Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации





НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
страница1/35
Дата публикации08.11.2014
Размер4.98 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО


РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РФ
И. А. ШАМОВ

ЭКСПЕРТ ЮНЕСКО ПО БИОЭТИКЕ




БИОМЕДИЦИНСКАЯ

ЭТИКА



Рекомендован учебно-методическим объединением по

медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России

в качестве учебника для студентов медицинских вузов
Издание 2, переработанное и дополненное




МАХАЧКАЛА 2005


ББК 58-87. 715

УДК 61: 614. 253
Ш – 19

Автор – эксперт ЮНЕСКО по биоэтике, председатель этического комитета ДГМА, вице-президент национальной академии наук РД, Лауреат Государственной премии СССР и РД по науке, Заслуженный дея­тель науки Российской Федерации и Республики Дагестан, Народный и Заслуженный врач Республики Дагестан, член Союза писателей России, заведующий кафедрой пропедев­тики внутренних болезней ДГМА, доктор ме­дицинских наук, профессор,
Рецензенты:

заведующий кафедрой факультетской терапии С.Петербургской Госмедакадемии, Заслуженный деятель науки РФ, дмн, профессор, Борис Ильич Шулутко;

профессор кафедры педагогики Московской медицинской академии Игорь Иванович Косарев;

заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Петрозаводского Государственного университета, дмн, профессор Леонид Николаевич Валенкевич,

профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней Петрозаводского Государственного университета, дмн Ольга Ивановна Яхонтова.


И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала, ИПЦ ДГМА, 2005.
Во второй половине ХХ и начале ХХI столетий произошло переосмысление вековых традиций взаимоотношений врача и больного. Этика и деонтология врача поднялись на качественно новую ступень. Принятие ряда важных международных документов по правам личности, а также вторжение высоких технологий в медицину привело к возникновению новых медико-биологических проблем и модификации старых, к пересмотру многих этических положений и появлению тенденции правового решения вопросов врачевания и медицины на международном и регионарном уровнях, формированию учения, называемого «биомедицинской этикой». В данном учебнике освещаются преимущественно прикладные вопросы биомедицинской этики - этого важного для пациента и врача учения.

Для преподавателей и студентов медвузов.

© И. Шамов, 2005


© ИПЦ ДГМА, 2005

Краткие рецензии (вместо предисловия)
Профессор И.А.Шамов является известным в СССР и России ученым, уже более 25 лет работающим над этикой и деонтологией, проблемами взаимоотношения врача и больного, больного и врача. Им были написаны более 10 книг по этим вопросам, которые выходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове на Дону, Ставрополе и Махачкале и получили широкую известность. Все врачи Дагестана, начиная с конца 70-х годов ХХ столетия, учились деонтологии на его книгах и выступлениях.

В России вплотную вопросами биоэтики стали заниматься в основном в последние десятилетия. Это видно даже из того, что до сих пор крупные книги этого плана в стране единичны. По сути дела, данный учебник профессора И.А.Шамова является одним из первых. Ученый, глубоко знающий проблему, в своей книге сумел осветить многие стороны современного решения вопросов биомедицинской этики.

Как и остальные книги автора, «Биомедицинская этика» написана образным, ясным языком и читается с захватывающим интересом, как художественное произведение.
Б.И.Шулутко, зав. кафедрой факультетской терапии С.Петер-бургской госмедакадемии, дмн, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.

Редкий учебник по биомедицинской этике носит такую полемическую, социально заост­ренную направленность, как труд профессора И.А. Шамова. Большинство авторов либо занимаются пересказом работ предшественников, либо обходятся разбором казуистики, дефинициями, этическими наставлениями, перечислением новейших технологий в медицине. Можно прекрасно писать учебники и пособия, талантливо читать лекции по биомедицинской этике, но сама среда будет разрушать иллюзию возможности формирования профессионально грамотного и всесторонне развитого врача в ус­ловиях правового беспредела и экономической отсталости, расслоения общества на бедных и богатых.
Проф. И.И.Косарев. Москва, Московская медицинская академия
Нам кажется, автором подобного учебника может быть только практический врач, который сам «на своей шкуре» в повседневной работе сталкивался с данными проблемами. С этих позиций авторство профессора И.А. Шамова заслуживает всяческого одобрения. Автор является известным в СССР и России ученым, опубликовавшим более 10 книг, которые были посвящены проблемам этики и деонтологии, вопросам морали, взаимоотношения врача и пациента.

Данный учебник, по существу является одним из первых, в которых в таком объеме представлены сведения о предмете «Биомедицинская этика». Профессор И.А. Шамов одним из первых в стране начал преподавать этику врача в Дагестанском государственном медицинском институте (ныне академии) еще в 80-е годы ХХ столетия.

Книга написана ярко, с большим количеством примеров и читается как художественное произведение. Автор не ограничивается односторонним подходом к обсуждаемым проблемам, он приводит различные взгляды и альтернативные мнения. Это вызовет у студентов дополнительный интерес к проблеме и позволит легче усвоить излагаемый материал.
Л.Н.Валенкевич, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Петрозаводского госуниверситета, дмн, профессор.

О.И. Яхонтова, дмн, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней Петрозаводского госуниверситета.

.

ВВЕДЕНИЕ

Истинная ценность всего и вся на земле заключена в слове жизнь. Вне жизни, вне живого весь мир и, возможно, вся вселенная не представляют никакой самоценности (во всяком случае, она нам не известна). Не отказывая в милосердии всему остальному животному царству, все же, в конечном счете, наиболее ценной является жизнь человека.

Сохранение жизни и здоровья народа зависит от множества факторов. Основными, обеспечивающими примерно 60% здоровья популяции, являются государственные, индивидуальные и медицинский факторы. Последний фактор не является ни ведущим, ни определяющим в сохранении здоровья популяции в целом. Однако он является одним из наиболее выделяющихся, наиболее видимым, заметным. Особо значимым медицинский фактор представляется для каждого отдельно взятого гражданина. Именно с медициной ему приходится иметь дело, когда его здоровью угрожает опасность, именно с врачом приходится ему сталкиваться во время болезни, именно с врачом связывает он все свои надежды на выздоровление, на восстановление этой наивысшей ценности – здоровья.

Отсюда общение этих двоих – врача и больного, в конечном итоге, оказывается наиболее значимым, наиболее важным. И в общении этих двоих испокон веков возникали профессиональные и моральные коллизии. И эти коллизии постепенно, в течение веков и тысячелетий складывались в особые отношения, в которых главным действующим лицом всегда была Мораль. Именно Мораль служила причиной того, что врач старался делать все, что в его силах, для пользы больного человека. Именно Мораль защищала больного от возможных злоупотреблений врача по отношению к нему.

Все эти взаимоотношения постепенно становились этическими кодексами, которые в ХХ столетии сформировались в профессиональную этику и стали называться этикой и деонтологией врача. По сути дела – этика и деонтология были неписаными, а затем и написанными сводами моральных правил (или, как их называют этосом медицины), по которым должен был работать врач, для того, чтобы принести наибольшую пользу своему подопечному. Особое развитие эти правила получили в первой половине ХХ столетия. И они сослужили хорошую службу и врачам и пациентам. Для врачей эти правила помогали быть милосердными в своей профессии. Больным же это милосердие помогало чувствовать себя в безопасности, приобретать уверенность, реализовать свои надежды на выздоровление.

В последние десятилетия ХХ века произошли качественные изменения в медицине. Врачевание поднялось на более высокую ступень, возросло ее могущество. Медицине стало доступно недоступное ранее. Человека стало возможным «починить» как машину, как механическое создание. На поток поставлена замена испорченных органов – почек, сердца, печени и пр. биологическими аналогами. Взаимоотношения врача и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей. В результате возникла угроза утери наработанной за века морали, милосердия, сострадания к больному, возросла опасность вольного или невольного нанесения вреда врачевателем больному человеку, что сделало необходимым поиск новых граней во взаимоотношениях врача и пациента. Высокие технологии вторглись также во многие разделы биологии, но, особенно в область репродуктивных функций, что привело к фантастическим успехам в этой области. Ученые клонировали животных, и подошли вплотную к клонированию человека.

В жизни мирового сообщества также произошли изменения, заставляющие в значительной мере пересмотреть старые этические представления, ранее принятые общественные положения о морали, нравственности. Значительно расширились и укрепились права человека. В называемых демократическими обществах права индивидуума, личности были признаны превалирующими над правами общества и науки. Вопросы морали и этики самого разного плана стали разрабатываться на самом высоком Международном уровне, в ООН, его подразделениях – ЮНЕСКО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной медицинской ассамблее (ВМА) и рекомендоваться для исполнения во всех странах мира. Значительно возросла информированность населения по этим вопросам, наметился необратимый процесс глобализации этической информированности и образования.

С другой стороны в обществе стали развиваться тенденции падения нравственных начал. Ценность человеческой жизни во многих странах упала до самого низкого уровня. Убийства и акты насилия стали обыденностью. Наметился явный дефицит ресурсов на достойную жизнь и здравоохранение многих людей. Неуклонно увеличивается удельный вес экологических факторов, отрицательно действующих на организм человека. Воздействие человеческой деятельности на биосферу стало явным и достаточно опасным. Большинство биологических видов жизни на земле, кроме человека, находится под угрозой вымирания в ближайшие столетия.

Все это сделало необходимым переосмысление многовековых моральных традиций человечества. Особенно остро необходимость таких преобразований наметилась в медицине и биологии. Сложилась такая ситуация, при которой значительно возросла необходимость обращения к правовому регулированию отношений врача и пациента, медицинских моральных положений, ряда биологических и физиологических явлений.

В свою очередь такие тенденции породили конфликт интересов во многих областях человеческих отношений. Дело в том, что Мораль слишком личное, слишком глубинное, духовное, человеческое явление, и ее едва ли можно заменить сухими параграфами закона. Поэтому, наличие в руке сухих параграфов закона вовсе не устраняет моральных сомнений в душе их исполняющего. Даже там, где он имеется, закон, регулирующий моральные деяния, особенно во врачевании, полностью не заменил собой Мораль.

Осмыслением всех этих перемен, «перестройкой» в этике и нравственности в сфере биологии и медицины в последние десятилетия ХХ столетия и стала заниматься новая ступень медицинской этики - биомедицинская этика.

Данный учебник излагает основы биомедицинской этики. В нем мало затрагиваются фундаментальные вопросы этики – автор оставляет эту проблему специалистам-философам. Лишь вскользь обсуждается также история становления биомедицинской этики, особенно в вопросах имен и их приоритетов. Основное внимание здесь уделено прикладным вопросам данного учения.

Автор не претендует на истину в последней инстанции в освещении обсуждаемых вопросов. Добропорядочная критика и советы по совершенствованию учебника будут восприняты автором с благодарностью.

В учебнике такого плана должно быть достаточно много первичного материала – различных документов – нормативных актов, законов, деклараций, и т. д., чтобы студент мог ознакомиться с ними, а не только с мнением автора. В данном издании учебника также приводится достаточное количество важнейших первичных документов по самым различным вопросам биомедицинской этики.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями общей и частной инфектологии, а также знаниями по фтизиатрии, с применением принципов диагностики,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск