений Рис. 4
В процессе мониторинга качества образования учащихся 1 ступени проводился анализ качества остаточных знаний учащихся 2,3,5 классов.
В таблице 1 приведены данные о количестве участников исследований остаточных знаний учащихся (2, 3, 5 классы).
Таблица 1
Количество участников мониторинговых исследований
остаточных знаний в 2012 г.
-
Предмет \ Класс
| 2
| 3
| 5
| русский язык
| 416
| 461
| 1173
| математика
| 381
| 302
| 1132
| окружающий мир
|
|
| 107
| литературное чтение
|
|
| 144
| итого
| 797
| 763
| 2412
| Таблица 2
Количество образовательных учреждений, участвовавших в мониторинге (по АТЕ)
| Код АТЕ
| Муниципалитет
| Русский язык
| Математика
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| 201
| Алгайский
| 9
| 9
| 9
| 9
| 202
| Аркадакский
| 13
| 18
| 15
| 15
| 203
| Аткарский
| 11
| 16
| 13
| 12
| 204
| Базарно-Карабулакский
| 22
| 23
| 13
| 14
| 205
| Балаковский
| 49
| 50
| 48
| 50
| 206
| Балашовский
| 20
| 29
| 17
| 19
| 207
| Балтайский
| 5
| 3
| 3
| 3
| 208
| Вольский
| 31
| 32
| 17
| 16
| 209
| Воскресенский
| 7
| 12
| 6
| 7
| 210
| Дергачёвский
| 3
| 16
| 6
| 5
| 212
| Екатериновский
| 22
| 23
| 16
| 8
| 213
| Ершовский
| 9
| 8
| 9
| 9
| 214
| Ивантеевский
| 11
| 11
| 2
| 3
| 215
| Калининский
| 9
| 7
| 10
| 7
| 216
| Красноармейский
| 29
| 29
| 18
| 21
| 217
| Краснокутский
| 18
| 16
| 6
| 4
| 218
| Краснопартизанский
| 5
| 8
| 2
| 2
| 219
| Лысогорский
| 8
| 8
| 8
| 7
| 220
| Марксовский
| 2
| 24
| 11
| 12
| 221
| Новобурасский
| 15
| 11
| 3
| 4
| 222
| Новоузенский
| 14
| 14
| 14
| 14
| 223
| Озинский
| 4
| 4
| 3
| 2
| 224
| Перелюбский
| 1
| 9
| 3
| 4
| 225
| Петровский
| 1
| 12
| 5
| 5
| 226
| Питерский
| 1
| 11
| 6
| 6
| 227
| Пугачёвский
| 30
| 29
| 3
| 6
| 228
| Ровенский
| 2
| 10
|
| 3
| 229
| Романовский
| 1
| 6
| 1
| 1
| 230
| Ртищевский
| 23
| 25
| 11
| 12
| 231
| Самойловский
| 6
| 6
| 4
| 6
| 232
| Саратовский
| 19
| 20
| 10
| 13
| Код АТЕ
| Муниципалитет
| Русский язык
| Математика
| Литературное чтение
| Окружающий мир
| 233
| Советский
|
| 11
| 11
| 11
| 234
| Татищевский
| 5
| 7
| 6
| 5
| 235
| Турковский
| 3
| 4
| 4
| 2
| 236
| Фёдоровский
| 3
| 17
| 15
| 17
| 237
| Хвалынский
| 6
| 13
| 8
| 8
| 238
| Энгельсский
| 48
| 55
| 25
| 26
| 239
| ЗАТО Шиханы
| 1
| 1
| 1
| 1
| 241
| Саратов
| 3
| 4
| 2
| 2
| 242
| Октябрьский р-н Саратов
| 11
| 11
| 11
| 11
| 243
| Волжский р-н Саратов
| 12
| 12
| 10
| 10
| 244
| Фрунзенский р-н Саратов
| 6
| 6
| 6
| 6
| 245
| Кировский р-н Саратов
| 13
| 13
| 10
| 9
| 246
| Ленинский р-н Саратов
| 33
| 34
| 27
| 27
| 247
| Заводской р-н Саратов
| 22
| 23
| 19
| 19
| 248
| ЗАТО Михайловский
| 1
| 1
| 1
| 1
| 249
| ГОУ, НОУ
| 2
| 3
|
| 1
| |