1.Аннотация
Отчет «Анализ технологий и систем управления электронным обучением» ставит своей целью провести анализ технологий и систем управления электронным обучением и определить системы, которые могут быть использованы в рамках проекта «Виртуальный национальный университет». В отчете рассмотрены наиболее распространенные технологии управления электронным обучением, выделены требования к системам организации ЭО. Проведен анализ стандартов и спецификаций электронного обучения. На основе изучения возможностей систем с открытым исходным LMS «Moodle» и «Sakai» определены как наиболее перспективные для использования в качестве базовой платформы в рамках проекта «Виртуальный национальный университет»
2.Цели и задачи
Цели:
провести анализ технологий и систем управления электронным обучением;
определить системы, которые могут быть использованы в рамках проекта «Виртуальный национальный университет»
Задачи:
рассмотреть существующие технологии электронного обучения;
выделить требования в системам организации ЭО;
проанализировать существующие стандарты и спецификации электронного обучения;
провести обзор коммерческих и свободно распространяемых систем организации электронного обучения;
выяснить возможности систем организации электронного обучения с открытым кодом.
3.Электронное обучение
В последние годы на Западе получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением.
Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня является расширением термина «дистанционное обучение». ЭО - более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В настоящее время интерес к электронному обучению неуклонно возрастает. В отечественных вузах разработано большое количество курсов, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий в обучении.
4.Технологии электронного обучения
Эффективность электронного обучения существенно зависит от, используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.
Программное обеспечение для ЭО представлено как простыми статическими HTML страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.
Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.
Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения.
Во всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить следующие группы:
авторские программные продукты (Authoring Packages),
системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),
системы управления контентом (содержимым учебных курсов) (Content Management Systems - CMS),
системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS)
Авторские программные продукты
Авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель, используя какую-либо технологию (HTML, PowerPoint, TrainerSoft, Lectura) или просто создавая электронный документ разрабатывает учебный контент.
Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы студентов. С другой стороны отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования.
Разработка подобных курсов в основном ведется преподавателями энтузиастами и носит несистематический характер.
Системы управления обучением
Эти системы обычно предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях (например, Blackboard, e-College или WebCT), другие – на корпоративное обучение (Docent, Saba, Aspen). Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса.
Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетсности. Обучаемы могут быть организованы в группы. Кроме того здесь присутсвует возможность проверки знаний и онлайн общения.
Системы управления контентом
Управление контентом электронных курсов представляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и манипулирования ими. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных, аккумулирующей образовательный контент, с возможностью поиска по ключевым словам.
Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах.
Системы управления обучением и учебным контентом
Данные системы сочетают в себе возможности двух предыдущих и являются в настоящее время наиболее перспективными в плане организации электронного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах.