Скачать 157.05 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Городского округа- г. Галич Урок- исследование по швейному делу в 11 классе (метод исследования) на тему: «Раскладка выкроек на ткани различной ширины» Преподаватель технологии: Чудецкая А.В. г. Галич 2006 Цели урока: Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Межпредметные связи: технология, черчение, изобразительное искусство, химия Оборудование
(Приложение №2)
Ход урока
Проверка готовности учащихся к уроку II. Сообщение темы урока и целей урока - Тема нашего урока. «Раскладка выкроек на ткани различной ширины» -Сегодня на уроке мы познакомимся с раскладками выкроек на тканях различной ширины, Узнаем, какие существуют виды лекал (выкроек), научимся их различать, познакомимся с оптическими свойствами ткани. Повторим и закрепим знания по темам «Дефекты конструкции. Дефекты технологии», «Подготовка ткани к раскрою», «Цветовое оформление ткани», будем учиться применять полученные знания на практике. Проведем исследование. В ходе этого исследования мы выясним, какие аспекты будут влиять на раскладку выкроек и расход количества ткани, какие существуют способы раскладки выкроек на ткани, в каких случаях они применяются. Отметим ткани, какой ширины целесообразнее использовать при раскрое и пошиве конкретных изделий. III. Повторение пройденного материала. (Учащиеся разделены на 2 группы; на манекен надето изделие с дефектами конструкции и с дефектами технологии)
Вывод:- Нам известно несколько групп дефектов: дефекты конструкции выявляются при произведении примерки и носке изделия, а дефекты технологии при более детальном рассмотрении изделия. - Прежде чем изделие сшить и даже раскроить ткань нужно к раскрою подготовить, назовите этапы подготовки ткани к раскрою (промер ткани; контроль за качеством ткани т. е определение дефектов ткачества; декатирование) - Дайте определение понятию декатирование (Увлажнение ткани во избежание усадки)
Итог опроса - Мы повторили пройденный материал и применили его на практике (оценки за работу) IV. Новый материал 1. Виды лекал - Лекалами закройщики называют вспомогательные инструменты для раскроя, которыми пользуются для удобства. (Показываю лекала и как ими пользоваться) - Но также лекалами профессионалы называют и комплекты выкроек того или иного изделия. Виды лекал Индивидуальные Базовые ( на конкретную модель, на конкретного (лекала основ на типовые человека используются один раз) фигуры разных размеров, используются многоразово, для изделий разных фасонов) (показываю различные виды лекал) - К какому виду лекал можно отнести комплект выкроек изделия построенного по своим измерениям? (лекала индивидуальные) - Почему? (для построения использовались измерения фигуры конкретного человека) - К какому виду лекал можно отнести комплект выкроек изделия построенного по измерениям из таблицы абсолютных величин? (лекала базовые) - Почему? (для построения использовались измерения типовой фигуры) - Независимо от вида лекала на него обязательно наносят
2. В тетрадь Раскладка лекал на ткани и раскрой - По вопросу раскладки лекал на ткани и раскрою у вас уже есть некоторый опыт, т. к. вам приходилось уже раскраивать различные изделия - Вспомните, что такое ткань? (текстильное изделие, выполненное из 2-х или более систем нитей, взаимно и перпендикулярно переплетенных между собой) - Какие это нити? (нити основы, направленные вдоль ткани, и нити утка направленные поперек ткани) - Что располагается по краям ткани? (неосыпающийся край – кромка) - Вспомните, в каком направлении мы производили раскладку выкроек на ткани? (вдоль нити основы) В тетрадь 1. Раскладку (лекал) выкроек производить по направлению нити основы - Перед вами лежат ксерокопии раскладок выкроек на ткани, рассмотрите ксерокопию №1 (Приложение №1), какие сначала были размещены выкройки, какие потом? (сначала размещали крупные детали, а потом, в промежутках между ними, мелкие детали) Эти промежутки называются выпадами, обратите внимание, какими срезами лекала направлены к кромкам и внутрь ткани? (лекала направлены к кромкам прямыми срезами) запишем, В тетрадь 2. Раскладку начинают с крупных деталей, укладывая их по нити основы, прямыми срезами к краям, мелкие детали размещают в выпадах. - Как по плотности уложены детали? (между ними оставлены промежутки, для припусков на швы), запишем, В тетрадь 3. В индивидуальном пошиве оставляют двойной припуск шва, если ткань позволяет, по ответственным срезам припуск допускается до 3 см., если ткани недостаточно, припуски шва не менее 1 см, в массовом пошиве припуск шва равен 1см. -Рассмотрите ксерокопию №2 (Приложение №1) (раскладка изделия с симметричными деталями) - Как сложена ткань при раскрое? (ткань сложена в сгиб) - Что значит в сгиб? (лицевой стороной внутрь, вдоль кромки), запишем В тетрадь 4. Изделия симметричными деталями, в индивидуальном пошиве, обычно кроят в сгиб - Рассмотрите ксерокопию №3 (Приложение №1) (раскладка изделия с ассиметричными деталями) - Как сложена ткань при раскрое изделия с ассиметричными деталями? (ткань сложена в разворот), запишем, В тетрадь 5. Изделия с ассиметричными деталями кроят в разворот, также в разворот раскраивают ткани нерациональной ширины, от которых при раскрое остаются большие потери. - Ткани нерациональной ширины - это узкие ткани, это ткани шириной 80 см, 110 см, 120см. Запишем, В тетрадь 6. В индивидуальном пошиве узкие ткани, ткани с нерациональной шириной допускается складывать по нити утка, чтобы раскраивать сразу по две детали и при этом располагать их рационально - На способы раскладки выкроек и раскрой влияет цветовое оформление ткани и характер лицевой поверхности ткани 3. Цветовое оформление ткани, оптические свойства ткани -Какие группы тканей по цветовому оформлению вам известны? (отбеленные, гладкокрашеные, пестротканые, суровые, меланжевые, с печатным рисунком) - Перед вами лежат карточки с образцами тканей, выберите из образцов ткани, названных цветовых оформлений - При раскрое имеет значение цветовое оформление тканей и рассматриваются оптические свойства тканей, запишем, В тетрадь Оптические свойства тканей 1. Ткани отбеленные, гладкокрашеные, меланжевые, суровые ограничений при раскрое не имеют 2. Печатные и пестротканые материалы с мелким геометрическим рисунком, цветочным или абстрактным рисунком также не имеют ограничений при раскрое. 3.Ткани с рисунком в клетку, полоску требуют симметричности рисунка на парных деталях, а также подгонки его по вертикальным швам. 4. Ткани с каймовым рисунком могут раскраиваться с нарушение нити основы (показываю ткани с каймовым рисунком, изделия из ткани с каймовым рисунком журнал Бурда №1 1996 с. 30) (Приложение №2) 5. Размер и характер рисунка должен учитываться при выборе модели для конкретной фигуры (крупный, яркий, поперечный рисунок не рекомендуется для фигур полных низкорослых или с ярко выраженными отклонениями от типовой фигуры) - Ткани могут быть матовые и с блеском, гладкие и ворсовые. 6. Матовые и блестящие ткани кроят без ограничений, а ткани с ворсом кроят так, чтобы ворс был направлен в одном направлении (в основном вверх). - Как вы думаете, почему? (т. к. от его направления зависит блеск и оттенок ткани) (Показываю ткани с ворсом:
Вывод: Итак, теоретически мы познакомились с видами лекал, со способами раскладки этих лекал на ткани, узнали, что на раскрой влияет цветовое оформление и внешний вид ткани. Сейчас все полученные знания мы применим на практике. V. Практическая работа 1. Задание и инструктаж по проведению практической работы - Распределитесь по парам, каждой паре будет выдано 2 комплекта выкроек (в масштабе 1:1 и в масштабе 1:4) и два вида ткани (в масштабе 1:1 и в масштабе 1:4) 1. Вам нужно произвести раскладку выкроек одного и того же изделия в масштабе 1:1 и в масштабе 1:4 (Приложение №3), но на тканях разной ширины и исследовать: а) на ткани, какой ширины рациональнее и удобнее производить раскладку конкретного изделия; б) какие аспекты будут влиять на раскладку выкроек и расход количества ткани. в) какое количество ткани необходимо для данного вам конкретного изделия 2. Подготовить отчет о проделанной работе по следующему плану (читаю план) (Приложение №4), план лежит перед каждой парой. -Прежде чем начнете работать вам нужно подготовить рабочее место и инструменты. - Какие инструменты вам потребуются для работы?
- Алгоритм выполнения задания прописан в технологической карте (Приложение №5) !- Напоминаю, о том, что при работе необходимо соблюдать правила техники безопасности с ножницами, с иголками, с ножом для заточки мела. !- Толщина меловой линии при раскрое не более 1 мм. 1 пара - Брюки М 1:1- ткань ширина 150 см. Брюки М 1:4 – ткань ширина 110 см. 2 пара – Халат М 1:1- ткань ширина 100 см. Халат М 1:4 - ткань ширина 80 см. 3 пара – Жакет М 1:1- ткань ширина 150 см. Жакет М 1:4 - ткань ширина 150 см. (бархат) 4 пара – Мужская сорочка М 1:1 - ткань ширина 80 см. Мужская сорочка М 1:4 - ткань ширина 150 см. (вельвет) 2. Подведение итогов и выводы исследования 1пара - Какой ширины ткань использовали для раскладки брюк? (150 и 110см) - Сколько ушло ткани в первом случае, во втором случае? (130см, 270 см) -Какие выпады пучились в первом случае во втором случае? (маленькие, очень большие) - Следовательно, какой вывод мы можем сделать? (для раскроя и пошива брюк рациональнее использовать ткань шириной 150 см) 2 пара - Какой ширины ткань использовали для раскладки халата? (100 и 80см) -Сколько ушло ткани в первом случае, во втором случае? (примерно одинаковое количество) -Какие выпады пучились в первом случае во втором случае? (в первом случае более крупные, во втором менее крупные) - Следовательно, какой вывод мы можем сделать? (для раскроя и пошива халата лучше использовать ткань шириной 800 см т. к. меньше потерь) 3 пара -Какой ширины ткань использовали для раскладки жакета? (ширина была одинаковой- 150см, но во втором случае был бархат, и нужно было соблюдать направление ворса) -Следовательно, какой вывод мы можем сделать? (при раскрое изделий из ворсовых тканей приобрести ткани на 30- 40 см больше чем необходимо) 4 пара - - Какой ширины ткань использовали для раскладки мужской сорочки? (80см и 150см вельвет) - Сколько ушло ткани в первом случае, во втором случае? (300см, 170 см – чуть больше чем в первом случае) -Какие выпады пучились в первом случае во втором случае? (в первом случае менее крупные, во втором более крупные, т. к. учитывали направление ворса и раскладывали детали в одном направлении) - Следовательно, какой вывод мы можем сделать? (для раскроя и пошива мужской сорочки можно использовать ткани шириной и 150 и 8осм но при пошиве из ворсовых тканей приобрести ткани на 30- 40 см больше чем необходимо) Общий вывод исследования: - От чего будет зависеть раскладка выкроек на ткани и количество ткани необходимое для того или иного изделия?
VI. Итог урока - Сегодня на уроке мы учились раскладывать выкройки на тканях различной ширины, применили теоретические знания на практике, и тем самым исследовали, какие аспекты будут влиять на раскладку выкроек и расход количества ткани, и на ткани, какой ширины рациональнее и удобнее производить раскладку того или иного изделия. Приложение №1 Ксерокопия №1 Раскладка изделия на ткани Ткань сложить вдвое, лицевой стороной вовнутрь Ксерокопия №2 Раскладка изделия с симметричными деталями Раскладка на ткани Ткань сложить вдвое, лицевой стороной вовнутрь Ксерокопия №3 Раскладка изделия с асимметричными деталями. Раскладка на ткани Ткань разложить в один слой, лицевой стороной вверх Приложение №2 Изделия из ткани с каймовым рисунком Приложение №3 Комплекты выкроек для раскладки в М1:4 Приложение №4 План составления отчета о проделанной работе
Приложение №5 Технологическая карта
Приложение №6 Эскизы раскраиваемых изделий, выполненные учащимися |