МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
| УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
| Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
| ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ
|
|
| Для студентов обучающихся по:
|
| специальности
| Стоматология
|
|
|
|
| Форма обучения
| очная
|
|
|
| Москва
2011 г.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - сформировать у студентов знания о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления.
При этом задачами дисциплины являются:
- изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;
- изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, в том числе органов ротовой полости, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов;
- изучение основной гистологической международной латинской терминологии;
- сформировать у студентов умение микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа;
- сформировать у студентов умение идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры, в том числе челюстно-лицевой области на микроскопическом уровне;
- сформировать у студентов умение определять лейкоцитарную формулу;
- сформировать у студентов представление о методах анализа результатов клинических лабораторных исследований, их интерпретации и постановки предварительного диагноза;
- сформировать у студентов навыки самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы;
- сформировать у студентов навыки работы с научной литературой;
- сформировать у студентов навыки организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;
- сформировать у студентов представление об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;
- сформировать у студентов навыки общения и взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» относится к математическому, естественнонаучному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом, втором и третьем семестрах. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, история медицины, медицинская латинская терминология, иностранный язык;
- в цикле математических, естественно-научные, медико-биологические дисциплины в том числе: биология, физика, общая химия, органическая химия, анатомия человека, нормальная физиология. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурными (ОК):
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);
способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);
способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).
б) профессиональными (ПК):
профилактическая деятельность
способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);
способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).
способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);
способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);
способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);
способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);
диагностическая деятельность
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);
способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);
способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, могущих привести к формированию вариантов, аномалий и пороков (ПК-22);
способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность
способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
правила работы и техники безопасности в биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
функциональные системы организма человека, принципы их регуляции и саморегуляции при воздействии с внешней средой в норме и при возрастных изменениях;
структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования.
Уметь:
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических, иммуногистохимических препаратов;
анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов.
Владеть:
интерпретацией результатов наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;
медико-функциональным понятийным аппаратом;
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| I
| II
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 120
| 72
| 48
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 30
| 18
| 12
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 90
| 54
| 36
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 60
| 36
| 24
|
| В том числе:
| -
| -
| -
|
| Работа с дополнительной учебной и научной литературой
| 11
| 7
| 4
|
| Реферат (написание и защита)
| 8
| 8
| 0
|
| Научно-исследовательская работа в СНК
| 15
| 7
| 8
|
| Выступление с докладом на конференции СНК кафедры, СНО вуза
| 2
| 2
| 0
|
| Работа с обучающими и контролирующими программами в сети интернет
| 24
| 12
| 12
|
| Подготовка и сдача экзамена
| 36
|
| 36
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет)
| экзамен
|
| экзамен
|
| | |