Скачать 224.78 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Кафедра Экономики и управления на предприятиях торгвли Одобрено УМС факультета _____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель _________________________ Рабочая программа дисциплины «Организация управления в ассоциированных организациях» Рекомендуется для направления подготовки специальности Менеджмент, профиль подготовки Экономика и управление организацией Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Москва 2012_г. Содержание
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 8_
а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии); б) основная литература; в) дополнительная литература; г) программное обеспечение; д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 14 10. Образовательные технологии. 14 11.Оценочные средства (ОС). _ 14_ 1. Цели и задачи дисциплины: Цели дисциплины: Целью учебной дисциплины «Организация управления в ассоциированных организациях» является приобретение студентами комплексных знаний о принципах и организационно-экономическом механизме создания и управления ассоциированными организациями в торговле, методах управления эффективностью их хозяйственной деятельности. Объектом изучения являются Symbol группы, франчайзинговые объединения, торгово- закупочные союзы, кооперативные объединения. Задачи курса: -усвоение основных понятий в области экономики и организации управления торговым делом; -знакомство с понятием «ассоциированная торговая сеть», -изучение новейших технологических решений в сфере организации розничной торговли, -знакомство с принципами управления, применяемыми ассоциированными торговыми объединениями, -изучение накопленного в данной сфере практического опыта, в том числе на примерах таких компаний, как Spar, McDonald’s, Subway, Edeka, Norge и др. -изучение организационно-экономического механизма функционирования ассоциированных торговых компаний, созданных на основе товарной и торговой франшиз, на кооперативных началах, для обеспечения синергии закупок, лоббирования интересов участников. 2. Место дисциплины в структуре ООП Программа учебной дисциплины «Организация управления в ассоциированных организациях» составлена на основе утвержденного Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 100700 – Торговое дело, в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации к структуре и содержанию данных программ. Дисциплина «Организация управления в ассоциированных организациях» является программой по выбору профильной части профессионального цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК 13 – Способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию ПК 15 – Готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента ПК – 30 – Знание экономических основ поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: -историю формирования ассоциированных организаций в розничной торговле (в мире и в РФ), - основные понятия, цели, принципы, сферы деятельности, варианты построения ассоциированных организаций, применяемые способы управления, принципы работы торговых объектов в рамках ассоциаций, -отличия ассоциированной организации от розничной торговой сети, -действующие законодательные и нормативные положения, определяющие деятельность ассоциированной организации в сфере ритейла, - методологические основы анализа, планирования и бюджетирования деятельности ассоциации, как основу управления ею; -принципы и особенности построения ассоциированных организаций в сфере розничной торговли, -особенности закупочной, маркетинговой и ценовой политики, материально-технического обеспечения ассоциированной организации ритейла, -методы и способы оценки эффективности финансово-экономической деятельности ассоциированной организации торговли, оптимизации на этой основе управленческой структуры, -направления совершенствования деятельности современной ассоциированной организации в ритейле (в том числе материальных, финансовых и человеческих ресурсов). Уметь: -определять целесообразность создания ассоциированной организации в зависимости от целей бизнес участников, -разрабатывать бизнес план создания ассоциированной организации, представлять и отстаивать его положения, -выстраивать организационную структуру ассоциированной организации в сфере ритейла, -строить эффективное и гибкое управление ассоциированной торговой организацией; -формировать систему критериев для оценки эффективности хозяйственной деятельности ассоциированной организации, -оценивать варианты управленческих решений в целях повышения эффективности деятельности торговой ассоциации; Владеть: -экономической терминологией, навыками постановки целей и задач экономической работы -навыками сбора и обработки необходимых данных для расчета экономической целесообразности создания ассоциированной организации и обоснования управленческих решений; -методами оценки экономического потенциала ассоциированной организации; -методами планирования деятельности ассоциированной организации, -методами оценки эффективности деятельности ассоциированной организации, вектора ее влияния на хозяйственную деятельность ее членов, -методами выявления и реализации резервов оптимизации деятельности торговой ассоциации. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины Содержание дисциплины состоит из следующих основных модулей: Модуль 1. Основные понятия. Сфера применения ассоциированных организаций в сфере ритейла Тема 1. Понятие ассоциированной организации и ее место в бизнесе. Цели и значение создания торговых и закупочных ассоциаций. Отличие ассоциированной организации от розничной торговой сети. Тема 2.Ассоциированная организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение. Модуль 2. История создания ассоциаций в розничной торговле. Инновационные решения Тема 3. Обзор развития ассоциированной формы ведения бизнеса в мире и РФ Тема 4. Основные технологические новации и их роль при ассоциированном ведении бизнеса. Модуль 3. Ассоциированная организация как инструмент ведения розничного бизнеса Тема 5. Построение ассоциированной организации под задачи бизнеса Тема 6. Структура, условия и принципы создания. Необходимые правовые документы. Модуль 4. Институциональные формы ассоциаций в сфере розничной торговли: организация и управление, преимущества и недостатки. Тема 7.Товарный франчайзинг как основа создания торговой ассоциации Тема 8. Symbol Group. Торговая ассоциация на примере группы компаний Spar Тема 9. Создание торгово – закупочного союза. Цели и механизмы Тема 10. Формирование ассоциации на кооперативных началах Тема 11. Ассоциация как инструмент лоббирования Модуль 5. Оценка эффективности и перспектив развития ассоциированных торговых организаций в сфере ритейла Тема 12. Направления оптимизация организационной и управленческой структур в зависимости от результатов деятельности. Тема 13. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности ассоциированной организации и ее участников. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Модули (разделы) дисциплины и виды занятий
6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
7. Примерная тематика эссе по курсу «Организация управления в ассоциированных организациях» 1.Сравнение эффективности розничной торговой сети и ассоциированной торговой организации, 2.Организация и управление в ассоциированной организации ритейла 3.Организация товародвижения при формировании торговой организации 4.Ассоциация на основе франчайзинга: плюсы и минусы 5.Символьная организация: особенности организации и управления 6.Оценка эффективности торгово – закупочных союзов в РФ 7.Является ли потребительский кооператив в России ассоциированной торговой организацией? 8.Развитие торговой ассоциации на кооперативных началах 9.Анализ организации и управления ассоциированной торговой организации (на примере…..) 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии) 1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2 2.Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 3.Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральные законы РФ 1.Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 2.Федеральный закон 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2010) 3.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах. с изменениями и дополнениями 4.Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с изменениями и дополнениями 5.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц». с изменениями и дополнениями 6.Федеральный закон от 8.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора», 7.Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»» с изменениями и дополнениями. 8.Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", с изменениями и дополнениями 9.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" с изменениями и дополнениями Нормативная литература и справочные издания 1.ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. 2.ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования. 3.ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий. 4. ГОСТ Р 51305-99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. 5.О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации. на 1998 –2005 гг: Постановление Правительства РФ от 15.07.1998г. ; 593 // Российская газета: 1998, 1 июля, С. 5. 6.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.3.6.959-00 7.Торговля в России. Статистический сборник. – М.: «Финансы и статистика». б) основная литература 1.Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. Учебное пособие. – М., Вузовский Учебник/ИНФРА-М, 2012 2.Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. Практикум. Учебное пособие. – М., Вузовский Учебник/ИНФРА-М, 2013 3.Чеглов В.П. Сетевой ритейл: концепции и стратегии, ловушки и решения. Монография – М., Вузовский учебник / ИНФРА-М, 2013 4.Чеглов В.П. Экономика организации (предприятия). Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. Методические материалы по написанию экономических эссе. Учебное пособие, М., изд-во РГТЭУ, 2012 5.Чеглов В.П. Технологические новации, сформировавшие современный ритейл России. Сетевые технологии розничной торговли: практика внедрения и применения в России в 1991 – 2011 гг. Lambert Academic Publishing, 2012 в) дополнительная литература
в) Статьи 1.Чеглов В.П. Промо акция – эффективное оружие торговых сетей – журнал «Российская торговля» № 6 за 2011 г. 2.Чеглов В.П. Проблемы развития сетевой торговли: новые реалии менеджмента – журнал «Кавказские записки» № 2 за 2011 г Журналы: Вестник РГТЭУ, Вестник Академии, Менеджмент и бизнес администрирование, Торговое дело, торговое право. Кавказские записки Газеты: Российская газета, Коммерсантъ, Ведомости, РБК - Дейли г) программное обеспечение : действующее в компаниях - партнерах д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы сайты Retailer.ru, РАПСИ, Консультант Плюс, Гарант 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Предоставляется сетевыми компаниями - партнерами, на которых суденты проходят преддипломную практику (X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, Real, Castorama и др.). 10. Образовательные технологии: При реализации программы дисциплины «Организация управления в ассоциированных организациях» используются различные образовательные технологии. Во время аудиторных занятий лекции проводятся с использованием персонального компьютера (ПК) и проектора, демонстрируются наглядные материалы по рассматриваемым темам. Практические занятия проводятся в формах case-study, дискуссий в предметной области, с применением технологии «мозгового штурма», деловых и ролевых игр, методов НЛП и психотерапевтических приемов. На практических занятиях студентами приобретаются умения решения ситуационных и типовых задач в профессиональной области и разбора конкретных бизнес ситуаций, взятых из практики. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50% аудиторных занятий. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных сетевых торговых компаний, в том числе мастер-классы специалистов компаний. 11. Оценочные средства (ОС): 11.1. Оценочные средства для входного контроля На первом практическом занятии курса студентам предлагаются входные оценочные тесты: 1.Написать организационно-правовые формы ведения бизнеса, принятые в Российской Федерации. Описать особенности применения Указать законодательное обеспечение. 2.Нарисовать линейную, линейно – функциональную, матричную и дивизиональную схемы управления. Пояснить назначение и особенности. 3.Перечислить системы налогообложения, применимые к торговым организациям. Описать условия их применения 11.2.Оценочные средства текущего контроля Текущий контроль осуществляется посредством выполнения студентами заданий на оценку степени освоения профессиональных квалификаций. Оценка ПК 13. Студенту предлагается письменно изложить способы оптимизации персона путем создания торговой ассоциации Оценка ПК 15. Студенту предлагается описать стратегию развития компании McDonald’s, дать объяснения применению тех или иных технологических решений. Оценка ПК – 30. Студенту предлагается на занятии в контрольной работе экономически обосновать создание торговой сети Edeka, торгово –закупочного союза «Т3С». 11.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся Вопросы для самоконтроля содержатся в рекомендуемых для настоящего курса учебных пособиях 11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена или зачета) Вопросы к экзамену (зачету) 1.Понятие ассоциированной организации и ее место в бизнесе. 2.Цели и значение создания торговых и закупочных ассоциаций. 3.Отличие ассоциированной организации от розничной торговой сети. 4.Ассоциированная организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение. 5.История развития ассоциированной формы ведения бизнеса в мире 6.Торговые ассоциации в РФ: цели создания и оценка эффективности 7.Основные технологические новации и их роль при ассоциированном ведении бизнеса. 8.Построение ассоциированной организации под задачи бизнеса 9.Структура, условия и принципы создания. Необходимые правовые документы. 10.Институциональные формы ассоциаций в сфере розничной торговли: организация и управление, преимущества и недостатки. 11.Товарный франчайзинг как основа создания торговой ассоциации 12.Symbol Group. Торговая ассоциация на примере группы компаний Spar 13.Торгово – закупочный союз как форма торговой ассоциации. Цели и механизмы 14.Формирование ассоциации на кооперативных началах 15.Ассоциация как инструмент лоббирования 16.Перспективы торговых ассоциаций на рынке РФ 17.Способы Оценки эффективности и перспектив развития ассоциированных торговых организаций в сфере ритейла 18.Направления оптимизация организационной и управленческой структур в зависимости от результатов деятельности. Разработчик В.П.Чеглов, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономики и управления на предприятиях торговли РГТЭУ Эксперты: Г.Г.Иванов, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Торговое дело» РЭУ им. Г.В.Плеханова М.А.Николаева, д.т.н., профессор, РГТЭУ |
Рабочая программа профессионального модуля организация питания в... Рабочая программа профессионального модуля «Организация питания в организациях общественного питании» разработана на основе Федерального... | Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация... Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Основными задачами преподавания курса является сформировать у студентов общие представления о системе (структуре и процессе) управления... | Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 Организация обслуживания... Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины формирование знаний, умений, компетенций в области документооборота и документационного обеспечения... | Кафедра государственного и муниципального управления Рабочая программа учебной дисциплины «Молодежные субкультуры» составлена в соответствие с требованиями ооп: 040700 «Организация работы... | ||
Рабочая программа дисциплины Основы социологии и политологии Направление... Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | Рабочая программа дисциплины «теория автоматического управления» Цели и задачи дисциплины «Теория автоматического управления» (тау) – изучение общих принципов построения и функционирования автоматических... | ||
Закон РФ «О ветеринарии» Организация производственной ветеринарной службы в различных предприятиях и организациях | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и... | ||
Рабочая программа дисциплины Целью дисциплины является изучение принципов и методов аппаратного и программного обеспечения систем управления технологическим оборудованием... | Пояснительная записка «Современная организация и технология документационного обеспечения управления». Он связан с курсами «Документоведение», «Информационное... | ||
Организация обслуживания в организациях общественного питания Бугаенко Е. В., мастер производственного обучения первой квалификационной категории | Рабочая программа учебной дисциплины основы теории управления Дисциплина «Основы теории управления» относится к циклу профессиональных дисциплин, базовая часть. Для изучения дисциплины «Основы... | ||
Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических... | Рекомендации для проведения тематических учебных занятий в образовательных... Российской Федерации двух новых субъектов –Республики Крым и города федерального значения Севастополь и началом интеграционных процессов... |