Скачать 181.91 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Общая социология» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
Настоящая программа учебной дисциплины «Общая социология» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину . Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика»; http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346998/standart-080100-62.pdf Образовательной программой для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра на 2012-2013 учебный год. 1.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Общая социология» являются
2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать о многообразии школ и теорий социологии Уметь показатьсвязь социологии с социальной и исследовательской практикой Иметь навыки социологического анализа В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку по социологии. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Экономическая история История экономических учений Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знаниями по российской и мировой истории, обществознанию аналитическими компетенциями Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Методы сбора и анализа данных История финансовой мысли 4.Тематический план учебной дисциплины
5.Формы контроля знаний студентов
Эссе студента и письменная работа в ходе итогового контроля должны демонстрировать навыки применения социологической теории для наблюдения и анализа эмпирической реальности.составления программы исследования, выполненной в рамках анализа социальных сетей. Должен быть способен обосновывать отбор агентов для наблюдения, выбор границы сети, выборку связей и их измерения, отбор атрибутов. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается выполнение практических заданий к семинарам. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам.работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0.4* Оэссе + 0.3* Оауд+ 0.3Осам.работа. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0.8* Онакопл + 0.2 *·Озач Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 7. Содержание дисциплиныТема 1. Предмет и методы социологии. Французская социологическая школа. Почему социология может быть интересна экономистам. История развития социологии. Классики. Как обнаружить общество: социальные факты как вещи. Моральный порядок. Самоубийство как социальное явление. Типы самоубийств. Социальная статистика как источник данных для социологии. Механическая и органическая солидарность. Социальные ритуалы. Основная литература: 1. Дюркгейм Э. Социальный элемент в самоубийстве// Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. – 399с.- С. 284-316 (Кн. 3. Гл. 1) – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/index.phpДата обращения: 28.08.2012. 2. Дюркгейм Э.Что такое социальный факт?// Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; [пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А. Б. Гофмана]. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. - 400 c. Дополнительная литература: 1. Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества, обмен, личность. М. 1996. С. 242-263. 2. Мосс М. Обязательное выражение чувств // Мосс М. Общества, обмен, личность. М. 1996. С. 74-82 Тема 2. Социология М. Вебера. Идеальные типы. Типы господства и их отношение к экономике. Легитимность. Легальность, традиция, харизма. Бюрократия. Виды социального действия. Капитализм как наследие общинной регламентации повседневной жизни. «Дух капитализма» и отсылки к работам Маркса. Капитализм и бюрократия. Секты Нового света: религиозный этнос и организация экономической деятельности. Историческая социология. Класс, статус и партия. Основная литература: 1. Вебер М. Типы господства и их отношение к экономике // Социологический журнал, 1988, №5, С. 139-147. 2. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М. 1990. С. 272-306. Дополнительная литература 1. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений // Немецкая идеология. Т.1. [1845 г.] Сочинения. Издание второе. М., 1955 [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/marks_feerbah/ 2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. М. 1955. С. 419–459. Тема 3. Г. Зиммель и формальная социология. Центральный вопрос: как возможно общество? Социальные формы и формообразующие процессы: общение, обмен, конфликт, мода, приключение, флирт, враг, чужак и т.д. Различение универсальной и повторяющейся «формы» и «содержания» в процессе анализа. Диады и триады. Городская жизнь и скрещивание социальных кругов. Цикл моды. Проституция. Популярность и стиль письма. Основная литература: 1. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М. 1996. С.266-291. 2. ЗиммельГ. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. Том 2. Созерцание жизни - М.: Юрист, 1996. С. 486-500. Дополнительная литература 1. Зиммель Г. Женская культура // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М. 1996. С.215-231. 2. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3-4. C. 1-12 3. Simmel G. The stranger // The Sociology of Georg Simmel. New York: Free Press, 1950, pp. 402– 408. Тема 4. Чикагская школа и социология города Экологическая метафора: сообщества, сукцессии, интерстициальные зоны, естественная история и т.д. «Цепочки пищи». Социальная дистанция как пространственная дистанция. Теорема Томаса и базовые желания человека. Социальная картография и концепция концентрических кругов Берджеса. Использование статистических данных и точечные карты. «Социальные миры» и их изучение: элитные кварталы, taxi-dancehall, бордели, банды, бродяги, трущобы, гетто и т.д. Миграция и «маргинальный человек». Конфликт, адаптация, аккомодация и ассимиляция как стадии взаимодействия мигранта и принимающего общества. Связь исследовательской деятельности и социальной работы. Основная литература 1. Парк Р.Э. Организация сообщества и романтический характер// Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3. C. 13-18 2. Бёрджесс Э.У. Рост города: введение в исследовательский проект // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. С. 124-137. 3. Вирт Л. Гетто (журнальный вариант) // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М. 2005. С. 178-2. Дополнительная литература 1. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. Москва. 2005. С. 93-118. 2.Зорбо Х.У. Золотой берег и трущобы (избранные главы)// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2004. № 4. С. 133-167. Тема 5. У. Ллойд Уорнер: символическая жизнь сообщества Локальное сообщество. Типология социальных классов (высший высший, высший низший etc.) и стратификация. Классовые субкультуры. Межклассовая мобильность. Инструментальные и эвокативные символы. Светские и священные символы. Функции символа. Типология ассоциаций. Ритуальное измерение политики. Основная литература 1. Уорнер У.Л. Живые и мертвые: Исследование символической жизни американцев. СПб. 2000. (Гл. 2 и 3.) Дополнительная литература 1. Уорнер У.Л. Сакральные символические системы // Живые и мертвые: Исследование символической жизни американцев. СПб. 2000. С. 363-468. Тема 6. Н. Элиас. Процесс цивилизации. Понятие фигурации. Цивилизационный процесс. Человек раннего средневековья. Регулирование аффектов. Высшие классы, ситуация соперничества и регулирование поведения. Книги об этикете как исследовательский материал. Придворное общество. Монополия на насилие, увеличение цепочек взаимозависимости между людьми и их последствия. Реорганизация отношений и структуры личности. Основная литература 1. Элиас Н. О процессе цивилизации. Т.1. Москва-Петербург. 2001. С. 132-145, 177-184, 244-266. Дополнительная литература 1. Элиас Н. Проект теории цивилизации // О процессе цивилизации. Т.2. Москва-Петербург. 2001. С.237-341 Тема 7. Микрофизика власти. М. Фуко Дисциплины. Паноптикон как метафора. «Знание-власть». Исследование развития психиатрии и формирование понятия «безумие»». История сексуальности и перемещениесексуального в дискурс. Фрейд и появление языка для обсуждения сексуальной жизни. Основная литература: 1. Фуко М. Дисциплина // Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М. 1999. С. 197-283 Тема 8. Г. Гарфинкель и этнометодология Социальный порядок как центральный вопрос. Как сделать обыденные сцены заметными: этно методологический эксперимент. Изучение нравственного закона «вне нас» как техническая задача. Фоновые ожидания. Свойства обыденного дискурса. Управление повседневностью. Стремление нормализовать возникающие несоответствия. Повседневное достижение желаемого социального статуса. Случай Агнесс и ситуации статусного перехода. Принудительность социальных категорий. Основная литература 1. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий // Социологическое обозрение, 2009, т. 8, № 1, с. 10–51. 2. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение Том 2. № 1. 2002. С. 34-50, С. 64-69. Дополнительная литература 1.Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. — 335 с. Тема 9. Социология П. Бурдье. «Объединительная парадигма»: структурализм и конструктивизм. Габитус. Вкус. «Легитимный вкус». Практики. Классы и классовое воспроизводство. Доминирующие и доминируемые. Различение. Культурный, экономический, социальный и символический капитал. Конвертация капиталов. Поля художественного/научного производства. Поле политики. Основная литература 1.Бурдье П. Формы капитала. // Экономическая социология. 2002. Т. 3. №5. С. 60–74. Дополнительная литература 1.Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. - Harvard University Press, 1984.– 613p. Тема 10. Неоструктуралисты и анализ социальных сетей. Математические модели социальной структуры. Гарвардская революция. Реляционная социология. Анализ социальных сетей. Блок-модели. Анатомия родства. Количественный анализ социальных ролей. Сети и рынки. Ученики Уайта. Шесть ступеней разделения и эксперименты Милгрэма. Основная литература: 1.Грановеттер М. Сила слабых связей// Экономическая социологи, 2009, № 4, С. 31–50 В ходе работы на семинарских занятиях предусмотрен разбор практических задач и кейсов по темам лекций. 8.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1.Тематика заданий текущего контроляТематика : 1. Какой тип господства может проиллюстрировать история жизни пророка Мухаммеда? 2. Примените схему анализа, предложенную Марксом, для того, чтобы объяснить, почему появилась какая-либо популярная идеология (приведите конкретный пример в развернутой форме). 3. Чем государственные предприятия отличались от других типов предприятий, и каким образом они способствовали развитию капиталистического духа? 4. Какой тип господства может проиллюстрировать история правления Екатерины Второй? 5. Классифицируйте самоубийство пилота-камикадзе в соответствии с типологией, предложенной Дюркгеймом. Поясните, почему вы причислили это самоубийство к тому или иному виду в развернутой форме. Поясните, почему теория «среднего человека» Кетле не может объяснить такое самоубийство. 6. Классифицируйте самоубийство террористов, направивших самолеты на башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, в соответствии с типологией, предложенной Дюркгеймом. Поясните, почему вы причислили это самоубийство к тому или иному виду в развернутой форме. Поясните, почему теория «среднего человека» Кетле не может объяснить такое самоубийство. 8.2.Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету:
9.1. Базовые учебники1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994.—496 с. – URL: http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/American.htm. Дата обращения: 28.08.2012. 2. Теоретическая социология : [в 2 ч.] : антология / под ред. [и с предисл.] С. П. Баньковской. - М.: Книж. дом "Университет", 2002.
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: ORA
|
Программа дисциплины «Общая социология» для направления 080100. 62... Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | Рабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика» Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100.... Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 – Социология подготовки бакалавра | ||
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | Программа «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100.... | ||
Программа дисциплины «Маркетинг» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Восточные коллекции в музеях мира для направлений... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины "Международная экономика" для направления 080100.... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины "Международная экономика" для направления 080100.... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Социология, модуль I. Общая социология» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 "Экономика" Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 "Экономика", профиль "Мировая экономика" подготовки бакалавра |