Скачать 138.86 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» О УТВЕРЖДЕНО Проректор по научной работе ____________М.А. Федотова «___»_______________2011 г. БСУЖДЕНО Протокол заседания кафедры № 1 от 30 августа 2011 г. Зав. кафедрой Н.Н. Думная П Р О Г Р А М М А дисциплины по выбору для аспирантов «НОВАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ» Москва 2011 Аннотация Дисциплина по выбору аспиранта посвящена рассмотрению новейших тенденций и кардинальных преобразований, происходящих в самих основах рыночной экономики под влиянием информационно-коммуникационных технологий и ряда других факторов, как в национальных, так и в мировой экономике. Рассматриваются концепции, объясняющие модификации рыночных отношений, механизмов экономического роста, фазовых переходов экономических систем и т.п. При этом применяется микроэкономический подход при рассмотрении столь различных явлений, как сетевой экономический рост и системные риски финансовой глобализации, инновации и конкуренция мировых цивилизаций. Анализ новой экономики во многом базируется на методологии неоавстрийской школы и на синергетике. Затрагиваются проблемы включения нравственного и экологического императива в экономические системы. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины - ознакомить аспирантов с новейшими явлениями и тенденциями в национальных и мировой экономике, с малоизученными и спорными теоретическими проблемами, а также с последними достижениями экономической теории, наиболее актуальными для применения в конкретных экономических исследованиях и для использования в хозяйственной практике. Задача дисциплины. Обеспечить современный методологический и теоретический фундамент исследовательской деятельности аспирантов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для подготовки диссертационного исследования. Место дисциплины в структуре подготовки аспирантов В результате освоения дисциплины аспирант должен: знать:
уметь:
владеть:
Учебно-тематический план дисциплины
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «НОВАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА» Тема 1. СИНЕРГИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ Рынок как общественный институт. Функции рынка. Первая функция рынка - информационная. Информация о ценах, дефицитах и затоваривании. Проблема адекватности ценовой, или рыночной информации. Вторая функция рынка – регулирующая. Перераспределение ресурсов экономики. Третья функция – интеграционная. Связь между производителями и потребителями. Рынок как механизм саморегуляции экономики. Теория самоорганизации сложных систем – синергетика Самоорганизующаяся система как один из видов адаптивной системы. Принципы синергетики. Лавинообразные процессы. Синергетика - теоретическая основа изучения рыночной саморегуляции. Ограничители рынка. Государство и государственное регулирование. Природа и современные экологические проблемы. Экологический императив. Нравственный императив. Модификация информационной функции рынка в условиях новой экономики.Тема 2. НОВАЯ ЭКОНОМИКА Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Новая экономика как часть постиндустриальной экономики, определяемая прогрессом науки и техники. Особая роль информационных и коммуникационных технологий. Новая экономика в узком и широком смысле слова. Информация как ресурс. Неполная применимость принципа ограниченности ресурсов к случаю информации. Неконкурентность потребления информации. Потребление информации как формирование нового знания. Неполнота информации. Информационная асимметрия. Инновации в новой экономике. Тема 3. СМЕНА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР Доминирование структуры. Сетевые экономические структуры как комплекс взаимосвязанных узлов. Сетевой экономический рост. Механизмы роста сетевых компаний. Мультипликационные эффекты. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели».Кластер – особым образом организованный фрагмент рынка. Отличия кластера от картеля или финансово-промышленной группы. Ядро кластера. Роль университетов, НИИ, быстрорастущих фирм, государства в развитии кластеров. Функции кластеров как «точек роста» внутреннего рынка и базы международной экспансии для национальной экономики.Аутсорсинг и его экономическая целесообразность. Риски аутсорсинга: вероятность остановки сервиса, обеспечение конфиденциальности данных и др. Преимущества аутсорсинга.Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании. Виды виртуальной экономической деятельности. Электронная коммерция. Электронный банкинг. Дистанционная занятость. Дистанционное образование.Изменения в механизмах разделения труда. Новые факторы экономического роста. Институциональные теории экономического роста.Тема 4.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СИСТЕМНЫЕ РИСКИТенденции движения глобальной экономики. Глобализация - новейшая стадия интернационализации хозяйственной жизни. Принципиально новое международное разделение труда. Уменьшение значения национальных границ. Глобальная финансовая система. Глобальная система обмена результатами интеллектуальной деятельности. Интернет; глобальная система продвижения товаров и услуг, международный маркетинг, реклама. Протекционизм и либерализация в международных экономических отношениях. Системные риски финансовой глобализации – синергия в действии. Риски самоорганизующихся систем со слабым регулированием, ведущие к нестабильности, кризисам. Особенности сетевых структур финансовых и информационных систем. Несимметричное распределение информации. Риски очень больших систем. Риски неучастия в глобализации. Необходимость усиления регулирования финансовой глобализации. Тема 5.НОВАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В МЕГА-ИЗМЕРЕНИИЦивилизация как прочно сложившийся строй материальной и духовной жизни людей, основные черты которого устойчиво воспроизводятся в данном обществе в течение длительного периода времени. Экономическая система - внутренний стержень цивилизации. Три типа цивилизаций: традиционная, социалистическая и рыночная. Ресурсоограниченная и спросоограниченная экономика. Преобладание рыночной цивилизации. Основные разновидности рыночной цивилизации: 1) чистый капитализм; 2) «смешанная» капиталистическая экономика и 3) переходная экономика, два ее подвида – традиционная переходная экономика и переходная экономика нового типа. Конкуренция локальных цивилизаций. Критерии их "отбора" в экономической сфере: закон экономии рабочего времени, или роста производительности труда, в основе которых в нашей техногенной рыночной цивилизации лежит развитие научно-технического прогресса. Эволюции экономической системы. Общая теория эволюции сложных нелинейных систем. Неравномерность экономического развития. Конкуренция мировых цивилизаций. Перспективы развития новой рыночной экономики в глобальных масштабах. Тема 6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ Критерии истинности научных теорий. Абсолютная и относительная истина и критерии научности. Общественная практика как главный критерием истины. Дополнительные критерии: системность, непротиворечивость, эмпирическая проверяемость. Субъективизм в экономических исследованиях. Заблуждение как диалектическая противоположность истины. Соответствие экономической теории фактам как необходимое, но недостаточное условие ее проверки на истинность. Теоретические (логические) доказательства истинности и ложности экономической концепции. Задача научной теории - наметить устойчивую траекторию перехода экономики из данного состояния в желаемое с известным запасом прочности, с резервами. Поиск парадигмы для новой рыночной экономики. Принципы поиска новых экономических знаний: во-первых, опираясь на ранее выявленные истины, логически выводить новые закономерности, то есть выдвигать научные гипотезы; во-вторых, в результате анализа эмпирических данных, эксперимента, в-третьих, критикуя неправильные теоретические положения или заблуждения. Системы и системность в экономической теории. Системный анализ как мета методология. Экономические системы - сложные, нелинейные, самоорганизующиеся системы. Вопросы для самоконтроля
Литература Книги:
Статьи:
Интернет-источники
|
Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Учебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии... Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.) | ||
Положение утверждено на заседании Ученого Совета Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»... | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | ||
Положение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании... Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рабочая программа Изобразительное искусство «Согласовано» «Утверждено» | ||
Миннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено | Утверждено Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 |