Скачать 249.93 Kb.
|
Методический портфолио студента Разработчик: Сигал Н.Г. , ст.преп. каф. иностр. яз. отделения романо-германской филологии ИФИ КФУ Педагогическая практика занимает приоритетное место в транспозиции теоретических знаний студентов в практические, позволяет каждому студенту самостоятельно исполнять обязанности учителя, быть ответственным за детей и свою педагогическую деятельность, оценить уровень своей профессиональной готовности и определить дальнейший личный план профессионально-педагогического совершенствования. Перспективным направлением в организации педагогической практики студентов по английскому языку является использование модульной технологии обучения в сочетании с балльно-рейтинговой системой. Внедрение данной технологии в систему организации педагогической практики студентов способствует реализации ведущих целей профессионально-педагогической подготовки студентов, обеспечивает поэтапное и комплексное их включение в процесс краткосрочной стажировки посредством последовательного прохождения студентами трех модулей: модуль пассивной педагогической практики;
Компонентами содержания данных модулей педагогической практики студента по английскому языку являются:
По итогам педагогической практики каждый студент представляет на кафедру английского языка ФФ «Методический портфолио студента», который позволяет студенту проводить рефлексию и самооценку своей практической деятельности, степени профессиональной готовности в период педагогической практики. По документам Министерства Образования Российской Федерации от 25.08.2003 года портфолио – это способ фиксирования, закрепления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в определенный период обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности и представляет собой коллекцию учебных материалов, работ и качественных или количественных оценок деятельности учащегося. Цель портфолио - представить отчет обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося (студента) по процессу образования в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. На основе анализа теоретических и практических исследований в области применения портфолио в обучении, «Методический портфолио студента» является формой аутентичного оценивания, отражающего саморефлексию студента относительно своей статусной позиции. Целевое назначение методического портфолио заключается в комплексном информационном, организационно-методическом сопровождении студента-практиканта для самостоятельного решения целого ряда важных и сложных педагогических задач, связанных с профессиональным и личностным развитием, приобретением необходимых профессиональных компетенций. Таким образом, при работе с методическим портфолио в ходе педагогической практики студент:
Рекомендуемое содержание методического портфолио:
«Методический портфолио студента» включает следующий пакет документов:
Дневник педагогической практики предполагает указание даты и темы уроков с оценкой учителя предметника, даты и темы посещенных уроков и внеклассных воспитательных мероприятий, а также других видов работы, выполняемых в помощь учителю предметнику и классному руководителю. Конспект должен отражать коммуникативно-ориентированный подход к обучению иностранному языку и содержать весь необходимый наглядный и раздаточный материал к уроку. В конспекте воспитательного мероприятия должны быть указаны цели и задачи, дано описание его хода и описание или изображение наглядного оформления помещения и костюмов, а также собственное заключение об успешности данной формы воспитательной работы. ___________________________ *Студенту необходимо согласовать с методистом кафедры английского языка дату и время зачетных уроков и внеклассных мероприятий. Анализ урока сокурсника должен соответствовать тем психолого-педагогическим требованиям, которые предъявляются к уроку иностранного языка в школе, а также давать оценку методической организации и коммуникативной компетенции студента-практиканта. В самоанализе урока студент должен продемонстрировать уровень сформированности рефлексивных умений и навыков и показать не только сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности на данном уроке, но и пути коррекции ошибочных установок и действий. Отчет о педагогической практике является заключительным документом и имеет особую значимость, так как предполагает анализ результатов и предложения по совершенствованию как собственной коммуникативной и методической компетенции, так и рекомендации для кафедры по улучшению организации педагогической практики по английскому языку. Критерии оценки результатов педагогической практики по содержанию и оформлению представленного портфолио предполагают:
В соответствии с данными критериями для оценки и самооценки уровня методической компетенции все разделы методического портфолио, соответствующие прохождению модулей в период педагогической практики студентов, представлены в следующей шкале рейтингового учета знаний:
1) анализ и результаты пассивной практики студентов - 3 балла (1б – «3», 2б –«4», 3б – «5»); 2) анализ и результаты активной педагогической практики студентов - 6 баллов (максимальный балл за каждый составляет 0,5 балла: 1-2б – «3», 3-4б – «4», 5-6б – «5»);
____________________________ * За несоответствие инструктивно-методическим материалам по предмету снимается 4 балла.
По итогам оценки содержания и оформления представленного портфолио студенту необходимо набрать от 40 до 80 баллов. Качественный уровень методической компетенции студентов и уровень их иноязычной коммуникативной компетенции оценивается методистом кафедры по результатам зачетных уроков и внеклассного мероприятия, представленных в шкале от 10 до 20 баллов:
По итогам педагогической практики студент аттестуется следующим образом: оценка «неудовлетворительно» - менее 50 баллов, оценка «удовлетворительно» - общая сумма баллов 50-59 баллов, оценка «хорошо» - 60-79 баллов, оценка «отлично» - 80-100 баллов.* ______________________ *Студентам, которые проходят индивидуальную педагогическую практику, необходимо представить конспекты всех проведенных уроков (максимальный балл за каждый урок составляет 2 балла: 1б-«3», 1,5б- «4», 2б – «5»), подробные планы-конспекты зачетных уроков, а также анализ данных уроков методистом школы и оценкой за каждый урок. Приложение 1 Образец оформления титульного листа МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методический портфолио студента Выполнил(а): студент(ка) группы 743 ФРФ Федорова Н.К. Методист: профессор/ст.преподаватель/ ассистент, кандидат/доктор пед. (филол.) наук Сидорова О.Я.
КАЗАНЬ 2007 Приложение 2 Образец оформления листа содержания методического портфолио
Приложение 3 Примерная схема анализа урока английского языка 1. Общая структура занятия - к какому типу урока относится; - занимаемое место в системе других уроков; - правомерно ли определена дозировка времени, отводимого на каждую часть урока. 2. Реализация цели урока, его содержания (образовательная функция урока) - выполнение требований программы по данной теме; - четкое определение целей урока; - наличие плана урока, соотношение планируемых видов деятельности на уроке с реализацией в ходе урока; -организация первичного закрепления с помощью установления обратной связи; -подведение итогов урока. 3. Осуществление развития учащихся на уроке (развивающая функция) -активизация мыслительной деятельности учащихся; - преодоление посильных трудностей; -развитие познавательной самостоятельности учащихся; -реализация внутрипредметных и межпредметных связей; -наличие творческих заданий. 4. Осуществление воспитания учащихся на уроке (воспитывающая функция урока) -как использован воспитательный потенциал английского языка на уроке; -работа по формированию мировоззрения учащихся; -связь обучения с жизнью; -имело ли место нравственное, эстетическое воспитание учащихся; -каково воспитательное воздействие личности учителя. 5. Соблюдение основных принципов дидактики (научности содержания и методов учебного процесса, системности и последовательности, сознательности, творческой активности и самостоятельности. наглядности, доступности, прочности и др.) - правильно ли организована деятельность учителя и учащихся с позиции реализации данных принципов. 6. Выбор методов обучения -соответствие выбранных методов цели урока; -адекватность и эффективность использования ТСО на уроке; -разнообразие (однообразие) методов и приемов обучения; -рационально ли использованы методы проверки и контроля, а также самоконтроля учащихся на уроке. 7. Деятельность учителя на уроке -внешний вид преподавателя; -способность учителя устанавливать благоприятный психологический климат в классе, взаимопонимание с учащимися; -способность к педагогической импровизации; -уровень иноязычной коммуникативной компетенции учителя; -способность стимулировать учащихся к активному использованию языка; -использование приемов фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы; -использование ТСО и средств наглядности. 8. Деятельность учащихся на уроке -дисциплина на уроке, общий порядок; -степень активности учащихся на разных этапах урока; -способность и готовность учащихся к коммуникации на английском языке, -наличие или отсутствие мотивации к изучению английского языка. Приложение 4 Примерная схема отчета о педагогической практике студента _________________________ _____________ курса, группы факультета, отделения _____________ проходившего (шей) педагогическую практику в школе № ____________ города _______________. Учитель иностранного языка ___________________. I. Планирование и проведение уроков.
II. Внеклассная работа по предмету.
III. Изучения опыта работы учителей.
IV. Выводы и предложения.
|
Рекомендации по оформлению портфолио для студентов заочной формы обучения Портфолио Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента | Положение о портфолио студента гбоу нпо пу №5 кк Настоящее Положение определяет требования к портфолио студента гбоу нпо пу №5 кк | ||
Портфолио педагогических достижений аттестующегося работника, претендующего... Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,... | Доклад: электронное портфолио преподавателя как результат организации... Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий преподавателя выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный... | ||
Гоу спо «Борзинское медицинское училище (техникум)» Отделение портфолио студента | Блок: Трудовое воспитание В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Тема: «Дизайн студия» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | Конкурс «Учитель года 2011» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Конспект занятия по познавательной деятельности В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | Программа кружка «Умелые ручки» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Цель занятия: познакомить детей с профессией повар В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | 1. фио коваленко Татьяна Александровна Место работы В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Тема нод источник Сентябрь 1 неделя «Наша группа» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | Рекомендации к самостоятельной работе студентов по темам учебного плана В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Отчет по практическим и лабораторным работам. Схема «Работа с информационными источниками» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | Положение о портфолио студента Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180... |