Скачать 2.32 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской ФедерацииФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»Н.В. Иванова БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Чебоксары 2009 г. Министерство сельского хозяйства Российской ФедерацииФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР, доцент ___________ Р.М. Айзатов «____»_____________2009 г. Н. В. Иванова БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Рекомендовано Методическим советом академии (протокол № ___ от ___________2009г.) Рекомендовано Методической комиссией (протокол № 2 от 12 ноября 2009 г.) Рассмотрено на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита (протокол № 4 от 3 ноября 2009 г.) Чебоксары 2009 г. УДК 657 ББК 65.052 И 21 Рецензенты: Н.Е. Григорьева, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, к.э.н. И.Н. Герасимова, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, к.э.н. Иванова Н.В. Бухгалтерское дело: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). – Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2009. 137 с. Дисциплина «Бухгалтерское дело» является дисциплиной специализации для студентов 5-го курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачету. УДК 657 ББК 65.052 Учебное издание Иванова Надежда Васильевна БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО Учебно-методический комплекс Компьютерный набор, верстка Н.В. Иванова Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman Усл. п.л. 11,4. Изд.№___-2009. Тираж …… Отпечатано в РИО ФГОУ ВПО ЧГСХА © Н. В. Иванова, 2009 © ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Бухгалтерское дело» является интегрированным курсом, обобщающим изучение специальных и профилирующих дисциплин. Цель ее преподавания — формирование у студентов общего представления об организации и функционировании бухгалтерских служб предприятий, организаций, фирм и учреждений; обобщение полученных ранее знаний для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора. Изучение ее предполагается после завершения дисциплин «Теории бухгалтерского учета», «Бухгалтерского (финансового) учета», «Бухгалтерского (управленческого) учета», «Бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Ревизия и контроль», «Аудит», «Экономический анализ» и др. Основной задачей изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту. В ходе изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» студенты должны получить знания: - о нормативном регулировании бухгалтерского учета и аудита; - об основах организации бухгалтерии; возникновение и развитие профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов; - о правилах ведения бухгалтерского дела в организациях разных форм собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения; - о критериях выбора и обоснования учетной и налоговой политики организации; - о специфике бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных; - об особенностях взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными организациями и третьими лицами. По завершении изучения этого курса студенты должны уметь: - описывать и интерпретировать роль и принципы финансового учета и аудита; - регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета; - составлять финансовую отчетность корпоративных предприятий; - представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбитражном суде; - организовать и провести аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского учета и отчетности; разбираться в международных стандартах бухгалтерского учета и аудита. В результате изучения содержания курса студенты должны овладеть основными навыками организации бухгалтерского дела и уяснить общие требования, сущность, содержание бухгалтерского дела, а также ознакомиться с процессом формировании профессии современного бухгалтера и аудитора. Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов с материалами лекций, практических занятий и рекомендованной литературой, групповые и индивидуальные консультации. Формы контроля: итоговый контроль за семестр: экзамен. РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для преподавания дисциплины «Бухгалтерское дело» необходимо базироваться одним из основных дисциплин «Теория бухгалтерского учета», «МСФО», «Аудит», «Бухгалтерский финансовый учет» и следовать рабочей программе, представленной во втором разделе УМК. По данной дисциплине студенты проходят 18 часов лекций и 28 часов практических занятий. Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит лабораторные занятия, организует самостоятельную работу студентов, проводит консультации, руководит докладами студентов на научно-практических конференциях, осуществляет текущий, промежуточный и итоговый формы контроля. Главным звеном дидактического цикла обучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является лекция. Ее цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим требованиям:
В лекциях излагается основы изучаемой дисциплины: обосновывается теоретико-методологические и практические положения современной концепции бухгалтерского дела; основные принципы и требования бухгалтерского учета, изучаются нормативные акты по бухгалтерскому учету, изучаются основные функции работников бухгалтерской службы, организация бухгалтерского дела в разных организационных формах хозяйствующих субъектов. Студенты обязаны посещать лекции и вести их конспекты. По вопросам, обозначенным в лекциях, проводится лабораторные занятия. Студенты обязаны подготовить и усвоить лекционный материал, прочитать учебную литературу, а также соответствующие статьи из экономических журналов и ИНТЕРНЕТ - материалы. Лабораторное занятие начинается с вступительного слова преподавателя, в котором называются тема, цель, задачи, вопросы для рассмотрения. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания для самостоятельной работы. Желательно, чтобы преподаватель в той или иной форме опросил каждого студента. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и проставлением оценок. Соответственно преподаватель должен дать задание студентам к следующему лабораторному занятию, - какие вопросы подготовить, какую литературу прочитать, какие самостоятельные задания выполнить и провести контроль за его выполнением. Преподаватель оказывает помощь студентам при выборе тем докладов на научно-практические конференции, их подготовке и написанию статей и тезисов в сборники, публикуемые по результатам данных конференций. Важным направлением организации изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» является осуществление контроля за уровнем усвоения изучаемого материала, с целью чего используются инструменты текущего, промежуточного и итогового форм контроля. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
учебной дисциплины При изучении дисциплины «Бухгалтерское дело» студенты должны пройти общие часы, предусмотренные тематическим планом (18 часов лекции, 28 часов лабораторных занятий и 46 часов самостоятельной работы). Дисциплина изучается студентами на пятом курсе, девятом семестре, когда они уже освоили практически все основные экономические курсы и соответственно имеют необходимый экономический базис. Во-первых, студенты обязаны посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов и проводится их математическое описание. Во-вторых, студенты обязаны посещать лабораторные занятия, готовиться к ним и активно работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. На лабораторных занятиях студенты отвечают на основные и дополнительные вопросы, участвуют в их обсуждении, решают задачи, выступают с рефератами. В конце занятия преподаватель подводит итоги работы студентов и выставляет им оценки. В-третьих, студенты занимаются самостоятельной работой, которая включает в себя ответы на вопросы и тесты, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем. В-четвертых, студенты под руководством преподавателя занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам. В-пятых, преподаватель для студентов проводит еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также все остальные, испытывающие потребности в помощи преподавателя при изучении микроэкономики. Посещение всех занятий позволит студентам освоить данный курс и подготовиться к сдаче экзамена. Для самостоятельной подготовки можно пользоваться литературой, которая имеется в библиотеке ЧГСХА, статьями из ведущих журналов, а также справочно-правовой системой ГАРАНТ. 1.2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса: УМК может быть использовано студентами очной и заочной формы обучения в учебном процессе и преподавателями при ведении учебных занятий. При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на изучение теоретического материала, а для закрепления теоретического материала необходимо решить задачи и тестовые материалы. Для более углубленного изучения материала необходимо самостоятельно изучить международные и национальные стандарты, а также порядок формирования и учета всех первичных документов, а также регистров бухгалтерского учета. 1.2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса. При изучении темы №1 «Сущность бухгалтерского дела и его содержание» особое внимание следует обратить на историю развития бухгалтерского дела, на цели и задачи дисциплины и на взаимосвязь с другими науками. При изучении темы №2 «Бухгалтерская информация в системе управления организацией, ответственность за налоговые правонарушения» особое внимание следует обратить на роль бухгалтерской информации в управлении организацией, на информацию, составляющей коммерческую тайну, на ответственность за налоговые правонарушения. При изучении темы №3 «Формирование профессии бухгалтера - аудитора» особое внимание следует обратить на формирование международных и национальных профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов, на получение аттестата профессионального бухгалтера и аудитора, на профессиональную этику бухгалтера. При изучении темы №4 «Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией» особое внимание следует обратить на организацию бухгалтерской службы, на функции главного бухгалтера и бухгалтерской службы, на права, обязанности, ответственность главного бухгалтера и работников бухгалтерской службы. При изучении темы №5 «Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России» особое внимание следует обратить на основные принципы ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности, на национальные нормативные акты. При изучении темы №6 «Система внутреннего контроля предприятия. Хозяйственные операции – важные объекты бухгалтерского дела» особое внимание следует обратить на организацию внутреннего контроля в организации, на хозяйственные операции. При изучении темы №7 «Специфика бухгалтерского дела и внутреннего аудита в компьютерной среде» особое внимание следует обратить на современные системы автоматизации, на организацию автоматизированного рабочего места бухгалтера и аудитора, на переход на автоматизированную систему учета. При изучении темы №8 «Организация документооборота на предприятиях» особое внимание следует обратить на организацию документооборота, на ответственность за нарушение хранения документов, на защиту текущей информации. При изучении темы №9 «Финансовый учет и отчетность для различных видов организационных единиц» особое внимание следует обратить на организацию бухгалтерского и налогового учета на предприятиях различных организационно-правовых форм. При изучении темы №10 «Профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла предприятия» особое внимание следует обратить на особенности бухгалтерского дела на стадии организации, реорганизации, ликвидации. 1.2.3. Рекомендации по работе с литературой. При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить внимание на следующие литературные источники: 1. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Хахоновой. - Москва: ИЦК «Март», 2003 г. 2. Бухгалтерское дело; Учебное пособие для вузов. Под ред. Профессора Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. 3. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Бухгалтерское дело. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г. 4. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело. Учебник. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2003г. 5. Справочно - правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс». К основным (базовым) литературным источником учебной дисциплины относятся: 1. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Бухгалтерское дело. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г.; 2. Справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс». 1.2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса. В разделе 9 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в том, что для их решения необходимо изучить теоретический курс дисциплины «Бухгалтерское дело», знать бухгалтерский учет, Налоговый кодекс. 1.2.5. Советы по подготовке к экзамену. При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:
Опыт приема экзамена выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам:
Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем изучить теоретический курс бухгалтерского дела, повторить основные моменты бухгалтерского учета, план счетов, а также законодательно-нормативные акты по бухгалтерскому учету. РАЗДЕЛ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Цели и задачи учебной дисциплины Дисциплина «Бухгалтерское дело» играет важную роль в подготовке специалиста по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Данная дисциплина изучается на базе следующих дисциплин «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Налоги и налогообложение», «Контроль и ревизия», «Бухгалтерский управленческий учет». Учебная дисциплина предназначена для студентов 5 курса бухгалтерского отделения экономического факультета и изучается ими в первом семестре. В соответствии с назначением учебной дисциплины, основной целью дисциплины «Бухгалтерское дело» является изучение сущности бухгалтерского дела, его содержания, направления формирования профессии современного бухгалтера и аудитора, а также правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией. Изучение дисциплины основывается на системе научных методов и специальных методов экономической науки. При изучении курса необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, приказами Министра финансов РФ. Исходя из названной цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи, а именно: * рассмотрение бухгалтерского дела как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для успешного управления предприятием и делового сотрудничества за его пределами; * получение методологического представления о роли и значении бухгалтерского дела в условиях перехода к рынку; * овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса на всех предприятиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности; * ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, технологией обработки учетной информации, учётными регистрами и формами бухгалтерского учета. 2.3. Требования по уровню освоения дисциплины По окончанию изучения учебной дисциплины студент должен получить основные представления, знания, умения и навыки. Представления, знания, умения, навыки представлены в таблице №1. Таблица 1 Требования к уровню освоения дисциплины
Продолжение таблицы 1
2.4. ФОРМЫ ИТОГОВОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ После выполнения учебного плана по дисциплине «Учет в бюджетных организациях» студенты сдают экзамен. Текущий контроль включает 3 модуля, в ходе которых студент должен набрать от 55 до 70 баллов. Модуль представляет: письменная контрольная работа, реферат и тестовый контроль. До экзамена должны быть отработаны все пропуски. На экзамене студент может набрать 30 баллов. В виде таблицы вышесказанное выглядит следующим образом: Таблица 2 Формирование текущего контроля
Оценочное значение: от 55 до 70 – «удовлетворительно» от 71 до 84 – «хорошо» от 85 до 100 – «отлично». 2.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 3 «Бухгалтерское дело» для студентов очной формы обучения на 5 курсе бухгалтерского отделения экономического факультета
|