Утверждено





Скачать 138.86 Kb.
НазваниеУтверждено
Дата публикации09.07.2013
Размер138.86 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Экономика > Задача


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»
О
УТВЕРЖДЕНО

Проректор по научной работе

____________М.А. Федотова

«___»_______________2011 г.
БСУЖДЕНО

Протокол заседания кафедры

№ 1 от 30 августа 2011 г.

Зав. кафедрой

Н.Н. Думная
П Р О Г Р А М М А

дисциплины по выбору для аспирантов

«НОВАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Москва 2011

Аннотация

Дисциплина по выбору аспиранта посвящена рассмотрению новейших тенденций и кардинальных преобразований, происходящих в самих основах рыночной экономики под влиянием информационно-коммуникационных технологий и ряда других факторов, как в национальных, так и в мировой экономике. Рассматриваются концепции, объясняющие модификации рыночных отношений, механизмов экономического роста, фазовых переходов экономических систем и т.п. При этом применяется микроэкономический подход при рассмотрении столь различных явлений, как сетевой экономический рост и системные риски финансовой глобализации, инновации и конкуренция мировых цивилизаций.

Анализ новой экономики во многом базируется на методологии неоавстрийской школы и на синергетике. Затрагиваются проблемы включения нравственного и экологического императива в экономические системы.

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - ознакомить аспирантов с новейшими явлениями и тенденциями в национальных и мировой экономике, с малоизученными и спорными теоретическими проблемами, а также с последними достижениями экономической теории, наиболее актуальными для применения в конкретных экономических исследованиях и для использования в хозяйственной практике.

Задача дисциплины. Обеспечить современный методологический и теоретический фундамент исследовательской деятельности аспирантов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для подготовки диссертационного исследования.

Место дисциплины в структуре подготовки аспирантов

В результате освоения дисциплины аспирант должен:

знать:

  • новейшие тенденции и модификации функционирования современной экономики;

  • основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам новой экономики;

  • некоторые современные методы экономического анализа;

уметь:

  • обобщать и критически оценивать результаты новейших исследований отечественных и зарубежных экономистов, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам новой экономики;

  • выявлять перспективные направления экономических исследований;

  • анализировать и использовать различные источники информации для решения экономических задач;

  • ориентироваться в актуальных достижениях экономической теории и находить пути их приложения к конкретно-экономическим проблемам;

  • обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования, увязав ее с новейшими тенденциями развития новой экономики, представить результаты в виде эссе, размещаемого на страницах аспирантуры сайта Финуниверситета;

владеть:

  • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере.


Учебно-тематический план дисциплины


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Всего


(лекции)

  1. Синергия рыночной системы




12

  1. Новая экономика




16

  1. Смена микроэкономических структур




16

Глобализация и системные риски


12

Новая рыночная экономика в мега-измерении


12

  1. Методологические проблемы изучения новой экономики

4

ИТОГО

72 ЧАСА


ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«НОВАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА»

Тема 1.

СИНЕРГИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Рынок как общественный институт. Функции рынка. Первая функция рынка - информационная. Информация о ценах, дефицитах и затоваривании. Проблема адекватности ценовой, или рыночной информации. Вторая функция рынка – регулирующая. Перераспределение ресурсов экономики. Третья функция – интеграционная. Связь между производителями и потребителями.

Рынок как механизм саморегуляции экономики. Теория самоорганизации сложных систем – синергетика Самоорганизующаяся система как один из видов адаптивной системы. Принципы синергетики. Лавинообразные процессы. Синергетика - теоретическая основа изучения рыночной саморегуляции.

Ограничители рынка. Государство и государственное регулирование. Природа и современные экологические проблемы. Экологический императив. Нравственный императив.

Модификация информационной функции рынка в условиях новой экономики.



Тема 2.

НОВАЯ ЭКОНОМИКА

Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Новая экономика как часть постиндустриальной экономики, определяемая прогрессом науки и техники. Особая роль информационных и коммуникационных технологий. Новая экономика в узком и широком смысле слова.

Информация как ресурс. Неполная применимость принципа ограниченности ресурсов к случаю информации. Неконкурентность потребления информации. Потребление информации как формирование нового знания. Неполнота информации. Информационная асимметрия. Инновации в новой экономике.
Тема 3.

СМЕНА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Доминирование структуры. Сетевые экономические структуры как комплекс взаимосвязанных узлов. Сетевой экономический рост. Механизмы роста сетевых компаний. Мультипликационные эффекты.

Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели».

Кластер – особым образом организованный фрагмент рынка. Отличия кластера от картеля или финансово-промышленной группы. Ядро кластера. Роль университетов, НИИ, быстрорастущих фирм, государства в развитии кластеров. Функции кластеров как «точек роста» внутреннего рынка и базы международной экспансии для национальной экономики.

Аутсорсинг и его экономическая целесообразность. Риски аутсорсинга: вероятность остановки сервиса, обеспечение конфиденциальности данных и др. Преимущества аутсорсинга.

Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании. Виды виртуальной экономической деятельности. Электронная коммерция. Электронный банкинг. Дистанционная занятость. Дистанционное образование.

Изменения в механизмах разделения труда. Новые факторы экономического роста. Институциональные теории экономического роста.

Тема 4.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СИСТЕМНЫЕ РИСКИ


Тенденции движения глобальной экономики. Глобализация - новейшая стадия интернационализации хозяйственной жизни. Принципиально новое международное разделение труда. Уменьшение значения национальных границ. Глобальная финансовая система. Глобальная система обмена результатами интеллектуальной деятельности. Интернет; глобальная система продвижения товаров и услуг, международный маркетинг, реклама. Протекционизм и либерализация в международных экономических отношениях.

Системные риски финансовой глобализации – синергия в действии. Риски самоорганизующихся систем со слабым регулированием, ведущие к нестабильности, кризисам. Особенности сетевых структур финансовых и информационных систем. Несимметричное распределение информации. Риски очень больших систем. Риски неучастия в глобализации. Необходимость усиления регулирования финансовой глобализации.


Тема 5.

НОВАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В МЕГА-ИЗМЕРЕНИИ


Цивилизация как прочно сложившийся строй материальной и духовной жизни людей, основные черты которого устойчиво воспроизводятся в данном обществе в течение длительного периода времени. Экономическая система - внутренний стержень цивилизации. Три типа цивилизаций: традиционная, социалистическая и рыночная. Ресурсоограниченная и спросоограниченная экономика. Преобладание рыночной цивилизации. Основные разновидности рыночной цивилизации: 1) чистый капитализм; 2) «смешанная» капиталистическая экономика и 3) переходная экономика, два ее подвида – традиционная переходная экономика и переходная экономика нового типа.

Конкуренция локальных цивилизаций. Критерии их "отбора" в экономической сфере: закон экономии рабочего времени, или роста производительности труда, в основе которых в нашей техногенной рыночной цивилизации лежит развитие научно-технического прогресса.

Эволюции экономической системы. Общая теория эволюции сложных нелинейных систем. Неравномерность экономического развития.

Конкуренция мировых цивилизаций. Перспективы развития новой рыночной экономики в глобальных масштабах.
Тема 6.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Критерии истинности научных теорий. Абсолютная и относительная истина и критерии научности. Об­щественная практика как главный критерием истины. Дополнительные критерии: систем­ность, непротиворечивость, эмпирическая проверяемость. Субъективизм в экономических исследованиях. Заблуждение как диалектическая противоположность истины. Соответствие экономической теории фактам как необходимое, но недостаточное условие ее проверки на истинность.

Теоретические (логические) доказательства истинности и ложности экономической концепции. Задача научн­ой теории - наметить устойчивую траекторию перехода экономики из данного состояния в желаемое с известным запасом прочности, с резервами.

Поиск парадигмы для новой рыночной экономики. Принципы поиска новых экономических знаний: во-первых, опираясь на ранее выявленные истины, логически выводить новые за­кономерности, то есть выдвигать научные гипотезы; во-вторых, в результате анализа эмпирических данных, эксперимента, в-третьих, критикуя неправиль­ные теоретические положения или заблуждения.

Системы и системность в экономической теории. Системный анализ как мета методология. Экономические системы - сложные, нелинейные, самоорганизующиеся системы.

Вопросы для самоконтроля


  1. Что понимают под «новой экономикой»?

  2. Что представляет собой рыночная экономика с точки зрения самоорганизации?

  3. В чем проявляется модификация информационной функции рынка?

  4. Каковы, на Ваш взгляд, пределы вмешательства государства в экономику?

  5. Назовите важнейшие черты новой экономики и дайте их характеристику.

  6. В чем основные отличия постиндустриальной экономической системы от индустриальной?

  7. Опишите основное содержание теорий «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

  8. Почему в условиях новой экономики информация превращается в определяющий фактор производства?

  9. В чем состоит особая роль информационных и коммуникационных технологий в условиях новой экономики.

  10. Почему новую экономику называют также инновационной?

  11. Дайте определение информации. Понятия: «информация» и «знание» являются синонимами, на ваш взгляд?

  12. В какое время возникает острая необходимость в изучении информации? Кто из экономистов заложил основы для изучения информации?

  13. Кем впервые был введен термин «информационное общество»? По каким критериям можно охарактеризовать информационное общество?

  14. Какими свойствами обладает рыночная информация? Дайте краткую характеристику этих свойств.

  15. Опишите информацию как ресурс. В чем состоят ее фундаментальные отличия от других ресурсов?

  16. В чем заключается значимость информации для предпринимателя?

  17. Каковы причины неполноты информации?

  18. Перечислите характерные черты микроэкономики в условиях новой экономики.

  19. Что такое кластер?

  20. Влияние кластеров на процветание наций. Кластеры в современной российской экономике.

  21. В чем заключаются закономерности развития сетевых структур в бизнесе?

  22. Что такое «аутсорсинг»?

  23. Каковы причины использования аутсорсинга? Какие преимущества он дает компании?

  24. Почему компания выбирает аутсорсинг?

  25. Почему компании отказываются от аутсорсинга?

  26. Если на Западе, несмотря на трудности, аутсорсинг уже стал распространенным явлением, то встает вопрос – насколько он типичен для России?

  27. Снижаются ли издержки обслуживания бизнес-процессов при внедрении аутсорсинга? За счет чего?

  28. Не снижается ли управляемость компаний при переходе на аутсорсинг?

  29. Каким образом аутсорсинг позволяет использовать опыт других компаний?

  30. Увеличится ли надежность обслуживания информационной системы компании при обслуживании аутсорсинговой компанией?

  31. Как выбрать надежную аутсорсинговую компанию?

  32. В чем заключаются преимущества сетевой формы организации бизнеса?

  33. Охарактеризуйте преимущества и слабые стороны сетевых компаний: виртуального предприятия, франчайзинга, аутсорсинга, контрактного производства, оболочечной компании.

  34. Особенность развития сетевого бизнеса в мировой практике и в условиях российской экономики.

  35. Каковы особенности функционирования сетевых компаний?

  36. Что понимают под сетевыми рисками?

  37. В чем заключаются конкурентные преимущества компаний, функционирующих в условиях новой экономики?

  38. Какова роль сетевых структур в новой экономике?

  39. В чем специфика современного этапа развития информационных технологий как важнейшей основы предпринимательства?

  40. Какова роль Интернета в формировании нового экономического пространства для ведения бизнеса?

  41. Что такое виртуализация экономической деятельности?

  42. Каково функциональное предназначение и черты виртуальных сетевых предприятий по сравнению с традиционными формами бизнеса?

  43. Каковы основные тенденции развития бизнеса на основе новых информационных и коммуникационных технологий?

  44. Хотели бы вы пользоваться банковскими услугами через глобальную сеть? Каких преимуществ и рисков вы от этого ожидаете?

  45. Что выигрывают и с какими проблемами сталкиваются банки, развивая эти услуги?

  46. В чем причина неравномерного развития Интернет-банкинга по странам? Почему в России он не получил такого распространения, как в Западной Европе, США и Японии?

  47. Какие формы электронных платежей вы знаете?

  48. В чем различие электронного бизнеса от электронной коммерции?

  49. Способы организации электронных торговых площадок:

  50. В чем на Ваш взгляд выражаются проблемы развития электронной торговли в России? Каковы ее возможные перспективы развития?

  51. В чем заключаются особенности налогообложения электронной торговли?

  52. Каково влияние глобализации на процесс функционирования рынков?


Литература

Книги:

  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. – М., 2001. 

  2. Думная Н.Н. Новая рыночная экономика. – М.: Макс-Пресс, 2009. Иноземцев В. За пределами экономического общества. – М.: Academia, 1998. 

  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под научн. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. –

  4. Современная экономическая наука. Учебное пособие. Под ред. Думной Н.Н. и Николаевой И.П.М.: Юнити-дана, 2012.

  5. Стрелец И.А.Сетевая экономика: учебник. - М.: Эксмо, 2006.

Статьи:

  1. Герасименко В. Новый маркетинг в сетевом рыночном пространстве// Мир новой экономики.- 2009.- №1.- С. 12-22.

  2. Долгополова С. Россия: Ухабистый путь к «экономике знаний» /С. Долгополова, И. Жуков // Эхо планеты. – 2007. – № 37. – С.20-23.

  3. Думная Н.Н. Синергия рыночной системы и государства // "Общество. Государство. Политика" , № 1, 2010.

  4. Думная Н.Н. Мировая финансовая система: проблема снижения рисков неустойчивости "Финансы, деньги, инвестиции", №4, 2009.

  5. Думная Н.Н. Эволюционные качества рыночной среды // Мир новой экономики.- 2008.-№ 1 (пилотный). - С. 6-8.

  6. Карачаровский В. Концентрация капитала и новая экономика // Экономист. - 2006. - № 12. - С.14-22.

  7. Касьянова А.К. Национальная инновационная система как важнейший институт формирующейся экономики знаний // Теоретическая экономика. — М., 2008. — № 2.

  8. Касьянова А.К. Проблемы и противоречия инновационной составляющей финансовой сферы. // Экономические науки. – М., 2008. – № (12) 49.

  9. Стрелец И. Сетевые блага: новые возможности и проблемы для предпринимательства // Мир новой экономики.- 2009.- № 1.- С. 3-11.

  10. Юданов А.Ю. Вторая половинка модернизации.// «Эксперт», 23 мая 2011.

  11. Юданов А.Ю. Бизнес-модель развития фирм-газелей .// «Экономика и жизнь», №15 (9381), 22.04.2011, с. 16-17.

  12. Юданов А.Ю. Создатели будущего — «газели» с мозгом «обезьяны»// «Эксперт» №10 (744), 2011, с.17-31.

  13. Юданов А.Ю. ,Медина Е. В., Говядкина Е. И. , Андрющенко А. О., Копейкина Д. Д. Исследовательский университет в действии: опыт проекта «Русские газели»// Вопросы экономики, №2, 2011, с.109-121.

Интернет-источники 

  1. Богатство в мозгах, а не в недрах - http://www.info.jinr.ru/~jinrmag/win/2003/1/ran1.htm

  2. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис". Презентация одноименной книги Михаила Делягин. — http://www.ForSMI.ru , 23.10.2008

  3. Елдышев Ю.Н. Экономика знаний - http://www.ecolife.ru/jornal/econ/2003-1-1.shtml

  4.  Полюбина И.Б. Инновационная экономика: зарубежный опыт и проблемы развития в России- http://www.dofa.ru

  5. Полюбина И.Б. Электронное правительство как составляющая новой экономики - http://www.dofa.ru

  6. Седова Ю. Экономика знаний и картина мира - http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg162003/Tetrad/art11_9.htm

  7. Журнал «Мир новой экономики» выпуски за 2008-2012 - www.worldneweconomy.ru, www.worldneweconomy.com

  8. Семь принципов новой экономики для России - http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue2/02.mspx

  9. Сергеев В.М. Экономика знаний. Роль образования и науки - http://www.igpi.ru/center/seminars/party_6-09_02/party_6-09_02-sergeev.html

  10. Электронная библиотека «Новая экономика» Думной Н.Н. - http://www.dumnaya.ru

  11. Буевич А.П. "Роль человеческого капитала в системе отношений интеллектуальной собственности" http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/buevich.pdf

  12. Булыга Р.П. "Концепция интеллектуального капитала в экономической теории" http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/buliga.pdf

  13. Думная Н.Н. "Новая экономика - экономика знаний?" http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/econznanii.pdf

  14. Ченцова М.В. "Особенности формирования экономики знаний в современных условиях" http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/hencova.pdf

  15. Экономика в новом информационном пространстве (киберпространстве). Серия статей - http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/

  16. Паринов С.И., Яковлева Т.И. Дистанционные трудовые отношения // rvles.ieie.nsc.

  17. Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий  - rvles.ieie.nsc.ru:8101

  18. Шадрин А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу - http:// www. dbm.com

  19. http://media.karelia.ru/~resource/econ/Teor_org/R6.htm

  20. http://schumpeter.ru/

  21. http://www.bis.don.ru/content/integration/outsource/

  22. http://www.datafort.ru/content/rus/89/895-article.asp

  23. http://www.informationweek.com/761/ssflex.htm

  24. http://www.intercomp.ru/outsourcing2.html

  25. http://www.kpt.com

  26. http://www.osp.ru/cw/2005/13/044_1.htm

  27. http://www.outsourcing.com

  28. http://www.outsourcing-mgmt.com

  29. http://www.suite101.com/article.cfm/5325/47979


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск