Скачать 74.42 Kb.
|
Конспект учебного занятия по курсу «Грамота» для 1 класса Провела: учитель Емельянова О.Н. Тема: Буква Ю (ю). Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром. Письмо печатной и строчной буквы Ю (ю). Цели : Познакомить учащихся с функцией гласных у, ю. Научить правильно писать заглавные и строчные буквы Ю (ю) в прописи. Познакомить с единицей измерения длины – сантиметром. Продолжить формирование умения составлять задачи. Познакомить с более короткой записью для действия вычитания. Рассказать о назначении линейки и об ее использовании, научить измерять отрезки. Развивать устную речь учащихся: умение давать полные и развернутые ответы на вопросы, строить связные высказывания на заданную тему. Отрабатывать призносительные навыки учащихся. Развивать фонематический слух учащихся: упражнять в слого - звуковом анализе слова. В видении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристике. Развивать умение пользоваться линейкой для измерения отрезков. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы детей. Ход урока 1. Речевая разминка: 1) для постановки речевого дыхания: упражнение «Паровозик». Дети встали друг за другом, сделали глубокий вдох, на выдохе «чух - чух – чух». Начинаем тихо, постепенно увеличиваем силу голоса и в конце затихаем. (Учитель «дирижирует»); 2) артикуляционные упражнения: - артикуляционная разминка; - упражнение «Инопланетяне». Постепенное перенесение ударения с одного гласного на другой, при этом получается необходимое слово, которое произносится сначала медленно, потом быстро (а, о, и, ы, у, э ) 3) дирекционные упражнения: «У Юры юла заюлила» - Какие звуки здесь повторяются? - Проговорите не спеша, выделяя эти звуки. - Я буду хлопать, а вы, ориентируясь на мои хлопки произносите скороговорку (сначала медленно) -А теперь скажите эту скороговорку так, как будто вы в восторге (очень рады, очень огорчены) Эмоциональный настрой. На доске нарисован лабиринт, в котором в темном углу сидит Буратино. - Ребята, Буратино таится в темном сыром чулане у Карабаса-Барабаса. Но надо пройти сложный лабиринт. Давайте с вами хорошо работать. Как только мы справимся с какими-то заданиями, тотчас сделаем 1 шаг в лабиринте и может в конце урока нам удастся его спасти. 2. Работа по учебнику. Звуковой анализ слова ключ, утюг. Знакомство с буквой Ю(ю). - Посмотрите на верхнюю картинку на странице 58, что на ней изображено? - Прочитайте слово «ключ» ведя по по схеме звукового состава указкой. - Произнесите слово «ключ» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите этот звук. -Какой это звук, гласный или согласный, (твердый или мягкий)? Какой фишкой мы его обозначим. Назовите его мягкую пару. -Произнесите слово «ключ» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите второй звук. Определите, какой это звук и какой фишкой его обозначим. Назовите его твердую пару. -Произнесите слово «ключ» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите третий звук.(Если дети говорят, что это «ю», учитель еще раз читает слово «кл,ууч» выделяя звук «у» и добивается верного ответа: третий звук «у»). - Какой это звук? - Какой буквой мы вчера обозначали звук «у» после твердых согласных? (буквой «у») Но в слове «ключ» букву «у» ставить нельзя. Если в слове звук «у» находится сразу после мягкого согласного звука (учащиеся показывают зеленую фишку в слове), он никогда не обозначается буквой «у».Мы слышим звук «у» , но после мягкого согласного обозначаем его буквой «ю».Запомните это!!! -А теперь посмотрите на эту букву и поставьте ее после зеленой фишки. - Найдите четвертый звук в слове «ключ». Обозначьте мягкий согласный «ч» зеленой фишкой. -Давайте еще раз повторим правило: если в слове звук «у» находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой «ю». -Определите, сколько в слове «ключ» согласных звуков, гласных, сколько всего мягких согласных, сколько твердых, на сколько мягких согласных больше, чем твердых? -Проведите самостоятельно звуко- буквенный анализ слова «утюг». -Объясните, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков и почему? Работа в тетради «Грамота №2» 3. Письмо печатной буквы «ю».Подготовка к письму письменных букв. - Сравните между собой печатные и письменные буквы и скажите, какие буквы, заглавные или строчные больше похожи друг на друга? (Повторение правил посадки и разминка рук ) - Назовите элементы из которых состоит заглавная печатная буква Ю. Напишите строчку печатных букв ю. - Напишите строчку печатных строчных букв ю. - Посмотрите на элементы, написанные на пятой строчке, учились ли мы раньше писать такой элемент? -В какой письменной букве мы с вами видели такой элемент? (Первый элемент письменной заглавной буквы «А») -Расскажите про направление при письме этого элемента.(Первый элемент письменной заглавной буквы «А».Его надо писать сверху вниз) -А теперь расскажите, что надо делать, чтобы написать этот элемент.(Начать движение на верхней линии рабочей строки, вести наклонную вертикальную линию вниз , не доходя до нижней рабочей строки, начать закругление влево, коснуться нижней линии рабочей строки и плавно закончить закругление.) -Давайте пропишем этот элемент в воздухе. -А теперь выполним работу на пятой строке. Я прошу вас остановиться тогда, когда на строке будет семь элементов.(При возникновении трудностей- разбор наиболее типичных ошибок и написание элементов до конца рабочей строки). 4. Физкультминутка. Упражнение «Самокат». Дети принимают позу, как будто они едут на самокате и, меняя поочередно ногу, говорят: Самокат, самокат самокату очень рад! Самокат качу, качу, самокат куда хочу! 5. Работа по учебнику. Решение задач. Знакомство с единицей длины –сантиметр. Подбор слов со звуком «у» по схемам. -Составьте задачи по рисункам на странице 60 и запишите решение, используя цифры. -Объясните правильность решения составленной задачи и выбор знака. -Посмотрите на фишки, изображенные под рисунком с цыплятами. Расскажите, что обозначает каждая желтая фишка, что обозначает каждая зачеркнутая фишка. -Можно ли ответить на вопрос: «Сколько цыплят осталось?», не пересчитывая цыплят, поясните свой ответ. -Отберите из кассы карточки с цифрами и прочитайте получившуюся запись. 7 без 3 – это 4. - С сегодняшнего дня , ребята, вместо слова «без» мы будем писать знак «-« (минус), вместо слова «это» знак «=» (равно).Как же прочитать запись 7-3=4? «семь минус три равно четыре» или « из семи вычесть три получится четыре». -Посмотрите на верхний рисунок. Мы составили к нему две записи со словами «без» и «это». Прочитайте теперь эти записи со знаками «минус» и «равно» двумя способами. 9-3=6 9-6=3 -Ребята, достаньте белый кубик из набора «Цветные палочки».Его длина равна 1 см . Записывают это так -1 см. -Посмотрите на верхний рисунок стр. 61.Давайте проверим, верно ли указано, что длина черного отрезка 6 см , длина красного отрезка- 3 см. Как вы думаете, с чего надо начать работу? -А теперь измерим длину большого ключа на стр.58 и длину маленького ключа на стр. 59. -Ребята, мы с вами доказали, что длина красного отрезка- 3см, а как называется предмет, на котором расположен этот отрезок? -А теперь мы можем пользоваться для измерений длины не белым кубиком, а линейкой – специально предназначенным для этого предметом. Как вы думаете, как мы будем это делать?
-Расскажите, как расположены ключи на рисунке? - Что показывает каждая чистая фишка, расположенная правее ключей? - Как расположены фишки (по две четыре раза). - Сколько фишек? - Назовите слова, которые начинаются со звука «у» (заканчиваются звуком «у», у которых «у» в середине) . Кенгуру называют два раза, а почему? - Логическая задача: отгадайте, какой предмет задуман; он расположен не в левом и не в правом столбце и он не красного цвета. (Кукуруза). Следующий предмет расположен не в верхней строке, не в левом и не в среднем столбце.(Рюкзак). 6. Работа в тетради «Грамота №2» Измерение длины отрезка с помощью линейки. Решение задач. Сравнение чисел. - А теперь вы мне расскажете для чего используется линейка. Рассмотрите свои линейки, определите, какое расстояние между 1 и 2 , между 3 и 4 , между 5 и 6 . -Проверьте длину розового отрезка, узнайте длину желтого отрезка и запишите ее. - Определите длину синего отрезка. Объясните, надо ли для этого прикладывать линейку. - Рассмотрите следующий отрезок и определите его длину. Найдите длину фиолетового и синего отрезка. Расскажите еще раз, как найти длину отрезка. - Дорисуйте стороны треугольника. А чтобы это сделать, надо вспомнить, как правильно соединить две точки с помощью линейки. А теперь найдите длины сторон этого треугольника, дайте им характеристику. - Рассмотрите 1 задание на стр. 17. Расскажите, что показывает число 9? Сколько нарисовано птичек? Какую задачу по этому рисунку можно составить? - Прочитайте запись под рисунком: 5 + ***= 9 . - Догадайтесь, какое число надо прибавить? - А теперь самостоятельно дополните модель данной задачи необходимым количеством фишек. - Дополните пропущенное число. - Найдите последнее задание в левом столбце. Из двух чисел раскрасьте синим карандашом большее число. Определите по линейке штрих с числом 9 и штрих с числом 7. - Найдите на линейке число 0 и 2, расскажите, какое из них на линейке расположено правее? Какое из этих чисел больше? Раскрасьте карточку с большим числом зеленым карандашом. 7. Физкультминутка. 8. Дифференцированная работа. - Разгадайте кроссворд. - Составьте задачу по рисунку, решение выполните фишками. (Послушать детей решивших задачу разными способами ) - Сравните ключи, которые изображены на страницах 58 , 59. Расскажите, чем они похожи и чем отличаются. - Назовите порядковый номер схемы слова «рюмка» и слова «люстра». Выполните звуко- буквенный анализ этих слов, используя фишки и буквы. Определите, в каком слове больше звуков, на сколько больше. В каком слове меньше звуков, на сколько? 9. Закрепление зрительного образа буквы «ю». Отработка правил обозначения гласных звуков буквами. - Закрасьте красным карандашом в тетради («Я учусь писать и считать») на стр. 26 части рисунка, в которые вписана «ю». - Проведите звуко- буквенный анализ слов «утюг, ключ, брюки», вписывая буквы в клеточки, помеченные знаком «перо».Назовите различия в словах «утюг» и «ключ». Объясните, что общее у слов «утюг» и « брюки». 10. Итог урока. 11. Рефлексия. |