Муниципальное образовательное учреждение
Новожилкинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам.директора по УР директор школы
______Л.А.Воробьёва _______И.В.Шаламова ________Т.С. Вайвада
___ _______2013 год ___ _______2013 год ___ _______ 2013 год
Рабочая программа
по технологии для 9 класса
(Составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений «Технологии.
Трудовое обучение» под редакцией Ю.Л. Хотунцев, В.Д Симоненко.
М.:Просвещение, 2008.
Рекомендована Министерством образования Российской Федерации)
34 часа
Разработана учителем технологии:
Л.Т. Буйловой
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ « Технология . Обслуживающий труд» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г. в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.
При составлении программы учитывались нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 №1276);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Цели предмета: Главная цель образовательной области « Технология » - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
освоение технологических знаний, основ культуры и созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. задачи предмета:
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.
2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи.
3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг;
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения.
6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. Используемые технологи : интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.
1.объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2.Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой.
Календарно – тематический план
Кол-
Во
часов
| Раздел
| Тема урока
| № Урока
по
порядку
| Дата
проведения
| Коррекция
| 2 ч.
|
| Предупреждение травматизма при работе в кабинете обслуживающего труда.
Инструктаж по технике безопасности.
| 1
2
| 1 неделя
2 неделя
|
| 6 ч.
| Профессиональное самоопределение
| Внутренний мир человека и система представлений о себе
| 3
| 3 неделя
|
|
|
| Профессиональные интересы и склонности.
| 4
| 4 неделя
|
|
|
| Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
| 5
| 5 неделя
|
| 30 ч.
| Декоративно-прикладное искусство.
Вязание крючком.
| Вязание крючком.
Правила безопасного труда в мастерских при вязании крючком.
| 6
| 6 неделя
|
|
|
| Подбор материалов .инструментов для вязании крючком.
| 7
| 7 неделя
|
|
|
| Основные элементы техники вязания.
| 8
| 8 неделя
|
|
|
| Основные петли и приёмы вязания. Вязание рядами.
| 9
| 9 неделя
|
|
|
| Вязание по кругу.
| 10
| 10 неделя
|
|
|
| Прибавление столбиков
| 11
| 11неделя
|
|
|
| Убавление столбиков
| 12
| 12 неделя
|
|
|
| Вязание квадрата
| 13
| 13 неделя
|
|
|
| Обвязывание ткани кружевом.
| 14
| 14 неделя
|
|
|
| Кружева и вставки. Схемы.
| 15
| 15 неделя
|
|
|
| Вязание кружева из мотивов. Схема.
| 16
| 16 неделя
|
|
|
| Способы соединения мотивов.
| 17
| 17 неделя
|
|
|
| Филейное кружево.
| 18
| 18 неделя
|
|
|
| Составление схем для филейного кружева.
| 19
| 19 неделя
|
|
|
| Изготовление вязаного изделия .
| 20
| 20 неделя
|
| 4 ч.
| Электротехника
| Бытовые электроприборы. Правила безопасности.
| 21
| 21 неделя
|
| 26 ч.
| Творческий проект
| Этапы творческого проекта.
Выбор и обоснование проблемы
| 22
23
| 22 неделя
23 неделя
|
|
|
| История возникновения. Зарисовка эскиза
| 24
| 24 неделя
|
|
|
| Выработка вариантов идей
| 25
| 25 неделя
|
|
|
| Выбор материала для салфетки.
| 26
| 26 неделя
|
|
|
| Разработка схем вязания.
| 27
| 27 неделя
|
|
|
| Инструменты и принадлежности
| 28
| 28 неделя
|
|
|
| Технологическая карта вязания салфетки
| 29
| 29 неделя
|
|
|
| Изготовление салфетки.
| 30
| 30 неделя
|
|
|
| Экономические расчёты
| 31
| 31 неделя
|
|
|
| Разработка рекламного проспекта,
Изготовление проекта
| 32
33
| 32 неделя
33 неделя
|
|
|
| Защита проекта
| 34
| 34 неделя
|
| Содержание курса Введение (2 ч.)
Введение. Предупреждение травматизма при работе в кабинете обслуживающего труда. Инструктаж по техники безопасности. Практическая работа:1 Роспись учащихся в журнале по технике безопасности.
Электротехника (2 ч.)
Бытовые нагревательные приборы и светильники. Пути экономии электрической энергии. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве. Практическая работа: 1. Осознавать роль электрической энергии в вашей жизни и необходимость её экономии.
Профессиональное самоопределение (2 ч.)
Профессиональные интересы и склонности. Правила выбора профессии. Профессии.
Практическая работа:1 Находить информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства. 2. Правила выбора профессии.
Культура дома (2 ч.)
Подарки к празднику. Как дарить подарки. Цветы в подарок. Цвет и их символика.
Практическая работа:1Выбор подарков к празднику.
Домашняя экономика (6 ч.) Экономика семьи и документация Классификация расходов. Семья и бизнес. Основы экономии в семье.
Практическая работа:1 Заполнение бланков. Подсчитывать расходы за электроэнергию. Определять расходы на учащегося. Декоративно-прикладное творчество (14 ч.)
Вязание крючком. Правила техники безопасности при вязании крючком. Основные петли и приемы вязания. Вязание рядами.
Вязание по кругу. Схемы. Вязание кружева.
Практическая работа:1 Изготовление вязаного изделия. Творческий проект (6 ч.) Этапы творческого проекта. Выбор и обоснование проблемы. Технологическая карта изделия. Защита проекта.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология» Выпускники должны знать:
роль техники и технологий в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производств, энергетики и транспорта;
принципы работы, назначение и устройство электробытовых приборов;
свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологические);
традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;
роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей.
технологии их выращивания с учетом экологических подходов;
Выпускники должны уметь:
рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами;
выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;
Итоговая аттестация выпускников основной школы по технологии проводится в форме защиты творческого проекта.
Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется использовать метод проектов.
Проект — это комплекс технических документов, содержащий расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению.
Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного и посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для его выполнения.
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность.
Список литературы
1. Барылкина Л.П., СоколоваС.Е..Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс. М.:5 за здания, 2006 г.
2. Бобунова И.В. Технология. 9 класс: Поурочные планы. Волгоград. Издательство "Учитель" 2004 г.
4. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. Ростов н/Д, 2006 г.
5. Виноградова Е.Г. Цветы из бисера. М., Издательство "Сова" 2007 г.
6. Маркуцкая С.Е. Технология: Обслуживающий труд.Тесты. 5-7 классы, Москва. Издательство "Экзамен", 2009
7. Маркуцкая С.Е. Технология в схемах, таблицах, рисунках. Москва. Издательство "Экзамен", 2009 г.
8. Петрова Е.Н.Уроки по курсу "Технология"-5-9 класс(девочки). Москва., 5 за знания, 2008 г.
9. В.Д.Симоненко, Н.Л.Бронников, П.С.Самородский, Н.В.Синица Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2003 г.
10 Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение школьников», Брянск НПК, 1995г |