Скачать 1.11 Mb.
|
ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ Общая теория статистики (ОТС) является одной из отраслей статистической науки, которая изучает явления и процессы общественной жизни в их количественно-качественной определенности. Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие отрасли статистической науки. Поэтому обучение студентов статистике всегда начинается с преподавания курса общей теории статистики или курса теории статистики. В результате изучения курса теории статистики студенты должны овладеть знаниями общих основ статистической науки и общими навыками (умениями) проведения статистического исследования. В курсе рассматриваются наиболее общие категории, понятия статистической науки и излагается методология сбора, обработки и анализа статистической информации. Самостоятельное изучение данной дисциплины должно строится в соответствии с той последовательностью, в которой излагается материал данных методических указаний. Изучение каждой темы следует начинать с ознакомления с учебной программой курса "Общая теория статистики" или "Теория статистики" для соответствующей специальности. Затем следует приступить к чтению учебной литературы. Основные учебники, которыми рекомендуется пользоваться при изучения курса, перечислены ниже. Работая над данной дисциплиной, необходимо стремиться к тому, чтобы уяснить прежде всего логический смысл статистических показателей и методов. После усвоения содержания темы рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные к каждой теме данных указаний. Однако, в процессе изучения курса важно не только усвоить теоретические положения, но и выполнить упражнения, содержащиеся в конце тем. Выполнение упражнений даст возможность приобрести умение и практические навыки вычисления статистических показателей и анализа статистических данных, а также поможет подготовиться к выполнению контрольной работы. К большинству задач имеются ответы, по которым студент может проверить правильность вычисления упражнений и убедиться в усвоении им материала. Содержание заданий контрольной работы с изложением указаний о порядке ее выполнения и вариантах приведены в разделах III и IV. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРАТеория статистики /Под ред. Р.А.Шмойловой.-М., Финансы и статистика, 2000.
Кроме указанной литературы кафедра рекомендует студентам следить за периодическими изданиями (журналы, газеты), в которых публикуются статьи, освещающие важнейшие вопросы, стоящие перед статистической наукой на современном этапе. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ Тема 1. СТАТИСТИКА КАК НАУКА Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, каково ее место в системе наук, каковы ее теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, каковы основные задачи статистики на современном этапе. Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии. При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль теории социально-экономического развития в статистическом исследовании. Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, какими являются статистическая совокупность, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель, система показателей, единица совокупности. Кроме предмета и метода в этой теме изучаются вопросы организации статистики в нашей стране. Необходимо составить представление о структуре статистических органов, о роли Госкомстата России в организации статистической службы, его правах и обязанностях. Вопросы для самопроверки:
Раздел II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА Тема 2. СБОР СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ) Статистическая работа начинается со статистического наблюдения, представляющего собой планомерное, научно организованное собирание данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни. Тема имеет своей целью дать представление о значении статистического наблюдения как первого этапа статистического исследования и источника всех статистических сведений, о принципах и правилах его научной организации и проведения. Необходимо уяснить, что от качества проведения статистического наблюдения зависит качество результатов всех последующих этапов статистического исследования. Чтобы провести статистическое наблюдение, необходимо разработать его план, который состоит из программно-методологических и организационных вопросов. Основное содержание программно-методологического раздела плана составляют вопросы об объекте и единице наблюдения, о программе наблюдения и принципах ее разработки, о статистическом формуляре и инструкции. Важнейшими вопросами организационного раздела плана являются следующие: о месте, времени и сроках наблюдения, о подборе и инструктировании кадров, о мерах по обеспечению точности наблюдения. Уяснив основные понятия статистического наблюдения, следует переходить к изучению вопроса об организационных формах статистического наблюдения, о его видах и способах получения сведений. При этом необходимо разобраться в особенностях классификации статистического наблюдения по различным признакам (например, по степени полноты охвата наблюдением изучаемого объекта, по времени регистрации или по периодичности проведения статистических обследований, по источнику сведений, на основе которого заполняется формуляр наблюдения и т.п.). Особое внимание необходимо уделить вопросам точности наблюдения, выяснить, какие ошибки могут возникать в процессе статистического наблюдения и что является их источником, каковы способы регистрации данных. Вопросы для самопроверки
Материал для упражнений
Тема 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ . Сводка и группировка статистических материалов составляют вторую стадию статистического исследования. В процессе изучения данной темы надо твердо уяснить, что метод группировок в единстве с другими статистическими методами является важным средством социально-экономического познания. Студент должен твердо усвоить, что группировки являются ведущим звеном в статистическом исследовании. Можно собрать прекрасный статистический материал, но испортить его неумелой сводкой и группировкой. Исключительно большое значение имеет вопрос о выборе группировочных признаков. Особое внимание надо уделить изучению практики применения группировок в статистике и экономике. На конкретных примерах из статистических сборников и справочников надо уяснить применение различных видов группировок для решения конкретных задач в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, бизнеса и других отраслей народного хозяйства. При изучении вопросов, связанных с построением статистической группировки, необходимо обратить внимание на особенности образования групп и установление их числа в зависимости от характера признака, положенного в основание группировки. В результате ознакомления с темой необходимо получить ясное представление о задачах и видах статистических группировок, о научных принципах их построения. Целью темы является также изучение порядка и этапов построения статистической группировки (выбор группировочного признака, установление числа групп и образование интервалов, определение системы показателей для характеристики отдельных групп и т.д.). Используем следующие условные данные для иллюстрации построения статистической группировки, характеризующие некоторые технико-экономические показатели заводов сахарной промышленности: Таблица 1
В качестве признака, по которому будет производиться группировка, выберем среднесписочную численность промышленно-производственного персонала. Выделим по этому признаку пять групп заводов с равными интервалами. Величину интервала можно определить так: , где Хmax и Хmin - максимальное и минимальное значения признака; k - число групп. Для нашего примера: чел. Обозначим границы групп: 1 группа - (330-370); 2 группа - (371-410); 3 группа - (411-450); 4 группа - (451-490); 5 группа - (491-530). После того, как выбран группировочный признак, намечено число групп и образованы (обозначены) сами группы, необходимо отобрать показатели, которыми они будут характеризоваться. Для определения величины этих показателей разносим все предприятия по группам, в которые они попадают, и подсчитываем групповые итоги. Если эта операция производится вручную, то целесообразно проделать это следующим образом. Нужно составить вспомогательную таблицу, обозначить ее как обозначена группа, дать графу "Номера по порядку", графу "Наименование объекта" (в нашем примере номер завода), затем графы с наименованием отобранных для характеристики групп показателей, а строки отвести для записи объектов и их данных. После того, как статистические данные всех заводов разнесены по группам, подсчитываются групповые итоги и записываются в заранее составленную (в данном случае групповую) таблицу, а затем подсчитываются в ней общие итоги. Групповая таблица должна содержать общий заголовок, обозначение (наименование) групп и показателей, которыми они характеризуются (таблица 1) Результаты статистической сводки и группировки всегда излагаются в виде статистической таблицы. Студент должен выработать ясное представление о видах статистических таблиц, правилах их построения чтения и анализа. Разработочная (вспомогательная) таблица
Таблица 3 Группировка заводов сахарной промышленности по среднесписочной численности промышленно-производственного персонала
Вопросы для самопроверки
|
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... ... | Методические указания по его изучению и по выполнению контрольных... Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельскохозяйственных высших учебных заведений,... | Методические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной... Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине "Грузоподъемные механизмы и транспортные средства"... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... | ||
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников... Ответственный редактор: д ф н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, А. А. Романов | Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников... Ответственный редактор: д ф н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, А. А. Романов | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания составлены в соответствии с с примерной программой по дисциплине "Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства"... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Английский язык» Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учебных учреждений спо | Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические... Изучение учебного материала должно предшествовать выполнению контрольной работы. Следует придерживаться такой последовательности... |