УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УТВЕРЖДАЮ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Бухгалтерское дело»
Рекомендуется для направления «Экономика»
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Москва ♦ 2011
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Бухгалтерское дело» является интегрированным курсом, обобщающим изучение дисциплин профиля «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» по направлению 080100 Экономика.
Цель изучения: обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее знания и навыки для последующего использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора. Знать общие вопросы методологии и организации бухгалтерского дела, особенности организации бухгалтерского дела в организациях различных видов экономической деятельности и форм собственности, бухгалтерские инструменты управленческого учета, информационно – аналитические возможности бухгалтерской отчетности, организация и методика анализа результатов деятельности в сегментах бизнеса, основные признаки и направления национальной концепции развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации).
В процессе обучения решаются следующие задачи:
исследование сущности бухгалтерского учета и его роли в процессе управления хозяйствующим субъектом;
рассмотрение бухгалтерского дела как управленческой функции, связанной с формированием учетной информации, и осуществлением контроля в процессе финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса на всех предприятиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности организационно-правовых форм и видов деятельности;
ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, технологией обработки учетной информации, учетными регистрами и формами бухгалтерского учета.
определение инструментария, позволяющего исследовать происходящие в операционной деятельности субъекта явления и процессы;
рассмотрение специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью выявления (методик первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения) формирования в бухгалтерском учете информации по конкретным объектам;
анализ функций профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов, правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией;
изучение содержания бухгалтерской деятельности, специфики работы современного бухгалтера в компьютерной среде;
разработка организационно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность бухгалтерской службы и учетных работников;
оценка трудоемкости учетных работ и обоснование необходимости и целесообразности применения различных технологий исходя из требования рационального ведения бухгалтерского учета;
формирование убеждения у студентов о необходимости непрерывного профессионального совершенствования, соблюдения этических норм в практической деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Бухгалтерское дело» является дисциплиной профиля бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (вариативная часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 Экономика).
Изучение дисциплины «Бухгалтерское дело» предполагает освоение следующих предшествующих дисциплин: Правоведение; Менеджмент; Финансы; Бухгалтерский финансовый учет; Бухгалтерский управленческий учет; Бухгалтерская финансовая отчетность; Комплексный анализ хозяйственной деятельности; Аудит; Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету; Международные стандарты учета и финансовой отчетности. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В совокупности с другими дисциплинами профиля «Бухгалтерский учет анализ и аудит» дисциплина «» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций профиля (ПКП) бакалавра экономики:
- Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).
Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (0K-9);
- Обладает базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового учета, управленческого и Формирования финансовой отчетности (ПКП-1);
способен комплексно анализировать результаты хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать в каком порядке их нужно решать (ПКП-2);
способен проводить аудит финансовой отчетности (ПКП-3);
достаточно владеет знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способен применять их на практике (ПКП-4);
умеет находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии (ПКП-5).
В ходе изучения дисциплины студенты должны
Знать
состав и основные требования нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в Российской Федерации;
концептуальные основы финансового, управленческого и налогового учета;
критерии выбора и обоснования учетной политики организации в целях бухгалтерского учета и налогообложения; порядок организации и ведения учета на различных участках деятельности хозяйствующих субъектов;
порядок и особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия;
правила ведения бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;
порядок и особенности организации управленческого и налогового учета на предприятии;
специфику организации бухгалтерского учета в условиях компьютерной обработки данных;
порядок формирования различных видов отчетности (финансовой, налоговой и управленческой) и организации контроля за достоверностью показателей отчетных форм;
особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом организации и третьими лицами;
• этику и статус профессионального бухгалтера
Уметь
• демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
составлять финансовую (в том числе консолидированную и сводную) отчетность организаций;
выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
иллюстрировать и оценить методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
представлять финансовые интересы организации в отношениях кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами судах;
критически анализировать каким образом организационные аспекты рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формулирования проблем и нахождение решений;
• представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации. Владеть
• практическими навыками распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
• Методами и способами организации подготовки финансовой, налоговой и управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
Технологией организации финансового, управленческого и налогового;
Навыками анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
• определения приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной деятельности
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестры
| 8
| Аудиторные занятии (всего)
| 72/2
| 72/2
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 36/1
| 36/1
| Практические занятия (ПЗ)
| 36/1
| 36/1
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛБ)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 72/2
| 72/2
| В том числе:
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 72/2
| 72/2
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| 36/1
экзамен
| 36/1
экзамен
| Общая трудоемкость часы
| 180
| 180
| зачетные единицы
| 5
| 5
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Модуль 1
| Сущность и содержание бухгалтерского дела
| 1.1
| Тема 1.
Понятие и сущность бухгалтерского дела
| Сущность бухгалтерского дела, содержание бухгалтерского дела и его развитие. Место бухгалтерского учета в системе управления, пользователи бухгалтерской информации, классификация учетных систем в соответствии с интересами пользователей.
| 1.2
| Тема 2. Концептуальные основы бухгалтерского дела
| Концептуальные основы бухгалтерского дела Профессиональные объединения и организации в развитии бухгалтерского дела: международные организации, профессиональные организации в России.
| 1.3
| Тема 3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
| Система нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность.
Содержание внешних норм по организации бухгалтерского учета на предприятии.
Организация внутреннего нормативного регулирования бухгалтерского дела.
| 2
| Модуль 2
| Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета в России
| 2.1
| Тема 4. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета в России
| Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета в России.
Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета. Порядок формирования бухгалтерской отчетности
| 2.2
| Тема 5. Содержание информации об имущественном и финансовом состоянии организации и финансовых результатах ее деятельности
| Система информации об имущественном и финансовом состоянии организации и финансовых результатах ее деятельности.
Толкование и анализ финансовой отчетности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих организаций.
| 2.3
| Тема 6. Объекты бухгалтерского учета, их признание и оценка
| Хозяйственные факты как объекты бухгалтерского учета. Различные подходы в раскрытии хозяйственного факта: юридическое и экономическое содержание. Влияние организационных, социальных, экономических, правовых, экологических, технических, этических факторов на применение методов бухгалтерского учета. Признание в учете активов, обязательств, доходов и расходов, оценка указанных объектов.
| 2.4
| Тема 7. Моделирование учетных процессов и отчетной информации
| Основные принципы, реализуемые при процедуре признания отдельных объектов учета. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности организации (с применением компьютерной графики).
| 2.5
| Тема 8. Роль бухгалтера в бухгалтерском деле
| Роль бухгалтера в процессе управления.
Роль бухгалтера в процессе формирования информации.
Права и обязанности главного бухгалтера.
Права и обязанности бухгалтеров.
Профессиональное суждение бухгалтера как его новая функция.
| 2.6
| Тема 9. Этика профессиональных бухгалтеров
| Требования, предъявляемые к бухгалтеру.
Общий порядок проведения аттестации профессиональных бухгалтеров.
Назначение Кодекса этики профессиональных бухгалтеров. Фундаментальные принципы профессионального бухгалтера.
| 2.7
| Тема 10. Учетная политика
| Учетная политика как локальный нормативный акт и результат профессионального суждения бухгалтера. Назначение учетной политики организации.
Раскрытие учетной политики организации: организационный, технический и методические аспекты.
Изменение учетной политики организации.
| 2.8
| Тема 11. Взаимодействие бухгалтера с иными профессиональными субъектами
| Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами, а также с профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов.
| 3
| Модуль 3
| Организация бухгалтерского учета
| 3.1
| Тема 12. Организация бухгалтерского учета на предприятии
| Основные задачи и функции бухгалтерской службы организации
Назначение и роль Положения о бухгалтерской службе в организации учетной деятельности.
Варианты организации бухгалтерской службы.
Состав и назначение бухгалтеров
Назначение и роль Должностной инструкции.
Квалификационные требования к уровню образования и стажу профессиональной деятельности работников бухгалтерской службы
| 3.2
| Тема 13. Организация первичного учета
| Первичные учетные документы, их состав, классификация и стандартизация.
Порядок составления, обработки и хранения первичных документов.
График документооборота: содержание, структура, роль и назначение.
| 3.3
| Тема 14. Организация контрольных процедур
| Контроль как функция бухгалтерского учета. Виды контроля, осуществляемые бухгалтерской службой.
Инвентаризация как основная форма внутреннего контроля.
Оформление результатов контроля и отражение их в учете
| 3.4
| Тема 15. Особенности организации бухгалтерского дела в зависимости от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и размеров хозяйствующих субъектов
| Особенности организации бухгалтерского дела в различных видах хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, коммандитное товарищество, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив), в государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Специфика финансового учета и отчетности в некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет и отчетность на малых и микропредприятиях.
Особенности бухгалтерского дела в бюджетных учреждениях.
| 3.5
| Тема 16. Организация бухгалтерского учета на различных стадиях существования организации
| Особенности бухгалтерского дела на начальной стадии функционирования организации.
Особенности бухгалтерского дела при реорганизации организации.
Особенности бухгалтерского дела при банкротстве организации.
Критерии выбора и обоснования учетной политики на стадиях жизненного цикла организации.
| 3.6
| Тема 17. Организация учета в условиях компьютерной обработки информации
| Особенности функций бухгалтеров и других сотрудников организации в условиях компьютерной обработки информации.
Организация доступа к базам данных в условиях компьютерной обработки информации.
Особенности организации контроля за отчетными данными в условиях компьютерной обработки информации.
| 3.7
| Тема 18. Актуальные проблемы бухгалтерского учета на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации
| Развитие теории бухгалтерского учета. Гармонизация и конвергенция бухгалтерского учета на глобальном и региональном уровне. Перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации
| |