Скачать 305.54 Kb.
|
МИНСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Программа организации и проведения практик для подготовки студентов высшего профессионального образования по направлению 034300 «Физическая культура» квалификация (степень) бакалавр Профиль: «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», «Физкультурное образование» Составитель: Е.А.Корякина. - 2012 - СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В Воронежском государственном институте физической культуры реализуется основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура» квалификации (степень) «бакалавр», профиль: «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» и «Физкультурное образование». В соответствии с государственным стандартом от 15 февраля 2010 года за № 121, предусмотрено организация и прохождение студентами дневного и заочного факультетов в период обучения двух обязательных практик: педагогической в общеобразовательной школе и профессионально-ориентированной практики. Педагогическая практика проводится в муниципальных образовательных учреждениях общего среднего образования, имеющих необходимое для проведения уроков физической культуры материально-техническое оснащение и квалифицированных учителей-методистов. Профессионально-ориентированная практика проходит в учреждениях дополнительного образования: детско-юношеских спортивных школах или других физкультурно-спортивных организациях, имеющих необходимую материально-техническую базу, условия для организации практики и высококвалифицированных специалистов, способных выполнять обязанности методистов. Практика в организациях проводится с начинающим контингентом занимающихся, а в исключительных случаях – с учащимися учебно-тренировочных групп. Практика состоит из нескольких этапов: - учебная, проводится в период освоения спортивно-педагогических дисциплин и дисциплин специализации; - педагогическая и профессионально-ориентированная содержат два раздела: ознакомительный – просмотр занятий, знакомство с документацией и проведение части занятия под руководством методиста (учителя, тренера); самостоятельное проведение занятий (уроков, тренировок). Педагогическая практика организуется руководителем практики института с заключением договоров, распределением студентов по базам и закреплением методистов-преподавателей института за бригадами практикантов. Профессионально-ориентированная практика организуется выпускающими кафедрами под руководством руководителя практики института. Началом практики является установочная конференция с участием студентов, учителей общеобразовательных школ, методистов института и методистов баз практики, где сообщаются задачи, содержание и ожидаемые результаты практики. Каждый вид практики завершается итоговой конференцией с участием методистов института и методистов базовых организаций, где обсуждаются итоги, отмечаются положительные и отрицательные стороны в подготовленности студентов-практикантов, насчитываются пути повышения качества подготовки специалистов. По каждому виду практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию, предусмотренную программой практики. Студенты факультета заочного обучения все практики проходят индивидуально. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 1.1. Цель практики. Формирование профессиональных качеств преподавателя физического воспитания совершенствование личностных свойств и творческих способностей в конкурсных условиях педагогической деятельности. 1.2. Задачи практики. 1. Совершенствование умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. 2. Приобрести профессионально значимые умения и навыки в условиях педагогической работы с учащимися общеобразовательных учебных заведений. 3. Изучение опыта работы по физическому воспитанию в современных условиях общеобразовательных учебных заведений. 1.3. Требования к подготовленности практикантом. 1.3.1. Организация и проведение учебных занятий. В планировании учебной работы студент-практикант должен уметь следующее: - составить годовой план-график освоения программного материла; - составить конспекты уроков; - сформулировать общие и частные задачи урока. В организации и проведении учебных занятий студенту-практиканту необходимо уметь: - подготовить инвентарь и места занятий; - выбирать формы организации учащихся для эффективного решения задач урока; - выбирать место и руководить учащимися, используя четко и правильно подаваемые команды и распоряжения; - вести педагогический контроль за учениками. В обучении и развитии физических качеств, практикант должен уметь: - дифференцированно использовать методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств; - объяснить и показать упражнения, определить и устранить ошибки в выполнении, осуществлять грамотно страховку и помощь; - сообщать теоретический программный материал; - учитывать индивидуальные особенности развития учащихся в проведении занятий. В анализе эффективности учебного процесса практикант должен иметь навыки: - наблюдения и анализа деятельности преподавателя и учащихся; - проведения хронометрирования урока; - проведения педагогического анализа урока. 1.3.2. Организация и проведение внеклассной и воспитательной работы в общеобразовательных школах. Студент-практикант должен иметь знания и совершенствовать умения в организации секционной внеклассной работы в соответствии своей специализации. Принять участие в организации, проведении и судействе спортивных и физкультурно-массовых мероприятий. Уметь сочетать обучение с нравственным, эстетическим и умственным воспитанием. Осуществлять индивидуальный педагогический подход в воспитании трудолюбия и стремления к совершенству. 1.4. Организация практики. Согласно учебного плана, педагогическая практика для студентов 3 курса организовывается в 5 семестре на факультете дневного обучения и в 7 семестре – на факультете заочного обучения и проводится в общеобразовательных учреждениях (МОУ СОШ, Гимназии, МОКи, УВКа). Продолжительность практики 4 недели (216 часов ((6 зачетных единиц) (см.табл.1). Таблица 1. Примерный объем работы практиканта
Предварительная работа по организации практики проводится методистом практики института. Она состоит в подборе базовых общеобразовательных учебных заведений, имеющих достаточную материальную базу и опытных высококвалифицированных учителей; заключении договоров; в распределении студентов по бригадам и определении методистов. Началу практики предшествует совещание методистов института и учителей-методистов общеобразовательных учреждений, и установочная конференция. На протяжении первой недели студенты встречаются с руководством школы, знакомятся с материально-технической базой для проведения учебного процесса по физическому воспитанию, изучают документацию планирования, просматривают уроки, составляют индивидуальные планы, участвуют в проведении уроков в качестве помощников. Далее уроки проводятся самостоятельно одним-двумя студентами в зависимости от подготовленности. Как правило, студенты распределяются по бригадам с учетом их специализации и специализированной направленности учебного заведения. Каждая бригада составляется из студентов разных специализаций. Итоговая оценка за практику является дифференцированным зачетом, который отражает эффективность работы практиканта в проведении учебной, внеклассной и воспитательной работы, отраженных в подготовленной документации и заверенных характеристикой. Студент не прошедший практику по неуважительной причине или получивший неудовлетворительную оценку по результату считается профессионально непригодным. 1.5. Программа практики. В период педагогической практики в общеобразовательной школе студент обязан выполнить следующие виды работ:
По окончании практики студенту методистом школы дается характеристика с суммарной оценкой всех видов его работы. Документация вместе с характеристикой принимается методистом института и студенту выставляется итоговая оценка. 1.6. Отчетная документация студента-практиканта. Перечень отчетных документов, представляемых студентом по итогам практики: - индивидуальный план работы; - рабочий план прохождения учебного материала для прикрепленной параллели классов; - 3 развернутых конспекта самостоятельно проведенных уроков, в том числе конспект контрольного урока; - 2 конспекта внеклассных занятий; - тезисы беседы (лекции) воспитательной направленности; - сценарий физкультурно-массового или спортивного мероприятия; - протокол хронометрирования урока физической культуры; - протокол исследования динамики пульсовой кривой на уроке физической культуры. - протокол педагогического анализа урока физического воспитания; - дневник практиканта; - характеристика методиста школы, заверенная печатью школы; - отчет практиканта. |