Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников





НазваниеМетодические указания и контрольные работы для студентов-заочников
страница1/7
Дата публикации17.07.2013
Размер1.11 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Методические указания и контрольные работы

для студентов-заочников

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

I. Введение




II. Методические указания и учебные материалы по темам




Раздел I. Введение в теорию статистики




1. Статистика как наука




Раздел II. Описательная статистика




2. Сбор статистической информации




3. Статистическая сводка и группировка. Статистические таблицы




4. Статистические показатели




Раздел III. Аналитическая статистика




5. Показатели вариации




6. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений




7. Статистическое изучение динамики социально- экономических явлений




8. Экономические индексы




9. Выборочное наблюдение




III. Указания о порядке выполнения контрольной работы и ее содержание




IV. Приложения. Статистические материалы для выполнения контрольной работы





I. ВВЕДЕНИЕ
Общая теория статистики (ОТС) является одной из отраслей статистической науки, которая изучает явления и процессы общественной жизни в их количественно-качественной определенности. Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие отрасли статистической науки. Поэтому обучение студентов статистике всегда начинается с преподавания курса общей теории статистики или курса теории статистики.

В результате изучения курса теории статистики студенты должны овладеть знаниями общих основ статистической науки и общими навыками (умениями) проведения статистического исследования.

В курсе рассматриваются наиболее общие категории, понятия статистической науки и излагается методология сбора, обработки и анализа статистической информации.

Самостоятельное изучение данной дисциплины должно строится в соответствии с той последовательностью, в которой излагается материал данных методических указаний. Изучение каждой темы следует начинать с ознакомления с учебной программой курса "Общая теория статистики" или "Теория статистики" для соответствующей специальности. Затем следует приступить к чтению учебной литературы. Основные учебники, которыми рекомендуется пользоваться при изучения курса, перечислены ниже.

Работая над данной дисциплиной, необходимо стремиться к тому, чтобы уяснить прежде всего логический смысл статистических показателей и методов. После усвоения содержания темы рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные к каждой теме данных указаний. Однако, в процессе изучения курса важно не только усвоить теоретические положения, но и выполнить упражнения, содержащиеся в конце тем. Выполнение упражнений даст возможность приобрести умение и практические навыки вычисления статистических показателей и анализа статистических данных, а также поможет подготовиться к выполнению контрольной работы. К большинству задач имеются ответы, по которым студент может проверить правильность вычисления упражнений и убедиться в усвоении им материала.

Содержание заданий контрольной работы с изложением указаний о порядке ее выполнения и вариантах приведены в разделах III и IV.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРАТеория статистики /Под ред. Р.А.Шмойловой.-М., Финансы и статистика, 2000.

  1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М., Финансы и статистика, 2000.

  2. Общая теория статистики /Под ред. А.А.Спирина и О.Э.Башиной. - М., Финансы и статистика, 2000.

  3. Гусынин А.Б., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шмойлова Р.А. Теория статистики: Учебно-практ. Пособие для системы дистанционного образования М.: МЭСИ, 2000

  4. Практикум по теории статистики /Под ред. Р.А.Шмойловой - М., Финансы и статистика,2000.

Кроме указанной литературы кафедра рекомендует студентам следить за периодическими изданиями (журналы, газеты), в которых публикуются статьи, освещающие важнейшие вопросы, стоящие перед статистической наукой на современном этапе.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ
Тема 1. СТАТИСТИКА КАК НАУКА
Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, каково ее место в системе наук, каковы ее теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, каковы основные задачи статистики на современном этапе.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.

При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль теории социально-экономического развития в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, какими являются статистическая совокупность, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель, система показателей, единица совокупности.

Кроме предмета и метода в этой теме изучаются вопросы организации статистики в нашей стране. Необходимо составить представление о структуре статистических органов, о роли Госкомстата России в организации статистической службы, его правах и обязанностях.
Вопросы для самопроверки:


  1. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?

  2. Что такое закономерность? Динамические и статистические закономерности, их особенности.

  3. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.

  4. В чем сущность и значение закона больших чисел для статистики?

  5. Дайте определение предмета статистики.

  6. Что является теоретической основой статистической науки?

  7. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

  8. Какие принципы и методы излагаются в общей теории статистики? Почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?

  9. Что определяет многообразие и сложность задач и функций статистики?

  10. Какие принципы положены в основу организации статистики в России?

  11. Какова организационная структура Госкомстата РФ?


Раздел II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Тема 2. СБОР СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

(ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ)
Статистическая работа начинается со статистического наблюдения, представляющего собой планомерное, научно организованное собирание данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни. Тема имеет своей целью дать представление о значении статистического наблюдения как первого этапа статистического исследования и источника всех статистических сведений, о принципах и правилах его научной организации и проведения. Необходимо уяснить, что от качества проведения статистического наблюдения зависит качество результатов всех последующих этапов статистического исследования.

Чтобы провести статистическое наблюдение, необходимо разработать его план, который состоит из программно-методологических и организационных вопросов. Основное содержание программно-методологического раздела плана составляют вопросы об объекте и единице наблюдения, о программе наблюдения и принципах ее разработки, о статистическом формуляре и инструкции. Важнейшими вопросами организационного раздела плана являются следующие: о месте, времени и сроках наблюдения, о подборе и инструктировании кадров, о мерах по обеспечению точности наблюдения.

Уяснив основные понятия статистического наблюдения, следует переходить к изучению вопроса об организационных формах статистического наблюдения, о его видах и способах получения сведений. При этом необходимо разобраться в особенностях классификации статистического наблюдения по различным признакам (например, по степени полноты охвата наблюдением изучаемого объекта, по времени регистрации или по периодичности проведения статистических обследований, по источнику сведений, на основе которого заполняется формуляр наблюдения и т.п.).

Особое внимание необходимо уделить вопросам точности наблюдения, выяснить, какие ошибки могут возникать в процессе статистического наблюдения и что является их источником, каковы способы регистрации данных.

Вопросы для самопроверки


  1. Что такое статистическое наблюдение?

  2. Дайте определение цели и объекта статистического наблюдения.

  3. Что такое программа статистического наблюдения и каковы принципы и правила ее разработки?

  4. Назовите виды формуляров статистического наблюдения.

  5. Что такое критический момент статистического наблюдения и для чего он устанавливается?

  6. Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.

  7. Какие организационные вопросы являются важнейшими при проведении наблюдения?

  8. Каково назначение и содержание статистической отчетности?

  9. Определите связь между сплошным, выборочным обследованиями и монографическим описанием.

  10. Какие существуют способы контроля достоверности статистических материалов?


Материал для упражнений


  1. Составьте перечень важнейших признаков, характеризующих (как единицу статистического наблюдения): а) совместное предприятие; б) фермерское хозяйство; в) школу; г) библиотеку; д) театр; е) семью; ж) студента.

  2. Назовите 10 признаков, характеризующих высшее учебное заведение как единицу статистического наблюдения.

  3. Какие признаки нужно выделить для статистического обследования: а) культурного уровня населения; б) работы городского транспорта; в) студентов вузов с целью изучения бюджета времени.

  4. Сформулируйте вопросы для регистрации при статистическом наблюдении следующих признаков по некоторым объектам наблюдения: а) занятие человека; б) его семейное положение; в) успеваемость студента.

  5. Спроектируйте статистическое обследование (сформулируйте цель наблюдения, определите объект и единицу наблюдения, составьте программу наблюдения, формуляр и инструкции): а) переписи населения; б) сельскохозяйственной переписи; в) переписи школ; г) переписи жилищного фонда.


Тема 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ .
Сводка и группировка статистических материалов составляют вторую стадию статистического исследования. В процессе изучения данной темы надо твердо уяснить, что метод группировок в единстве с другими статистическими методами является важным средством социально-экономического познания. Студент должен твердо усвоить, что группировки являются ведущим звеном в статистическом исследовании. Можно собрать прекрасный статистический материал, но испортить его неумелой сводкой и группировкой.

Исключительно большое значение имеет вопрос о выборе группировочных признаков.

Особое внимание надо уделить изучению практики применения группировок в статистике и экономике. На конкретных примерах из статистических сборников и справочников надо уяснить применение различных видов группировок для решения конкретных задач в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, бизнеса и других отраслей народного хозяйства.

При изучении вопросов, связанных с построением статистической группировки, необходимо обратить внимание на особенности образования групп и установление их числа в зависимости от характера признака, положенного в основание группировки.

В результате ознакомления с темой необходимо получить ясное представление о задачах и видах статистических группировок, о научных принципах их построения.

Целью темы является также изучение порядка и этапов построения статистической группировки (выбор группировочного признака, установление числа групп и образование интервалов, определение системы показателей для характеристики отдельных групп и т.д.).

Используем следующие условные данные для иллюстрации построения статистической группировки, характеризующие некоторые технико-экономические показатели заводов сахарной промышленности:
Таблица 1


N завода

Стоимость промышленно-производственных основных фондов (млн.руб.)

Товарная продукция в неизменных ценах (млн.руб.)

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (чел.)

Выработано сахара (тыс.ц)

1

2

3

4

5

1

3,4

6,5

336

1602

2

7,9

9,0

518

2282

3

5,2

11,3

528

2745

4

2,5

5,3

366

1279

5

2,9

4,5

330

1158

6

2,2

5,8

383

1354

7

4,5

8,7

443

2210

8

2,0

6,8

390

1645

9

2,9

8,6

424

1449

10

2,8

4,2

461

975

11

5,3

8,6

474

2240

12

2,4

3,7

345

1261

13

2,6

6,9

369

1589

14

4,3

6,7

364

1637

15

2,9

7,4

474

2240

16

3,3

6,6

394

1743

17

4,8

7,1

412

1863

18

4,5

6,3

398

1757

19

4,9

9,3

418

2283

20

5,6

11,1

479

2768

21

2,8

6,1

387

1496

22

6,2

8,6

405

2163

23

5,6

11,2

416

2710

24

8,0

13,9

484

3772

25

4,4

9,5

447

2220

26

5,9

6,7

482

1825

27

3,6

7,4

463

1901

28

3,9

7,8

496

2071

29

7,9

8,3

522

2348

30

5,3

8,5

530

2240


В качестве признака, по которому будет производиться группировка, выберем среднесписочную численность промышленно-производственного персонала. Выделим по этому признаку пять групп заводов с равными интервалами. Величину интервала можно определить так:

, где Хmax и Хmin - максимальное и минимальное значения признака;

k - число групп.

Для нашего примера: чел.

Обозначим границы групп: 1 группа - (330-370); 2 группа - (371-410); 3 группа - (411-450); 4 группа - (451-490); 5 группа - (491-530).

После того, как выбран группировочный признак, намечено число групп и образованы (обозначены) сами группы, необходимо отобрать показатели, которыми они будут характеризоваться. Для определения величины этих показателей разносим все предприятия по группам, в которые они попадают, и подсчитываем групповые итоги. Если эта операция производится вручную, то целесообразно проделать это следующим образом. Нужно составить вспомогательную таблицу, обозначить ее как обозначена группа, дать графу "Номера по порядку", графу "Наименование объекта" (в нашем примере номер завода), затем графы с наименованием отобранных для характеристики групп показателей, а строки отвести для записи объектов и их данных.

После того, как статистические данные всех заводов разнесены по группам, подсчитываются групповые итоги и записываются в заранее составленную (в данном случае групповую) таблицу, а затем подсчитываются в ней общие итоги. Групповая таблица должна содержать общий заголовок, обозначение (наименование) групп и показателей, которыми они характеризуются (таблица 1) Результаты статистической сводки и группировки всегда излагаются в виде статистической таблицы. Студент должен выработать ясное представление о видах статистических таблиц, правилах их построения чтения и анализа.

Разработочная (вспомогательная) таблица

N групп

Группы заводов по среднесписочной численности промышленно-производственного персонала (чел.)

N завода

Стоимость промышленно-производственных основных фондов (млн.руб.)

Товарная продукция в неизменных ценах (млн руб.)

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (чел.)

Выработано сахара (тыс. ц)




А

1

2

3

4

5

1

330-370

1

3,4

6,5

336

199

4

2,5

5,3

366

165

5

2,9

4,5

330

140

12

2,4

3,7

345

143

13

2,6

6,9

369

217

14

4,3

6,7

364

205

Итого







18,1

33,6

2110

1069

2

371-410

6

2,2

5,8

383

180

8

2,0

6,8

390

209

15

2,9

7,4

395

230

18

4,5

6,3

398

184

16

3,3

6,6

394

198

21

2,8

6,1

387

186

22

6,2

8,6

405

262

Итого







23,9

47,6

2752

1449

3

411-450

7

4,5

8,7

448

271

9

2,9

8,6

424

160

17

4,8

7,1

412

216

19

4,9

9,3

418

284

23

5,6

11,8

416

324

25

4,4

9,5

447

294

Итого







27,1

54,4

2565

1567

4

451-490

10

2,8

4,2

461

131

20

5,6

11,1

479

340

24

8,0

13,9

484

412

26

5,9

6,7

482

200

27

3,6

7,4

463

226

11

5,3

8,6

474

263

Итого







31,2

55,0

2843

1549

5

491-530

28

3,9

7,8

496

272

29

7,9

8,3

522

242

30

5,3

8,5

530

263

3

5,2

11,3

528

351

2

7,9

9,0

518

272

Итого







30,2

44,9

2594

1400

Всего







130,5

233,0

12864

7039


Таблица 3

Группировка заводов сахарной промышленности по среднесписочной численности промышленно-производственного персонала


№ групп

Группы заводов по среднесписочной численности промышленно-производственного персонала

(чел.)

Число заводов

Стоимость промышленно-производственных основных фондов (млн. руб.)

Товарная продукция в неизменных ценах

Среднесписочная численность промышленно-производствен-ного персонала (чел.)

Выработано сахара

(тыс. ц)



















единиц

в % к итогу



















млн. руб.

в % к итогу













1

330-370

6

20,0

18,1

33,6

14,5

2110

1069

2

371-410

7

23,3

23,9

47,6

20,5

2752

1449

3

411-450

6

20,0

27,1

55,0

23,4

2565

1549

4

451-490

6

20,0

31,2

51,9

22,3

2843

1672

5

491-530

5

16,7

30,2

44,9

19,3

2594

1400




Всего

30

100

130,5

233,0

100

12864

7039


Вопросы для самопроверки


  1. В чем заключается основное содержание статистической сводки?

  2. Что такое группировка и какое значение она имеет в статистике?

  3. Назовите основные задачи и виды статистических группировок.

  4. Что называется группировочным признаком?

  5. Приведите пример группировки по количественному признаку.

  6. Приведите пример группировки по атрибутивному признаку.

  7. Как обозначаются границы групп при группировке по прерывно и непрерывно варьирующим признакам?

  8. Что такое ряд распределения и каковы его элементы?

  9. Что такое статистическая таблица?

  10. Из каких элементов состоит статистическая таблица?

  11. Перечислите виды статистических таблиц по разработке подлежащего?

  12. Какие основные требования предъявляются к оформлению статистической таблицы?


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания по его изучению и по выполнению контрольных...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельско­хозяйственных высших учебных заведений,...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной...
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине "Грузоподъемные механизмы и транспортные средства"...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...

Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные работы для студентов-заочников...
Ответственный редактор: д ф н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, А. А. Романов
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные работы для студентов-заочников...
Ответственный редактор: д ф н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, А. А. Романов
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений
Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений
Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений
Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены в соответствии с с примерной программой по дисциплине "Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства"...
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодическое пособие по дисциплине «Английский язык»
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учебных учреждений спо
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические...
Изучение учебного материала должно предшествовать выполнению контрольной работы. Следует придерживаться такой последовательности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск