Скачать 461.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийский заочный финансово-экономический институт Филиал в г. Барнауле Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Бухгалтерское дело» для студентов V курса (первое высшее образование) и IV курса (второе высшее образование) специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Подготовлено: Преподавателем кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики филиала ВЗФЭИ в г.Барнауле Беспаловой И.Г. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры от 15 сентября 2009 г. протокол № 1. Электронный ресурс: __________________________ Барнаул – 2009 План и распределение бюджета времени при изучении дисциплины (в часах)
Тема 1. Сущность и содержание бухгалтерского дела Вопросы Создание информационной системы бухгалтерского учета как основная цель бухгалтерского дела. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Структурная организация бухгалтерской службы. Права и обязанности главного бухгалтера. Функциональные участки ведения бухгалтерского учета. Должностные инструкции работников бухгалтерского аппарата. Внутренние стандарты. Создание графика документооборота. Организация материальной ответственности. Система внутреннего контроля. Взаимоотношения с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Правоотношения между руководителем организации и главным бухгалтером. Порядок проведения внутреннего и внешнего аудита. Создание информационной системы бухгалтерского учета как основная цель бухгалтерского дела Основу содержания бухгалтерского дела составляет то, насколько рационально организован бухгалтерский учет в организации и насколько эффективна деятельность бухгалтерской службы. От этого во многом зависит оперативность бухгалтерской информации и качество принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе бухгалтерского дела. Таким образом, подсистема бухгалтерского дела – одна из обязательных и существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Сущность бухгалтерского дела – это деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях организации в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения. Содержание бухгалтерского дела составляет его объект, предмет и метод, то есть что изучает эта наука, и какими способами. Объект бухгалтерского дела – организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. Предмет бухгалтерского дела зависит от цели учетной деятельности конкретной организации, то есть от анализа сложившейся хозяйственной ситуации, выработке конкретного решения и контроля его выполнения. Метод бухгалтерского дела – способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и другой информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 декабря 1996 г. все организации независимо от формы собственности обязательно должны вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет выступает как одна из основных функций управления. Организация ведет учет с момента своей регистрации до ликвидации. Для этого в организации создается бухгалтерская служба. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации, а ответственность за ведение учета – главный бухгалтер. Руководитель может: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность бухгалтера; 3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета наемному специалисту или специализированной организации; 4) вести бухгалтерский учет лично. Бухгалтерская служба решает следующие задачи: - формировать полную и достоверную информацию о деятельности фирмы и ее имущественном положении; - обеспечить необходимой информацией внутренних и внешних пользователей; - предотвратить отрицательные результаты деятельности фирмы и выявить внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости. Структурная организация бухгалтерской службы. Функциональные участки ведения бухгалтерского учета Исходя из формы организации учета определяется в основном и структура бухгалтерского аппарата. Под структурой бухгалтерского аппарата понимаются состав и соподчиненностъ взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции. Иными словами, под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать деление его на составные части на основе принципов разделения труда, то есть специализации функций отдельных частей или работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий. Различают два основных вида разделения труда — предметное и функциональное. Предметное (иногда его называют линейным, или оперативным) разделение труда основывается на принципе обособленности выполняемых работ или операций, при котором весь определенный цикл совершает от начала до конца один работник или определенная часть аппарата бухгалтерии. Например, учет производственных затрат основного производства выполняет одна часть бухгалтерии, вспомогательных производств — другая. Функциональное разделение предполагает централизованное построение учетного аппарата и выполнение каждым работником или определенной частью аппарата однородных совокупностей функций либо операций. Например, учет заработной платы в этом случае выполняется следующим образом: один работник (или группа работников) принимает и проверяет первичные документы, второй исчисляет по этим документам заработную плату, третий составляет учетные регистры и т. д. Права и обязанности главного бухгалтера - главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем фирмы, которому непосредственно подчиняется; - главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности; - главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств; - главный бухгалтер имеет право требовать от всех работников организации документально оформлять хозяйственные операции и предоставлять в бухгалтерию эти документы; - главный бухгалтер имеет право подписывать денежные и расчетные документы, причем без его подписи финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению; - главный бухгалтер имеет право снять с себя ответственность за отдельную хозяйственную операцию и не подписывать документы по ней в случае разногласий с руководителем организации. Должностные инструкции работников бухгалтерского аппарата Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Без правильных и грамотно составленных должностных инструкций просто невозможно эффективное управление персоналом, причем, вне зависимости от размеров организации. Все пункты должностных инструкций должны быть сформулированы максимально конкретно. Пункты должностных инструкций не должны противоречить друг другу, но должны друг друга дополнять и обеспечивать. Подробная должностная инструкция содержит, обычно, следующие пункты: 1) Общие положения. 2) Требования к квалификации. 3) Должностные обязанности. 4) Критерии успешности исполнения трудовых обязанностей. 5) Права специалиста. 6) Права и обязанности руководителя специалиста. 7) Ответственность специалиста. Внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета К внутренним стандартам бухучета могут относиться руководства, инструкции, методические разработки, пособия и другие обязательные к применению документы. Их можно разделить на три уровня: положение о системе бухгалтерского учета, руководства по ведению бухучета и должностные инструкции. Это деление отражает скорее не иерархию документов, поскольку они друг другу не подчинены, а их значимость и уровень детализации. Вопросами стандартизации бухгалтерского учета в организации может заниматься структурное подразделение, специально созданное для этих целей. Оно будет разрабатывать стандарты и поддерживать их в актуальном состоянии. Услуги по постановке, организации бухгалтерского учета, его стандартизации оказывают многие аудиторские и консалтинговые компании. Специалисты этих компаний помогут решить вопросы по организации системы ведения бухгалтерского учета организации в целом или какой-либо его составной части. Создание графика документооборота Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота. Разрабатывает график документооборота главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации. График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечивают своевременность составления отчетности. Организация материальной ответственности Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю: ограниченную и полную. В зависимости от ситуации к материальной ответственности можно привлечь и работника организации, и ее руководителя. По общему правилу, закрепленному в ст. 241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Другими словами, ограниченная материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им заработной платы. Средний заработок определяется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за ним сохраняется средняя заработная плата. Система внутреннего контроля Внутренний контроль – это система осуществляемых советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации процедур, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения организацией поставленных целей в следующих областях: - результативность и эффективность хозяйственной деятельности организации; - надежность и достоверность всех видов отчетности организации; - соблюдение требований нормативных актов и внутренних документов организации. Если говорить о внутреннем контроле как о системе, то подобного рода система должна включать в себя ряд компонентов: - внутреннюю контрольную среду коммерческой организации; - определение, анализ и управление рисками, присущими организации; - совокупность методов и процедур контроля; - мониторинг самой системы внутреннего контроля. Взаимоотношения с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации Пользователей бухгалтерской учетно-аналитической информации исходя из информационных потребностей можно классифицировать по разным признакам, в том числе по отношению к организации – на внешних и внутренних, а также по отношению к собственности организации – на имеющих прямой финансовый интерес и не имеющих его. Например, собственники – инвесторы (как нынешние, так и потенциальные акционеры) заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; о способности организации выплачивать дивиденды; заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты; поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы; покупатели и заказчики – в информации о продолжении деятельности организации; органы власти – в информации для осуществления возложенных на них функций, например по распределению ресурсов, регулированию государственной собственности, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения; общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях и т. д. Правоотношения между руководителем организации и главным бухгалтером В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Здесь важно подчеркнуть, что речь в ФЗ идет только о разногласиях по вопросу экономической целесообразности (эффективности) осуществляемых организацией хозяйственных операций. В любом случае письменные распоряжения руководителя должны соответствовать действующему законодательству. Порядок проведения внутреннего и внешнего аудита Внешний аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента с целью установления ее достоверности и соответствия осуществляемых финансово-хозяйственных операций российскому законодательству; выявления причин, препятствующих реализации потенциальных возможностей компании и разработке рекомендаций по их устранению. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.
|
Рабочая программа По дисциплине «Бухгалтерское дело» Цель изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» — формирование теоретических основ, навыков организации и практики бухгалтерского дела,... | Бухгалтерское дело Цель дисциплины «Бухгалтерское дело» формирование у студентов знаний по проблемам основ организации делопроизводства в бухгалтерии,... | ||
Рабочая программа Дисциплины «Бухгалтерское дело» Дисциплины «Бухгалтерское дело» по специальности(-ям) 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и удит» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерское дело» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методическое объединение вузов ро ссии по образованию в области... Учебная дисциплина «Бухгалтерское дело» является интегрированным курсом, обобщающим изучение дисциплин профиля «Бухгалтерский учёт,... | Учебная программа дисциплины бухгалтерское дело по направлению подготовки 080100 «Экономика» Учебная дисциплина «Бухгалтерское дело» является интегрированным курсом, обобщающим изучение дисциплин профиля «Бухгалтерский учёт,... | ||
План лекций по дисциплине профессиональные болезнидля студентов 5... Введение в клинику профессиональных болезней. Предмет и задачи, регламентирующие документы, особенности мсэ | Рабочая программа по дисциплине: Бухгалтерское дело для специальности Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности:... | ||
Информационная справка по дисциплине По дисциплине «Легкая атлетика» (раздел Физическая культура) для студентов Института туризма, рекреации и реабилитации 2 курса, обучающихся... | Конспект лекций по дисциплине: «аудит» раздел 3 «Практический аудит»... Целью аудита учредительных документов является установление соответствия учредительных документов организации нормам действующего... | ||
Конспект лекций по дисциплине «управление маркетингом» Составила... Тема основные понятия и содержание курса. Связь курса с другими дисциплинами учебного плана | Программа курса рассчитана на 32 часа (16 двухчасовых лекций) и предусмотрена... Форма итогового контроля по дисциплине «Народы Европы: общая характеристика и проблемы межнациональных отношений» и задания по обязательному... | ||
Теория организации Конспект лекций для студентов специальности «Менеджмент организации» Макарова н. Н. Теория организации. Конспект лекций с практическими заданиями для студентов специальности "Менеджмент организации.... | Справочник для студентов вузов При этом каждый вопрос относится к одной из пяти глав курса (см конспект лекций), и из каждой главы предлагается включать в тест... | ||
Конспект лекций раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины... Налоговое право : конспект лекций / сост доцент Р. В. Бобринев; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2011 – 144 с | Конспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного... Печатается по решению кафедры прогнозирования и статистики: протокол №6 от 07. 03. 2003 г |