Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации





Скачать 320.33 Kb.
НазваниеРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
страница1/3
Дата публикации23.01.2015
Размер320.33 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





ИММУНОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ





Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология











Форма обучения

очная










Москва

2010 г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных нарушением иммунных механизмов, а также принципов диагностики, иммунокоррекции и профилактики болезней иммунной системы.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов представления о предмете иммунологии и об иммунной системе как одной из систем организма необходимой для поддержания субъективной индивидуальности;

- приобретение студентом знаний об общей и клинической иммунологии с аллергологией;

- изучение причин и патогенеза основных иммунных нарушений: аутоиммунных, аллергических, иммуннодефицитных;

- освоение студентом основ рациональной иммунодиагностики, используя методы оценки иммунного статуса и интерпретация результатов иммунного обследования;

- приобретение студентом знаний об иммунитете слизистых оболочек и особенностях иммунной защиты тканей ротовой полости и челюстно-лицевой области;

- изучение принципов коррекции основных нарушений иммунной системы: аутоиммунных, аллергических, иммунодефицитных;

- освоение студентом значений иммунных нарушений в патогенезе различных стоматологических заболеваний;

- формирование представления о принципах иммунокоррекции.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Иммунология. Клиническая иммунология» относится к математическому, естественнонаучному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в шестом и седьмом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; история медицины; латинский язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; проведевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; экстремальная медицина. безопасность жизнедеятельности; педиатрия).

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины «Иммунология. Клиническая иммунология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

а) общекультурными (ОК):

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональные:

способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного;

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

способен и готов:

- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,

- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза;

профилактическая деятельность

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

способен и готов формировать группы риска по иммунодефицитным состояниям и аллергическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);

диагностическая деятельность

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

лечебная деятельность

способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);

способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);

организационно-управленческая деятельность

способен и готов понимать иерархию управления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение иммунологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача иммунолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача иммунолога (ПК- 41);

способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);

способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в хосписы (ПК- 45);

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);

психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования;

- основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии.

Уметь:

- обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;

- интерпретировать результаты иммунологического обследования, поставить пациенту предварительный диагноз;

- наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

Владеть:

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;

- алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам;

- техникой сбора биологического материала для лабораторных исследований;

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

VII

Аудиторные занятия (всего)

72

36

36

В том числе:

-

-

-

Лекции (Л)

12

6

6

Практические занятия (ПЗ)

60

30

30

Самостоятельная работа (всего)

36

18

18

В том числе:

-

-

-

Реферат (написание и защита)

22

12

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

14

6

8

Общая трудоемкость: часы 108

зачетные единицы 3,0

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Основы иммунологи

Неспецифические и специфические механизмы реактивности.

Структурно-функциональная организация иммунной системы. Онтогенез иммунной системы человека

Антигены. Классификация. Пути поступления. Метаболизм антигенов в организме.

Главный комплекс гистосовместимости человека (HLA).

Иммунный ответ. Антигенное рапознование. Антиген-представляющие клетки. Межклеточные взаимодействия. Клеточный и гуморальный ответ.

Антитела. Виды, строение, свойства. Образование иммунных комплексов. Цитотоксичекие реакции.

Регуляция иммунного ответа. Гормоны и цитокины иммунной системы.

Особенности иммунного ответа у детей (иммунопедиатрия) и у лиц старческого возраста (иммуно-геронтология.).

Методы исследования иммунного статуса и принципы его оценки.

Первичные и вторичные иммунодефициты, классификация. Основные клинические формы, иммунодиагностика.

2.

Аллергология

Аллергия. Определение понятия и общая характеристика аллергии.

Классификация аллергических заболеваний I, II, III, IV, V типов (по Gell. Coombs).

Аллергия анфилактического типа (анафилактический шок, местная анафилаксия). Этиология, патогенез, клиника. Методы специфической десенсибилизации.

Аллергия атопического типа.

Цитотоксическая аллергия.

Иммунокомплексная аллергия. Сывороточная болезнь. Феномен Артюса.

Клеточно-опосредованная аллергия.

Трансплантационная аллергия

Аутоиммунная патология, механизмы развития, классификация, иммупонатогенез основных форм, иммунодиагностика.

3.

Клиническая иммунология

Лекарственная, пищевая и инсектная аллергия. Сенсибилизация организма медицинского персонала сто­матологических учреждений.

Непереносимость стоматологических материалов из акрилатов: этиология, патогенез, диагностика. Непереносимость изделий из латекса, гипса. Непереносимость металлических зубных протезов: этиология, патогенез, диагностика, профилактика и принципы лечения. Амальгамы, их характеристика, влияние на ткани полости рта и организм.

Содержание иммуноглобули­нов S-IgA, A, G, М в слюне, десневой жидкости, жидкости десневого кармана. Исследование клеточного состава ротовой жидкости. Оценка иммунитета ротовой полости.

Кожные пробы и другие методы аллергодиагностики. Неаллергические формы непереносимости к материалам и препаратам, используемым в стоматологии.

Неотложная помощь в аллергологии.

Иммунотерапия, определение, виды. Иммунопрофилактика.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconТест №10. «Законодательство РФ об образовании» в конституции Российской...
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями общей и частной инфектологии, а также знаниями по фтизиатрии, с применением принципов диагностики,...
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ
Российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины сформировать у студентов знания о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск